УДК 342.7

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Додонова Анастасия Дмитриевна
Орловский филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ
Аспирантка кафедры конституционного и муниципального права

Аннотация
Данная статья посвящена становлению и развитию института Уполномоченного по правам ребенка в современной России. Проведенное исследование позволяет утверждать, что данный институт продемонстрировал полную состоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по восстановлению их нарушенных прав.

Ключевые слова: законные интересы., Институт Уполномоченного по правам ребенка, права, свободы, современная Россия


INSTITUTE OF THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN AS A MECHANISM TO PROTECT THE RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS IN CONTEMPORARY RUSSIA

Dodonova Anastasiya Dmitrievna
Orel branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Graduate student of constitutional and municipal law

Abstract
This paper focuses on the establishment and development of the Commissioner for Children's Rights in modern Russia. The study suggests that the institution has demonstrated full viability as a special court in control of the observance of the rights, freedoms and legitimate interests of the children and the ongoing work on the restoration of their violated rights.

Keywords: freedoms and legitimate interests, Institute of the Ombudsman for Children, modern Russia, the rights


Библиографическая ссылка на статью:
Додонова А.Д. Институт Уполномоченного по правам ребенка как механизм защиты прав, свобод и законных интересов в современной России // Политика, государство и право. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/05/757 (дата обращения: 30.04.2017).

В Российской Федерации отсутствует целостная система действий в отношении защиты детства, улучшения положения семей с детьми (законодательных, организационных, финансовых, кадровых и иных).

Так, согласно Конвенции о правах ребенка , ребенок имеет отличительные от взрослых права, свободы и законные интересы и является самостоятельным субъектом права. Это обусловливает необходимость введения особых механизмов защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. Таким механизмом защиты прав, свобод и законных интересов детей признан институт Уполномоченного по правам ребенка.
Как говорится в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе ». Следует предпринять системные усилия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам ребенка и правового обеспечения его деятельности, в связи с несформированностью системы защиты прав ребенка в Российской Федерации и ее субъектах.
Рассмотрим историю возникновения института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Как отмечает А.С. Автономов: «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в России прошло уже несколько этапов, – каждый из которых характеризовался определенной нормотворческой деятельностью. При этом, с самого начала, должности уполномоченных по правам ребенка учреждались на уровне субъектов Российской Федерации, в то время как на федеральном уровне такая должность не только не была учреждена, но даже не предпринималось шагов, которые могли бы к этому привести… законопроект, который действительно мог бы быть внесен на рассмотрение Государственной Думы, хотя бы в первом чтении, так и не был разработан» .
Важно подчеркнуть, что первые классические парламентские уполномоченные по правам ребенка были учреждены в пяти субъектах Российской Федерации: Новгородской областях, Волгоградской, Калужской, Санкт-Петербурге . А также в Екатеринбурге руководителями соответствующих регионов были учреждены уполномоченные по правам ребенка, которые действовали на основании положений, утвержденных главами исполнительной власти.
Так, первые Уполномоченные по правам ребенка начинали свою работу в отсутствие отечественного опыта системной, комплексной деятельности по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
С 2002 г. в Российской Федерации стали создаваться региональные институты уполномоченных по правам ребенка на основании законов субъектов Российской Федерации (Москва, Краснодарский край, Республика Саха-Якутия, Самарская область).
Далее, к началу 2003г. в России было учреждено уже 12 постов Уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации и 3 – в муниципальных образованиях. 29 марта 2005 года между детскими омбудсменами было подписано соглашение о сотрудничестве и создании Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. К июню 2005г. учреждено 18 постов Уполномоченных по правам ребенка, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. К январю 2007 г. в России насчитывалось 19 Уполномоченных на уровне субъектов Федерации и 49 – на муниципальном уровне , к настоящему времени Уполномоченные по правам ребенка действуют в 83 субъектах Российской Федерации.
Причем, все большее количество субъектов и городов Российской Федерации заявляют о готовности учреждения уполномоченных по правам ребенка на своих территориях, заявив тем самым, о своей политической позиции в вопросе защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Данный институт дал возможность показать новые перспективы в формировании независимого механизма контроля за реализацией прав детей в России на государственном и региональных уровнях. Накопленный опыт по защите прав и законных интересов детей обусловил дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам ребенка в современной России.
Важно отметить, что главная роль института Уполномоченного по правам ребенка состоит в привлечении постоянного внимания к правам, свободам и законным интересам детей самых широких слоев общества, и в первую очередь государственно-властных структур.
Именно поэтому, деятельность Уполномоченного должна способствовать тому, чтобы внимание общества было сфокусировано на проблемах обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка, в какой бы ситуации тот ни находился и к какой бы социальной группе ни принадлежал.
Хотелось бы подметить, что в настоящее время начинается системное развитие института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, и теперь главное — определить дальнейшие пути его функционирования. Функционирование институтов Уполномоченных по правам ребенка и в тех регионах, где он создан, и обеспечить его непременное появление непосредственно в каждом регионе, муниципальном образовании Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод. Пройден тяжелый путь становления, признания и утверждения новой для Российской Федерации модели защиты прав, свобод и законных интересов детей. Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же подконтрольные ему институты уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации продемонстрировали свою полную состоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по восстановлению их нарушенных прав.


Библиографический список
  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
  3. Широ С.В. Указ. соч. С. 138.
  4. Автономов А.С. Правовое обеспечение института детского омбудсмана в современной России // Институт уполномоченного по правам ребенка в России. 2005. 20 с.
  5. Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Пособие.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.- 6 с.


Все статьи автора «donastyona8»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: