ЧИРНИНОВ А.М. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: , , , ,


ЧИРНИНОВ А.М. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/05/325 (дата обращения: 29.04.2017).

Сфера общественно-правовых отношений,  которая регулируется нормами административного права, является одной из наиболее важных в условиях современной России, которая объявляет себя правовым государством и движется по пути интеграции в мировое сообщество. Индикатором уровня развитости правового государства, в частности, является и наличие административных судов.

Дискуссии о необходимости формирования системы административных судов ведутся  уже давно. Их появление, без сомнений, создаст дополнительные гарантии защиты прав и свобод граждан и повысит эффективность правосудия. Создание административных судов развивает  Конституцию РФ (ч. 2 и ч. 3 ст. 118, ст. 126, ч. 3 ст. 128) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[1] (ст. 26), которые допускают учреждение специализированных федеральных судов,  в том числе и административных. Данные суды, безусловно, вписываются в судебную систему и имеют под собой конституционно-правовую основу.

Кроме того, утверждена «Программа развития судов общей юрисдикции и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года»[2]. В ней говорится о необходимости создания административных судов в «целях совершенствования, развития и повышения эффективности судебной системы, что, в свою очередь, служит обеспечению доступности правосудия».

Можно предположить, что такая позиция основана на многократно возросшем за последнее время количестве судебных дел о признании незаконными нормативных правовых актов различных ветвей власти, споров между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, жалоб о нарушениях избирательного законодательства и других, возникающих в сфере административно-правовых отношений, которые становятся более актуальными.

Уже давно вопрос о создании административных судов активно обсуждается на страницах научных изданий, где высказываются различные точки зрения. Их можно обобщить на две большие группы:

1)    Отстаивается позиция о необходимости создания специализированных административных судов.

2)    Высказываются возражения против формирования административных судов, их создание считается нецелесообразным.

Ряд авторов утверждают, что административные суды – это объективная необходимость. Так А.В. Власов утверждает, что «рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений, должны рассматриваться исключительно в специализированных судах»[3]. К подобному выводу приходит и А.И. Сапожников. Он утверждает, что «введение административных судов является конституционным долгом законодателя. Создание органов административной юстиции не только осуществит закрепленные Конституцией положения, но и выведет Россию в этом вопросе на общеевропейский уровень»[4]. Т.В. Казина выдвигает тезис о том, что «создание системы административных судов  является важным показателем укрепления судебной власти в России, вектор, доказывающий продолжение правовой реформы, и индикатор роста правосознания российских граждан»[5].

Ну и кроме всего прочего, позиция сторонников первой группы ученых (главным идеологом здесь выступает председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев) находит свое практическое воплощение. Как всем известно, Верховный Суд, воспользовавшись правом законодательной инициативы,  еще в сентябре 2000 г. внес в Государственную Думу проект ФКЗ «О федеральных административных судах». Через два месяца проект был успешно принят в первом чтении.

Этим законопроектом предполагалось создание 500 межрайонных судов первой инстанции. Каждый суд должен был охватывать территорию приблизительно от 4 до 8 районов, для чего потребовалось бы около пяти тысяч судей. В качестве второй инстанции предполагалось создание 21 окружного суда (от двух до семи субъектов РФ) в составе 500-600 судей. Таким образом, проект  предполагал сделать административные суды максимально независимыми от местных властей по аналогии с системой арбитражных судов, где судебные округа не совпадают с административно-территориальным делением страны.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев неоднократно подчеркивал, что «в создании административных судов предлагается несовпадение судебных округов с административно-территориальным делением, что является одним из гарантированных условий для объективного рассмотрения дел»[6]. Однако, на мой взгляд, это создаст больше проблем, нежели принесет пользы. Если межрайонные суды будут созданы, чтобы обслуживать несколько районов, зна­чит, многим гражданам и юридическим лицам будет затруднена судебная защита их прав. Учитывая огромные расстояния нашей страны, бесспорно, появится проблема доступности правосудия.

Какие же еще доводы приводят сторонники первой позиции? Они утверждают, что, поскольку адми­нистративные дела специфичны, сложны, их должны рассматривать специальные суды.

Однако положение данного тезиса остро критикует проф. Д.Н. Бахрах: «В данном случае возможна и необходима не специализация судов, а специализация судей по административным делам, подобно тому, как уже многие годы осуществляется спе­циализация судей по уголовным, гражданским делам»[7]. Зачем создавать административные суды? Ведь «мало кому при­ходит в голову идея создать специальные уголовные или гражданские суды, хотя многие уголовные и граж­данские дела намного сложнее административных».

По мнению Н.В. Соколовой, необходимость создания упорядоченной системы административных судов обусловлена «тремя основными причинами: острой социальной потребностью в эффективном судебном контроле за законностью решений и действий органов исполнительной и законодательной власти; отсутствием должного уровня профессионализма у судей общей юрисдикции, рассматривающих вопросы публичного права в области административно-правовых отношений; перегруженностью судов общей юрисдикции»[8].

Однако попытка создания системы администра­тивных судов не увенчалась успехом. 12 февраля 2010 г. Государственная Дума приняла решение о прекращении дальнейшего рассмотрения и продвижения законопроекта «О федеральных административных судах». И это не удивительно.

Бесспорно, что проблемы создания администра­тивных судов имеют многоаспектный характер организационного, процессуального, материального и даже политического плана. К их числу можно отнести следующие:

1)            Отсутствие ясности в концепции административной юстиции;

2)            Невысокая общественная потребность в таких судах (безусловно, суды общей юрисдикции и арбитражные суды пока работают успешно);

3)            Нехватка финансовых средств. На создание административных судов, по информации Верховного Суда РФ, потребуются более 5 млрд. рублей. Поэтому такой шаг видится нецелесообразным (острой необходимости в административных судах на данный момент нет);

4)            Низкая степень систематизации административного права. В частности, не принят Кодекс административ­ного судо­производства Российской Федерации, в соответствии с которым будут проходить судебные процедуры.

5)            Не решена проблема подсудности.

Если и допустить создание административных судов, то возникает логичный вопрос: а какие категории дел они будут рассматривать? На основе анализа научной литературы, норм раздела ГПК «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» (ст. 245-261), раздела АПК «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публично правовых отношений» (ст. 189-216), а также норм КоАП РФ можно сделать вывод о разновидностях административных дел. Это административно-деликтные и административно-тяжебные дела[9].

Административно-деликтные дела вытекают из совершений административных правонарушений, когда  рассматриваются дела о привлечении физических и юридических лиц к административной ответствен­ности. Административно-тяжебными признаются дела по оспариванию деяний (действий, актов, бездействия) субъектов публичной власти.

И.М. Галий предлагает «отнести к подсудности административных судов помимо самих административно-правовых споров, возникающих из публично-правовых отношений, также дела об административных правонарушениях»[10].

Для этого потребуется изъять категорию дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, из арбитражных судов (а это львиная доля всех дел, рассматриваемых арбитражными судами[11]) и судов общей юрисдикции, что в свою очередь приведет к коренной ломке всей судебной системы РФ. Такое положение вещей не представляется возможным оценивать положительно.

Приведенные доводы положительных и проблемных аспектов административных судов позволяет сделать вывод: на современном этапе, безусловно, необходимо «готовить почву» для создания административных судов. Однако с учетом нынешних экономических и политических реалий формирование административных судов возможно только в рамках действующей судебной системы (увеличение штата судов общей юрисдикции и проведение специализации судей представляется лучшим вариантом). К тому же, если обращаться к зарубежному опыту – кто доказал, что в Англии, США, где нет специальных административных судов, права граждан защищены хуже, чем во Франции, Германии, где такие суды есть?

В России на данный момент существуют все условия для создания системы административных судов. Однако в данном случае необходимо руководствоваться принципом целесообразности. Учитывая наши территориальные размеры и существующую систему правосудия, а также отсутствие четко проработанной концепции административной юстиции, не следует создавать систему административных судов и ломать уже сложившуюся судебную систему.


[1]   «Российская газета», N 3, 06.01.1997

[2]    Постановление Президиума Совета судей РФ от 26.12.2007 N 133

[3]   Власов А.В. Какой будет административная юрисдикция?// «Российская юстиция», -2002, №11.- С.17

[4]  Сапожников А.И. К вопросу о создании административной юстиции в Российской Федерации // «Адвокатская практика», 2008, – №1, С. 42-44

[5]  Казина Т.В. О некоторых проблемах административной юстиции в современной России /Административное право и процесс. -2008. – № 1. – С. 31 – 32

 

[6]   Руднев В. Административные суды: быть или не быть? // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 20.

[7]   Бахрах Д.Н. «Нужна спе­циализация не судов, а судей» // Российская юстиция, 2003, №2, С.10

[8]   Соколова Н.В. О некоторых проблемах создания административного правосудия в России// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2008. №1 С. 23

[9]    Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М., 2004. – С.741

[10]    Галий И.М. Промежуточные итоги и перспективы реализации идеи создания административных судов // Судья. 2007. №3. С.11-20

[11]    В первом полугодии 2011 года арбитражными судами субъектов было рассмотрено 160509 дел (32,4% от всех дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов) http://www.arbitr.ru/_upimg/758C971D400EDE3EE299C1A078E77811_2.pdf



Все статьи автора «chir-aldar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: