УДК УДК 325.14:342.9

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Додонов Константин Дмитриевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аспирант

Аннотация
В статье рассматривается комплексный подход к проблеме миграционной политики России как миграционного законодательства, миграционных потоков, миграционной политики. Это позволило автору выработать конкретные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование Российского законодательства и механизма его применения в сфере миграционной политики.

Ключевые слова: глобализация, Законодательство, иммигранты, миграционные процессы, миграция, правовая политика, правовое регулирование, совершенствование.


MIGRATION POLICY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Dodonov Konstantin Dmitrievich
Russian Academy for state service under RF President
Graduate

Abstract
This article discusses an integrated approach to the problem of Russia's migration policy as a migration legislation, migration flows and migration policy. This has allowed the author to develop concrete proposals and recommendations aimed at the improvement of Russian legislation and the mechanism for its application in the sphere of migration policy.

Библиографическая ссылка на статью:
Додонов К.Д. Миграционная политика в условиях глобализации // Политика, государство и право. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/05/788 (дата обращения: 30.09.2017).

Научный руководитель д.ю.н., профессор Н.В. Мамитова

Миграция населения в современном мире является глобальным явлением. Сегодня миграция является одной из наиболее злободневных проблем, стоящих перед международным сообществом. Практика свидетельствует о том, что миграционные процессы в условиях глобализации и применения, приобретают большое значение перемены места жительства человека.

В условиях глобализации любое государство нуждается в такой миграционной политике, которая при сохранении потенциала конструктивности социальных отношений и минимизации рисков эскалации политической напряженности внутри государства и вокруг своих границ позволяла бы поддержать и приумножить ресурсный потенциал страны для устойчивого, эффективного развития и повышения ее конкурентоспособности на глобальном уровне. Важно также, чтобы миграционная политика способствовала реализации национальных интересов государства как внутри границ, так и за его пределами.

В данный момент к вопросам миграционной политики уделяется особое внимание. Современное состояние миграционной системы вызывает острую необходимость в корректировке проводимой миграционной политики.

Однако на сегодняшний день наблюдаются лишь попытки компетентных органов государственной власти, направленные на приведение миграционного законодательства в соответствие с быстро меняющимися тенденциями в этом направлении. Остаются нерешенными и задачи, связанные с разработкой и принятием правовых мер, направленных на предупреждение, раскрытие, и наказание лиц – мигрантов, допускающих различного рода правонарушения, в том числе и совершение тяжких уголовных преступлений.

Анализ результатов практической деятельности правоохранительных органов России показывает, что количество преступлений, совершенных на территории нашей страны иностранными гражданами и лицами без гражданства, за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза [3, с. 62]. Тем не менее, необходимо признать, что по сравнению с прежним законодательством действующая правовая база миграционной политики сделала в своем развитии принципиальный шаг вперед, установив строгий порядок миграционного учета с применением эффективных мер противодействия нелегальной миграции. Однако, несмотря на положительные тенденции в данной сфере деятельности государственных органов, миграционное законодательство нуждается в пересмотре и совершенствовании.

Эти факты свидетельствуют не только об актуальности выбранной проблематики, но и о том, что миграционная политика должна стать мощной структурной составляющей современной правовой политики России. Следует согласиться с мнением профессора А.В. Малько, о том, что «правовая политика – это прежде всего, системная деятельность по оптимизации юридического ресурса, это набор мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества» [5, с. 10].

Сегодня миграция населения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений политической стратегии Российской Федерации. Проблемы правового регулирования процессов миграции тесно связаны с вопросами обеспечения законного въезда и пребывания на территории РФ. Как известно, сам предмет международного права прав человека (Human Rights Law) предполагает взаимодействие и сочетание права государства и права индивида. Если мы применим этот общий подход к миграции, то право государства будет выражаться в установлении и соблюдении иммиграционных норм.

Важным моментом становится собственная безопасность иммигрантов, которая состоит в оформленном документально правовом статусе, до​ступе к социальному обслуживанию, наличии трудовых контрактов и страховых полисов, получении нормаль​ных условий быта и отдыха, семейных гарантиях. Индивидуальное стремление к указанным условиям также является составляющей правового регулирования миграции. Сложность незаконного пребывания этих лиц заключается в отсутствии каких бы то ни было гарантий (правовых, социальных, медицинских, бытовых, трудовых) по отношению к ним со стороны государства. Следовательно, они должны сделать свой выбор в пользу легальных условий иммиграции еще до момента въезда на территорию принимающей страны.

Оценивая опасности незаконной миграции, западные эксперты отмечают: «Неуправляемая миграция зачастую может приводить к неизмеримым соци​альным, финансовым и политическим издержкам для отдельных людей, общества и правительства в любой точке миграционного спектра, т.е. в стране происхождения, транзита или назначения. Определение основных составляющих национальной миграционной политики является важным шагом в разработке стратегии управления миграционными потоками. Помимо этого, политика должна стремиться учитывать влияние одних составляющих на другие и по возможности интегрировать их в единое целое» [4, с. 11].

К настоящему моменту правовая сфера иммиграции в России включает в себя федеральные законы о беженцах и о вынужденных переселенцах, о правовом положении иностранных граждан № 115-ФЗ и о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства № 109-ФЗ с соответствующими подзаконными актами. Нужно констатировать, что термин «незаконная иммиграция» во всех этих нормативных документах отсутствует. В ст. 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан содержится определение законно находящегося в РФ иностранного гражданина. Это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные документы, подтверждающие его право на пребывание или проживание в РФ [7, с. 59].

Существует аспект, связанный с общей картиной иммиграции. Российская Федерация активно подключилась к борьбе с нелегальной миграцией и деятельностью контрабандных перевозчиков людей. Правовые эксперты указывают, что «причины работорговли в значительной степени обусловлены разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами России, что заставляет людей покидать постоянное место жительства в поисках лучшей жизни и даже просто работы. Эта же причина толкает наших сограждан, граждан других государств СНГ к выезду за их пределы» [6, с. 10].

Государства зачастую ограничиваются в отношении их институтом временного убежища. Этот термин необходимо учитывать, исходя из основных це​лей иммиграционного контроля, которые состоят в определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию РФ [8, с. 18].

Таким образом, просматривается тенденция, выражающаяся в бессистемном развитии миграционного законодательства, что обусловлено отсутствием в завершенном и нормативно оформленном виде государственной концепции миграционной политики.

Если такие действия будут предприняты, то они смогут стать основой такой миграционной политики, которая обеспечивает совместные усилия принимающего государства, международных организаций, гражданского общества и самих мигрантов.

Процессы глобализации, происходящие в мировом масштабе, требуют современного понимания правовых основ и механизмов управления миграцией на межгосударственном и национальном уровне.


Библиографический список
  1. Бобырев В.В. Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции // Право и экономика. – 2009. -№1. –С.92-96.
  2. Костин, Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. / Р.А. Костин, А.Ю. Лухнов. // Регион: Политика. Экономика. Социология. – № 3. – 2008. – С.129.
  3. Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования // Власть. 2004. № 10. С. 63-69.
  4. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской. –М.: Гендальф, 2006. С.11-12.
  5. Правовая политика: учебное пособие / под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. Тамбов:, 2012. С. 10.
  6. Профилактика и противодействие торговле людьми. Особенности деятельности органов внутренних дел. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. –С.10.
  7. Шерстобоев О.Н. Законодательство о правовом положении иностранных граждан // Российский юридический журнал. -2008. -№5. –С.59-63
  8. Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционное и муниципальное право. -2009. -№15. –С.18-21.


Все статьи автора «kostya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: