ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗЛИЧИЯ ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ

Мартасов Дмитрий Владимирович
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Martasov Dmitriy Vladimirovich
Ogarev Mordovia State University

Библиографическая ссылка на статью:
Мартасов Д.В. Проблема многообразия организационных форм субъектов В Российской Федерации и различия их конституционно-правовых статусов // Политика, государство и право. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/06/448 (дата обращения: 02.10.2017).

Процесс становления и формирования федерализма в России имеет долгую историю, начиная от Российской империи и по современное время. И на протяжении всего времени руководители страны искали лучший способ руководством страны  и для обеспечения интересов всего населении нашей многонациональной страны. Так как безусловно главный критиком государства  является народ. И то насколько будут учтены и обеспечены потребности и желание народа от этого зависит итоговый результат всей деятельности. Важнейшая проблема, которая стоит перед руководством страны является- наличие множества организационно-правовых форм субъектов РФ.Согласно ст. 5 Конституции  «РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- равноправных субъектов РФ. Ч.4 ст.5 Конституции закрепляет, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Ч. 4 ст. 5 Конституции предусматривает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны[1]. По родовой принадлежности, субъекты РФ подразделяются на: 1. государства- республики; 2. национально-территориальные образования – автономная область, автономные округа;3. территориальные образования – края, области, города федерального значения.Конституционно-правовой статус субъекта включает в себя следующие элементы: 1. Принципы статуса, 2. Атрибутивные признаки; 3. Права и обязанности;  4. Гарантии прав субъектов;  5. Ответственность субъектов. Принципы конституционно-правового статуса: принцип равноправия субъектов; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ ; единство системы государственной власти. Атрибутивные признаки: официальное наименование; официальные символы; территория ; органы государственной власти; предметы ведения и полномочия; законодательство; собственность субъектов РФ. Наиболее общей гарантией, имеющей наивысшую юридическую силу, как отмечает М.В. Баглай, является конституционный строй и его принципы[5]. К числу мер конституционной ответственности субъектов в федерации относятся: временное перераспределение или изъятия предметов ведения и полномочий в пользу исключительно органов Федерации; назначение специальных федерального представителя для управления субъектом; ввод специальных полицейских или военных подразделений, в случаях определенных федеральным законодательством и отстранение от должности и роспуск органов государственной власти субъектов Федерации; отмена или приостановление действия актов органов власти субъектов органами государственной власти Федерации[6].Несмотря на то, что Конституция РФ выделяет важнейшим принцип равноправия субъекта, по-нашему мнению существуют различия в организационных формах субъектах, а соответственно и в правовом статусе. Во-первых: хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на то, что С.А. Авакьян считает последовательность перечисления  субъектов в Конституции досталось ещё с СССР, и ни в коей мере не означает возвышение одних субъектов над другими, но я всё-таки думаю, что сам факт именно таким образом расположить субъекты, а именно: республики, края, области, города федерального значения, автономная область , автономные округа даёт нам право говорить о различии их в статусе.Во-вторых: существуют особенности у отдельных организационных форм. Спецификой республик является то, что они созданы по национально-территориальному признаку, отраженному в названии большинства субъектов РФ; по Конституции РФ республики обозначены как государства (ч.2 ст.5) ; имеют в качестве своего главного правового акта конституцию, а другие субъекты- уставы.; Конституция республики может быть принята как её органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодательной власти; республики имеют право на установление своих государственных языков, которые уподобляются наряду с государственным языком РФ;  для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохранение и использование их родных языков[4]. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 16-П говорится о том, что проживающим в Республике Татарстан лицам, которые не владеют татарским языком, предоставляется возможность изучать егоОднако регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов Российской Федерации[2]. Также в качестве преобладания статуса республики над другими организационными формами является то, что в ч.3 ст. 4  ФКЗ « О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», предусматривается » в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области»[3].В-третьих, что касается остальных субъектов, то края и области образованы по территориальному признаку, автономные округа по национальному. Также согласно ч.3 ст. 66 Конституции РФ, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области или автономном округе. В связи с тем, что автономный округ входит в состав края или области, то отношения между ними могут регулироваться договором. На современном этапе перед Россией стоят большие задачи, решение и исполнение которых должно быть незамедлительно, если мы стремимся быть сильной и конкурентоспособной страной.Прежде всего, руководству страны следует определиться: какое мы государство строим и какое политико-административное устройство лежит в её основе: федерация или унитарное государство или федерация с элементами унитарного?Затем, определиться с субъектным составом РФ, а именно какие организационные формы будут предусмотрены, какой их статус и т.д.Для решения  данных вопросов, мы предлагаем разработать Концепцию развития федеративных отношений на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, чтобы определить основные векторы развития нашего федеративного устройства и постепенно реализовывая все намеченные задумки в этом программной документе.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. ( в ред. от 30 дек. 2008 г.) // Рос. газ. – 1993.- 25 дек.
  2. Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан”, части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан”, пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан “Об образовании” и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации” от 16 ноября 2004 г. №16-П // Российская  газета – 2004. – 23 ноября
  3. Федеральный конституционный закон « О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001, № 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.- № 52 (Часть I). Ст. 4916.
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- 2-е изд., пер. и доп. – В 2 т. Т.2. – М.: Юристъ, 2006. – С.113-114
  5. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов / М.В. Баглай.- М.: НОРМА, 2001. – С.257
  6. Борисова М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта РФ/ М.М. Борисова, И.Г. Дудко.- М.: Юрлитинформ, 2010.- С.240


Все статьи автора «Мартасов Дмитрий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: