Требования, предъявляемые к научно-педагогическим работникам, а также студентам старших курсов вузов, предусматривают обладанием правовой грамотности оформлении научных и методических работ.
Являясь участниками инновационного процесса в образовательном учреждении и педагоги и студенты создают учебные, научные и методические работы.
При этом, плохое знание основ гражданского права, а также собственных прав на результаты интеллектуальной деятельности ведет к многочисленным нарушениям.
Речь идет, прежде всего, о неправомерном заимствовании информации.
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем [1]. Ст. 1274 4-й части Гражданского кодекса РФ гласит: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати» [2].
На практике возникает много вопросов и о том, что считать цитированием или цитатой: три-пять слов подряд, позаимствованных из какого-либо текста, отдельное предложение либо его часть.
Чтобы такая выдержка считалась цитатой, она должна быть специальным образом выделена.
С точки зрения правил, по тексту цитирование в русском языке должно оформляться как обособленная кавычками в начале и конце фраза со ссылкой на то, откуда она позаимствована.
Существуют и обязательные условия для публикаций: научное цитирование или использование в статье, монографии ученого фрагментов работ других авторов всех научных работ [3].
Несоблюдение данных условий правомерного цитирования и оформления библиографических данных при публикации свидетельствует о низкой информационной культуре и педагогических работников, и студентов. Электронные технологии допускают возможность дистанционного использования научных работ, делают возможным использование фондов крупнейших мировых библиотек, научных центров, вузов. Но обратная сторона явления- воровство чужих научных достижений. А это приводит к снижению числа научных публикаций, влияет на индексы научного цитирования [4].
Всем, кто работает с различной информацией и на ее основе создает интеллектуальный продукт, необходимо предпринимать меры к защите данного продукта.
Для этого всем участникам образовательных отношений необходимо знать, что такое результат интеллектуальной деятельности. Ст. 1225 дает исчерпывающий перечень. Это – произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау);фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Мы можем, бесспорно, утверждать, что объектом интеллектуальной собственности педагога являются научные и методические публикации (учебники, учебные пособия, разработки, методические материалы, конспекты занятий, практикумы, рабочие программы), электронные базы данных, и др.
А к результатам интеллектуальной деятельности студентов можно отнести нижеперечисленные авторские работы: статьи, компьютерные программы, дипломные работы.
На все эти объекты признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Для реализации своих прав субъектам образовательных отношений необходимо знать и использовать в рамках правового поля способы защиты интеллектуальных прав, которые включают такие, как возмещение убытков, причиненных нарушением прав, компенсация морального вреда, признание недействительным предоставления правовой охраны и др., а также виды ответственности за их нарушение: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.
Министерство образования сейчас реализует проект «Электронная высшая аттестационная комиссия», который предусматривает возможность комплексного анализа текстов диссертаций для выявления в них нарушения авторских прав, компиляций, других проблем. Он должен заработать в следующем году, и, конечно, он может стать хорошей основой для создания системы проверки оригинальности квалификационных работ, типа дипломных работ. В дальнейшем проверяться будут рефераты, курсовые работы [5].
В настоящее время в рамках «Открытого Правительства» проводится обсуждение этой темы с участием экспертов всех заинтересованных сторон.
На наш взгляд работа по выпуску, а также использованию результатов интеллектуальной деятельности должна одновременно сопровождаться методической работа с авторами, разъяснение процедуры издания, регистрации, распространения [6].
В Вузе целесообразно выделить специалистов, занимающихся вопросами охраны и использования авторских прав и интеллектуальной собственности, которые будут оперативно решать правовые вопросы создания и эксплуатации результатов интеллектуальной деятельности.
Библиографический список
- Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав – диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Волгоград, 2006
- Парламентская газета от 21.12.2006
- Степанова А.В. Роль инновационных предприятий, созданных с участием вузов, в развитии рынка интеллектуальных продуктов/ Международное научное издание Современные научные и прикладные исследования.-2012.- №1- 4.-с.163-165
- Степанова А.В., Лиджеева К.В. О классификации объектов интеллектуальных прав/ Вестник Калмыцкого университета.-2007.-№4.-с.46-56
- Степанова А.В. Интеллектуальный потенциал высшего учебного заведение как фактор развития интеллектуальных продуктов/ Биржа интеллектуальной собственности, 2011.-№12.-с.43-46
- http://www.rbc.ru
- Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав – автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Академия МВД России. Волгоград, 2006