ФРОЛОВ В.В. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950 – 1955 ГГ.

Ключевые слова: , , , , ,


ФРОЛОВ В.В. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950 – 1955 ГГ.


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/11/584 (дата обращения: 02.05.2017).

Фролов Василий Владимирович

Ст. преподаватель Псковского филиала СПбГЭУ

frolov1406@mail.ru

 

После распада СССР и по настоящий момент времени в России происходит становление нового правового демократического государства, в котором на органы прокуратуры возложена особая роль: конституционного правозащитного, а также надзорного института государственности. Для того чтобы реформирование и развитие данной государственной структуры происходило как можно более эффективно необходим не только поиск новых идей, но и активное использование государственно-правовых традиций и исторического багажа прошлых лет, в том числе советского периода.

В представленной статье мы рассмотрим материально-техническое оснащение прокуратуры Псковской области в 1950 – 1955 гг. (последние годы «позднего сталинизма»).

Согласно данным «Сметы административно-хозяйственных расходов прокуратуры Псковской области», в 1950 г. финансовый отдел Прокуратуры РСФСР выделил центральному аппарату прокуратуры Псковской области 33000 руб. на аренду и содержание помещений, 5000 руб. на текущий ремонт жилых зданий, 13900 руб. на содержание автотранспорта, 19000 руб. на канцелярские и типографские расходы, 25600 руб. на почтово-телеграфные и телефонные расходы, 38300 руб. на командировочные и служебные разъезды (в районные центры, Ленинград и Москву), 17920 руб. на приобретение и ремонт инвентаря и 2000 руб. на капитальный ремонт служебных зданий и помещений областной прокуратуры средств выделено не было [3, л. 10].

Местные органы прокуратуры области (городская и районные прокуратуры) в общей сложности получили от вышестоящих инстанций 57200 руб. на аренду и содержание помещений; 21000 руб. на текущий ремонт жилых зданий, 62500 руб. на содержание и наем автотранспорта, 27000 руб. на канцелярские и типографские расходы, 77200 руб. на почтово-телеграфные и телефонные расходы, 20976 руб. на командировочные и служебные разъезды [3, л. 21 – 22].

В 1952 г. для центрального аппарата прокуратуры была выделена следующая сумма: 21000 руб. на аренду и содержание помещений, 3000 руб. на текущий ремонт жилых зданий, 8000 руб. на капитальный ремонт служебных зданий и помещений, 10000 руб. на содержание автотранспорта, 15400 руб. на канцелярские и типографские расходы, а также на приобретение периодической литературы (в этот период времени областная прокуратура приобретала следующие газеты и журналы: «Ведомости Верховного Совета», «Известия», «Правда», «Культура и жизнь», «Псковская правда», «Большевик», «Практика Верховного Суда», «Советское государственное право», «Социалистическая законность» – В.Ф.), 21400 руб. на почтово-телеграфные и телефонные расходы и, наконец, 38500 руб. на командировочные и служебные разъезды [4, л. 18].

Периферийным прокуратурам Псковской области в 1952 г. финансовым отделом Прокуратуры РСФСР было перечислено 40000 руб. на аренду и содержание помещений; 17000 руб. на текущий ремонт жилых зданий, 143000 руб. на капитальный ремонт служебных зданий и помещений, 32000 руб. на содержание и наем автотранспорта, 19000 руб. на канцелярские и типографские расходы, 7000 руб. на почтово-телеграфные и телефонные расходы, 92000 руб. на командировочные и служебные разъезды, 4000 руб. на ремонт служебного инвентаря и оборудования [4, л. 21].

В 1955 г. размер финансирования центрального аппарата прокуратуры области составлял следующую сумму: 23000 руб. было выделено на аренду и содержание помещений, 7000 руб. – на ремонт инвентаря и оборудования, 2000 руб. – на приобретение оборудования и инвентаря, 5000 руб. – на капитальный ремонт служебных зданий и помещений, 10000 руб. – на содержание автотранспорта, 38000 руб. – на канцелярские и типографские расходы, а также на приобретение периодической литературы, 25000 руб. – на почтово-телеграфные и телефонные расходы и, наконец, 36000 руб. – на командировочные и служебные разъезды [6, л. 11].

Городской и районным прокуратурам Псковской области было перечислено 45000 руб. на аренду и содержание помещений; 17000 руб. на капитальный ремонт жилых зданий, 18000 руб. на ремонт инвентаря и оборудования, 6000 руб. на приобретение оборудования и инвентаря, 27000 руб. на содержание и наем автотранспорта, 55000 руб. на канцелярские и типографские расходы, 7000 руб. на почтово-телеграфные и телефонные расходы, 89000 руб. на командировочные и служебные разъезды, 4000 руб. на ремонт служебного инвентаря и оборудования [6, л. 14].

Таким образом, мы видим, что в исследуемый период происходит постепенное (пусть и медленное) увеличение финансирования органов прокуратуры Псковской области.

В первой половине 1950-х гг. при региональных прокуратурах РСФСР (прокуратура Псковской области не была исключением) стали создаваться кабинеты криминалистики, а в штатные расписания этих прокуратур вводиться должности прокуроров-криминалистов. Эти кабинеты укомплектовывались различным специализированным оборудованием, техническими средствами и наглядными пособиями. При них создавались фотолаборатории и библиотеки со специальной литературой. Они становились своего рода учебными центрами, способствующими подъему профессиональной квалификации следователей органов прокуратуры на местах [1, с. 125].

В начале 1950-х гг. Прокуратура СССР провела достаточно весомую работу по изготовлению 5000 следственных чемоданов и рассылке их прокурорско-следственным органам страны. В соответствии с письмом Генерального прокурора СССР всем следователям вменялось в обязанность научиться использовать имевшиеся в следственных чемоданах научно-технические средства для успешного расследования преступлений. Для обучения приемам работы с этими научно-техническими средствами организовывались специальные учебные семинары, которые проводились по специально разработанной программе [2. с. 38].

А вот транспортом прокуратура Псковской области в 1950 – 1955 гг. была обеспечена неудовлетворительно. Если у большинства районных прокуратур главным видом транспорта оставались лошади, то центральный аппарат областной прокуратуры имел свой небольшой автопарк, состоявший из легкового автомобиля «М-1» (выпуск 1940 г.), автомобиля «Москвич» (выпуск 1950 г.), грузового автомобиля «ГАЗ-51» (выпуск 1950 г.) [5, л. 17]. 

В заключение необходимо отметить, что если во второй половине 1940-х гг. высшее партийное и государственное руководство СССР относилось к прокуратуре как к второстепенному государственному институту, основное внимание, уделяя развитию и оснащению органов госбезопасности, то в первой половине 1950-х гг. ситуация меняется: правительство начинает предпринимать ряд мероприятий по улучшению материально-технической базы региональных (областных) прокуратур, но этих усилий было явно недостаточно для того чтобы придать органам советской прокуратуры ту значимость и авторитет, которые декларировались в Конституции СССР 1936 г.

 

Источники и литература

1. Бобровский С.С. Становление и развитие территориальных органов прокуратуры СССР в Центральном Черноземье (1934 – 1953 гг.): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2003.

2. Кирячев М.В. История территориальных органов прокуратуры СССР в 1953 – 1964 гг. (на материалах Центрального Черноземья): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2006.

3. Государственный архив псковской области (ГАПО). Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 114.

4. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 135.

5. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 162.

6. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 216.



Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: