УДК 331.55

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Вишневская Нина Геннадьевна1, Хатмуллина Алия Файзиевна2
1Башкирский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социология труда и экономика предпринимательства»
2Башкирский государственный университет, студентка 5 курса Института экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена миграционной политике в Российской Федерации. Важное место в государственной миграционной политике занимает проблема трудоустройства переселенцев и мигрантов, так как государство проявляет заинтересованность в дополнительной рабочей силе, но когда существуют какие-либо недоработки при трудоустройстве мигрантов, появляются различные негативные последствия для общества. Поэтому эта проблема является одной из наиболее важных.

Ключевые слова: безопасность, квалифицированная рабочая сила, мигранты, миграционная политика, социальные программы


MIGRATION POLICY IN RUSSIA

Vishnevskaya Nina Gennadievna1, Khatmullina Alia Fayzievna2
1Bashkir State University, PhD, Associate Professor of «Sociology of Work and Business Economy»
2Bashkir State University, 5th year student of the Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This paper focuses on migration policy in the Russian Federation. Important place in the state migration policy is the problem of employment of immigrants and migrants, as the state is interested in additional labor, but when there are any gaps in employment of migrants, there are a variety of negative consequences for society. Therefore the problem is one of the most important.

Keywords: migrants, migration policy, security, skilled labor, social programs


Библиографическая ссылка на статью:
Вишневская Н.Г., Хатмуллина А.Ф. Миграционная политика в России // Политика, государство и право. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/12/1146 (дата обращения: 30.04.2017).

Первоначально, понятие миграционная политика возникло не в России, а в странах Запада. Традиционными направлениями миграционной политики являются интеграция переселенцев и иммиграционный контроль, которые сочетаются с прямыми иностранными инвестициями, внешней, внешнеторговой политикой по сдерживанию иммиграции. Следовательно, под миграционной политикой можно представить систему принципов, действий, целей, с помощью которых политические силы и государство регулируют пребывающие потоки переселенцев. Миграционная политика государства направлена на достижение целей, которые соответствуют интересам развития общества. Выделяют различные задачи, которые должна решать миграционная политика. К некоторым из них относятся: уменьшение негативных последствий миграции и раскрытие имеющегося потенциала пребывающих мигрантов.

Миграционная безопасность определяется как состояние защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда и выезда из страны, пребывания и проживания на ее территории, межрегиональных внутренних перемещений. Реализация миграционной безопасности означает эффективную работу системы правовых норм, институтов, организаций по обеспечению национальных интересов в сфере миграции. [1, с.17]

Важное место в государственной миграционной политике занимает проблема трудоустройства переселенцев и мигрантов, так как государство проявляет заинтересованность в дополнительной рабочей силе, но когда существуют какие-либо недоработки при трудоустройстве мигрантов, появляются различные негативные последствия для общества. Это может быть рост преступности среди мигрантов, увеличение количества безработных и бомжей и т.д.

В основном преобладающую часть мигрантов занимают представители бывшей интеллигенции, которых не устраивал низкий уровень заработной платы или которые не смогли трудоустроиться у себя на родине, и, конечно же, представители рабочих профессий. Оценивая ситуацию на мировом рынке труда можно сделать вывод, что мигранты ищущие работу сегодня, значительно отличаются от тех, которые приезжали несколько лет тому назад в поисках подходящей работы. Сегодняшние мигранты могут составить конкуренцию нашему населению не только из-за низкой оплаты труда, но и по имеющемуся человеческому капиталу, то есть знаниями, навыками, хорошим образованием, квалификацией и др.

На сегодняшний день экономика предъявляет очень высокие требования к эффективности труда и качеству рабочей силы. Работодателям в основном требуются только работники, которые могут работать на современном оборудовании и применять новейшие технологии. К примеру, можно взять IT технологии. В таких странах как Канада и Австралия введены программы, которые делают намного легким въезд мигрантов, которые обладают соответствующими требованиями.

Можно выделить и другие причины кадрового дефицита в структуре экономики. Например, наблюдаемая в некоторых странах нехватка медработников, как со средним, так и с высшим образованием, проявляется из-за того, что для получения этого образования требуется как минимум 10 лет обучения, получения лицензии и т.д. То есть затраты, которые они несут, не равны финансовым результатам, которые они ожидают получить. В России, например, существует ежегодно утверждаемый перечень профессий иностранных граждан, имеющих соответствующие квалификации, которые могут устроиться на работу без квот. Мигрант может получить любую работу, которая перечислена в данном перечне. И только работодатель может выяснить имеет ли мигрант ту или иную квалификацию для получения какой-либо работы. Та заработная плата, которую предлагает работодатель для некоторых стран, например Германии, является критерием, который определяет квалификацию иностранных работников.

Высококвалифицированная работа, на сегодняшний день, менее востребована на отечественном рынке труда, чем неквалифицированная. Заниматься непрестижным и низкоквалифицированным трудом соглашаются заниматься пока что только мигранты. Россия же в этом плане не является исключением. Здесь нет каких-либо ограничений для доступа мигрантов на рынок труда. Все это решается только административными мерами с помощью квот, но все равно остается слабой мерой сдерживания потока мигрантов, потому что квоты устанавливаются самопроизвольно. Именно поэтому фактором риска для развития экономики является огромное привлечение неквалифицированной рабочей силы. Не беспокоясь об обновлении техники, улучшении условий труда, работодатели используют мигрантов как дешевую рабочую силу.

Происходящие изменения в стране отрицательно сказались и на миграционной активности населения Республики Башкортостан. Несомненно, к факторам сокращения территориальной подвижности населения следует отнести сохранение существующего института прописки или регистрации, неразвитость рынка жилья, спад жизненного уровня населения, непропорционально быстрый рост цен на пассажирский транспорт и др. [2, с.124]

В этой сфере одной из важных является и проблема нелегальной миграции. Усуглубляет ситуацию и то, что у России отсутствует визовый режим с большинством стран СНГ. От 5 до 10 млн. нелегальных мигрантов, по данным экспертов, трудятся в теневом секторе экономики. Поэтому для работодателей установлены высокие штрафы, которые привлекают нелегально мигрантов, и предусмотрено выдворение из страны этих лиц. Также был проведен эксперимент, согласно которому мигранты, которые не нарушали визовый режим, могли в более быстром и доступном порядке оформить необходимые для них документы.

Каждый мигрант имеет право адаптироваться к новым условиям жизни и обычаям той страны, в которую он прибыл. Эта проблема является одной из первостепенных как для временно пребывающих, так и постоянных. Но как видно, что высококвалифицированные работники наиболее быстро и легко адаптируются в стране, нежели неквалифицированные. Именно поэтому для них существуют меры, которые существенно облегчают вход на рынок труда. А для тех, у кого квалификация ниже, может потребоваться профессиональное обучение или доступ к программам повышения квалификации. Во многих странах созданы специальные курсы, которые способствуют адаптации мигрантов на новом месте жительства, в которых непосредственно участвуют агентства занятости и общественные организации. В России этим занимается государственная служба занятости, но, к сожалению, пока ее роль очень низка. Мигранты могут обратиться в службу занятости только за необходимой информацией, так как специальных программ по их адаптации пока нет. Никакая политика не приведет к результатам по помощи мигрантам, если они сами не будут иметь мотивации к интеграции.

Специальные программы финансовой поддержки в виде льгот по оплате жилья или аренды, предоставление социального жилья существуют в развитых странах. Однако в России, из-за того что существуют сложности по обеспечению жильем даже собственных граждан, предоставление социального жилья для мигрантов скорее всего не предвидится. Так как у некоторых мигрантов доход, который они получают, не позволяет снять даже самое маломальское жилье, им приходится жить в таких условиях, которые не отвечают никаким стандартам, а порой им приходится спать даже по месту работы. Поэтому сейчас разрабатываются специальные нормативные акты, которые предлагают возложить ответственность по обеспечению своих работников-мигрантов на работодателей.

Таким образом, приоритеты миграционной политики в России нужно переориентировать сторону содействия иммиграции, так как она полезна не только в экономическом плане, но и в демографическом. Также необходимо совершенствовать механизмы привлечения иностранных работников для временной трудовой деятельности, продолжить работу по противодействию нелегальной миграции, ужесточив ответственность работодателей за нарушение трудовых прав иностранных граждан и т.д. [3]


Библиографический список
  1. Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ. – Ростов-на-Дону, 2006г. – с.17
  2. Вишневская. Н.Г., Хамадеева З.А. Миграция трудовых ресурсов в республике Башкортостан: география, причины, последствия. // Труд и социальные отношения, 2013.– № 5.– с.124
  3. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почве. // Человек и труд, № 4/2011. URL: http://chelt.ru/new/?p=802


Все статьи автора «Хатмуллина Алия Файзиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: