УДК 347.1

ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА И МЕХАНИЗМЫ ИХ ЗАЩИТЫ

Степанова Анна Вадимовна
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

Аннотация
В рассматриваемой статье анализируются основные проблемы, связанные с реализацией прав интеллектуальной собственности сотрудниками и студентами высших учебных заведений.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности


INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS OF WORKERS AND STUDENTS OF THE UNIVERSITY AND MECHANISMS OF THEIR PROTECTION

Stepanova Anna Vadimovna
Volzhsky polytechnical institute (branch) Volgograd state technical university
Candidate of legal sciences, associate professor of department “Economics and management”

Abstract
In this article analyzes the main problems of implementing intellectual property rights of staff and students of higher educational institutions.

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова А.В. Права интеллектуальной собственности работников и студентов вуза и механизмы их защиты // Политика, государство и право. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/10/993 (дата обращения: 01.05.2017).

Требования, предъявляемые к научно-педагогическим работникам, а также студентам старших курсов вузов, предусматривают обладанием правовой грамотности оформлении научных и методических работ.

Являясь участниками инновационного процесса в образовательном учреждении и педагоги и студенты создают учебные, научные и методические работы.

При этом, плохое знание основ гражданского права, а также собственных прав на результаты интеллектуальной деятельности ведет к многочисленным нарушениям.

Речь идет, прежде всего, о неправомерном заимствовании информации.

Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем [1]. Ст. 1274 4-й части Гражданского кодекса РФ гласит: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати» [2].

На практике возникает много вопросов и о том, что считать цитированием или цитатой: три-пять слов подряд, позаимствованных из какого-либо текста, отдельное предложение либо его часть.

Чтобы такая выдержка считалась цитатой, она должна быть специальным образом выделена.

С точки зрения правил, по тексту цитирование в русском языке должно оформляться как обособленная кавычками в начале и конце фраза со ссылкой на то, откуда она позаимствована.

Существуют и обязательные условия для публикаций: научное цитирование или использование в статье, монографии ученого фрагментов работ других авторов всех научных работ [3].

Несоблюдение данных условий правомерного цитирования и оформления библиографических данных при публикации свидетельствует о низкой информационной культуре и педагогических работников, и студентов. Электронные технологии допускают возможность дистанционного использования научных работ, делают возможным использование  фондов крупнейших мировых библиотек, научных центров, вузов.  Но обратная сторона явления- воровство чужих научных достижений. А  это приводит к снижению числа научных публикаций, влияет на индексы научного цитирования [4].

Всем, кто работает с различной информацией и на ее основе создает интеллектуальный продукт, необходимо предпринимать меры к защите данного продукта.

Для этого всем участникам образовательных отношений необходимо знать, что такое результат интеллектуальной деятельности. Ст. 1225 дает исчерпывающий перечень. Это – произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау);фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Мы можем, бесспорно, утверждать, что объектом интеллектуальной собственности педагога являются научные и методические публикации (учебники, учебные пособия, разработки, методические материалы, конспекты занятий, практикумы, рабочие программы), электронные базы данных, и др.

А к результатам интеллектуальной деятельности студентов можно отнести нижеперечисленные авторские работы: статьи, компьютерные программы, дипломные работы.

На все эти объекты  признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Для реализации своих прав субъектам образовательных отношений необходимо знать и использовать в рамках правового поля способы защиты интеллектуальных прав, которые включают такие, как возмещение убытков, причиненных нарушением прав, компенсация морального вреда, признание недействительным предоставления правовой охраны и др., а также виды  ответственности за их нарушение: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

Министерство образования сейчас реализует проект «Электронная высшая аттестационная комиссия», который предусматривает возможность комплексного анализа текстов диссертаций для выявления в них нарушения авторских прав, компиляций, других проблем. Он должен заработать в следующем году, и, конечно, он может стать хорошей основой для создания системы проверки оригинальности квалификационных работ, типа дипломных работ. В дальнейшем проверяться будут рефераты, курсовые работы [5].

В настоящее время в рамках «Открытого Правительства» проводится обсуждение этой темы с участием экспертов всех заинтересованных сторон.

На наш взгляд работа по выпуску, а также использованию результатов интеллектуальной деятельности должна одновременно сопровождаться методической работа с авторами, разъ­яснение процедуры издания, реги­страции, распространения [6].

В Вузе целесообразно выделить специалистов, занимающихся  вопросами охра­ны и использования авторских прав и интеллектуальной соб­ственности, которые будут  оперативно решать  правовые вопросы создания и эксплуатации результатов интеллектуальной деятельности.


Библиографический список
  1. Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав – диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук /  Волгоград, 2006
  2. Парламентская газета от  21.12.2006
  3. Степанова А.В. Роль инновационных предприятий, созданных с участием вузов, в развитии рынка интеллектуальных продуктов/ Международное научное издание Современные научные и прикладные исследования.-2012.- №1- 4.-с.163-165
  4. Степанова А.В., Лиджеева К.В. О классификации объектов интеллектуальных прав/ Вестник Калмыцкого университета.-2007.-№4.-с.46-56
  5. Степанова А.В. Интеллектуальный потенциал высшего учебного заведение как фактор развития интеллектуальных продуктов/ Биржа интеллектуальной собственности, 2011.-№12.-с.43-46
  6. http://www.rbc.ru
  7. Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав – автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук /  Академия МВД России. Волгоград, 2006


Все статьи автора «stepanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: