КОПЬЯК А.С. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ


КОПЬЯК А.С. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/04/240 (дата обращения: 04.10.2017).

Копьяк Антон Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный университет

магистрант

         

В настоящем докладе мы прежде всего будем обращаться к собственному опыту работы в студенческой юридической клинике[i], возможно тем самым вносим некий субъективизм в нашу работу. Тем не менее автор взглянет на проблему существования юридических клиник исключительно с позиции студента-юриста.

В качестве вступления хотелось бы отметить, что нормативной базой для создания студенческих юридических клиник является подзаконные нормативные правовые акты[ii]. Из них следует, что при каждом юридическом ВУЗе (Юридическом факультете ВУЗа) должна работать студенческая юридическая клиника, где студенты могли бы получать практические навыки на реальных делах и навыки работы непосредственно с клиентами. Однако на 2010 год студенческих юридических клиник работало только девять при ВУЗах и одна («Открытая юридическая клиника Санкт-Петербурга») межвузовская[iii]. Не трудно подсчитать, что действующих клиник для практического обучения студентов-юристов явно не достаточно, учитывая то, что юриспруденция до сих пор остается одной из самых востребованных специальностей у нынешних абитуриентов. Другое дело, что студенты не особо хотят туда идти – в дополнение к учебной нагрузке их призывают участвовать и во вне учебной, т.е. в свободное от учебы время работать с клиентами. Конечно практические навыки, которые они получат в процессе самостоятельной работы, под контролем у опытных наставников, бесценен. Он повышает их профессиональный уровень как будущих специалистов, дает возможность противостоять той конкуренции, которая вызвана переизбытком юристов. Однако, даже те студенты, которые пришли в студенческую юридическую клинику за практическими навыками, покинут ее как только приобретут искомое, т.е. получат бесценный юридический опыт. Очень трудно удержать человека который обладает опытом (или который считает что им обладает) при условии что этот опыт он будет применять бесплатно. Хороший специалист безусловно покинет юридическую клинику и в лучшем случае сформирует собственную клиентскую базу и будет работать с собственными клиентами и получать определенный доход, или уйдет на работу в качестве юриста (помощника юриста) в коммерческую структуру. С одной стороны так и должно быть в принципе, человек считает, что он перешел на гораздо высокий уровень и теперь он готов за свою работу выставлять счет, но методически такая система может негативно отразиться на работе студенческой юридической клиники, в частности на уровне консультаций клиентов (в случае если клинику покинут сильные консультанты) и на обучении практическим навыкам более младших студентов юридической клиники. Этот вывод выходит из нашего мнения, о том что, необходимо формировать рабочие группы по работе с клиентами из студентов имеющих разный уровень подготовки (студентов разных курсов обучения), в этом случае студенты обладающие меньшими знаниями будут учиться у своих старших коллег. Это освободит куратора клиники от многих проблем, в частности: качество интервьюирования клиента, качество подготовленной консультации, сроков и т.д. Поэтому клиника должна прививать студенту и этические принципы работы юриста (в том числе и как возможность удержать студентов долго работающих в клинике). Кроме того, не меньшее значение имеет и моральный аспект такой работы – помощь нуждающимся и малоимущим гражданам, что в свою очередь воспитывает этическую составляющую нашей профессии. Показывать молодому специалисту, что первоочередным должно быть не размер гонорара, а сама помощь людям которым она необходима. При отсутствии этого мы в своем профессиональном сообществе будем окружены настоящими «адвокатами дьявола», для которых не существует никаких морально-нравственных принципах, и пример Ф.Н. Плевако с его готовностью отказаться от большого гонорара и прийти на помощь простому человеку, уже никого не будет вдохновлять. Между прочим доступность юридической помощи вне зависимо от материального положения, это положение находит свое закрепление в ряде нормативных правовых актов[iv].

Также мне хотелось коснуться вопроса о границах самостоятельности в работе студента над делом. Необходимо учитывать, что работа юриста (пусть это пока еще только студент-юрист) – это работа творческая. В процессе подготовки консультации юрист ставит себе вопросы, которые отражают стремление клиента (поставленные им цели), и отвечает на них, т.е. консультирует, дает юридически обоснованный ответ. Основа консультации – это законодательство, правоприменительная практика, справочная информация, но структура консультации, ее язык, толкование права и правоприменительной практики, взаимосвязи элементов – это интеллектуальный продукт юриста. Консультация должна давать объективное решение, клиенту должно быть показано несколько способов разрешения его проблемы, должен быть рекомендован, по мнению юриста, наиболее подходящий путь такого разрешения. Юриспруденция это такая отрасль знания где правильный путь может быть и не один. Каждый из путей ведет к различному результату. Что делать, если студент клиники и куратор не сойдутся в путях решения проблемы? К примеру: если студент видит, что дальнейшее консультирование клиента не представляется возможным, а куратор настаивает на поиске все новых путей разрешения проблемы? За кем в этом случае должно оставаться последнее слово? Безусловно за куратором, ибо это человек компетентный в области юриспруденции более нежели студент. Однако по нашему мнению студент имеет право дачи мотивированного ответа клиенту (тут мы не говорим о заведомо ошибочных ответах). Мы не должны забывать, что решения проблемы, точнее путь решения, всегда должен оставаться за клиентом, и мы юристы не должны навязывать ему собственные пути такого решения, думать за него, что для него же лучше. Мы можем только рекомендовать тот или иной путь решения и просвещать его о возможных последствиях такого шага.

В заключении хотелось бы сказать о стимулировании студентов к работе в студенческой юридической клиники. Мне кажется, что нужно акцентировать внимание на двух моментах. Во-первых, как мы говорили выше, говорить студентам, что работа в клинике даст им практические навыки, которые они не могут получить просто посещая лекции и семинары в ВУЗе, о том, что их необходимо нарабатывать. Рано или поздно им придется этим заняться, т.к. работодателю в настоящее время нужен специалист готовый к реалиям сегодняшнего дня, способный сходу влиться в рабочий процесс. Современный работодатель не заинтересован на обучении молодого юриста только что пришедшего из ВУЗа. Современный юрист, если он хочет заниматься юридической практикой, должен иметь больше практические, нежели теоретические знания. Порой молодой юрист выходит из ВУЗа с уже устаревшими знаниями, по причине того, что информация полученная на первом – втором курсах могла за это время потерять свою актуальность. Во-вторых, работа студентов в студенческих юридических клиник должна зачитываться им в качестве практики. Убежден, что не все ВУЗы эту работу засчитывают в качестве таковой, считая, что раз студент проявляет инициативу – работает с клиентами, он молодец, но обязательную практику для него никто отменять не собирается.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

4. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599. // Правовая база Консультант Плюс.

5. О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе высших учебных заведений,  осуществляющих подготовку юридических кадров: Приказ Минобразования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433. (в ред. приказов Минобразования РФ от 25 декабря 2002 г. № 4592, от 01 марта 2004 г. № 944) // Правовая база Консультант Плюс.

6. Бесплатная юридическая помощь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Справочник. Американская ассоциация юристов, 2010. С. 120-134.

 

Сноски:

 

 


[i] В 2009 году автор работал в «Открытой юридической клиники Санкт-Петербурга»; общественной приемной Сеть «Социальной» правозащиты Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

 

 

[ii] О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599. // Правовая база Консультант Плюс; О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе высших учебных заведений,  осуществляющих подготовку юридических кадров: Приказ Минобразования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433. (в ред. приказов Минобразования РФ от 25 декабря 2002 г. № 4592, от 01 марта 2004 г. № 944) // Правовая база Консультант Плюс.

 

 

[iii] Бесплатная юридическая помощь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Справочник. Американская ассоциация юристов, 2010. С. 120-134.

 

 

[iv] Конституция Российской Федерации. М., 2011. (п. 1 ст. 48); Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102. (ст. 26 – бесплатная помощь адвокатов); Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. (ст. 45 – о представлении прокурором в гражданском судопроизводстве интересов лиц, которые самостоятельно, в силу уважительных причин, представлять свои интересы не могут) и др.

 



Все статьи автора «Копьяк Антон Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: