УДК 32

РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Сирачёв Артур Ринатович
Ульяновский государственный университет
Студент 1 курса магистратуры специальности «Государственное и муниципальное управление» Институт экономики и бизнеса Кафедра экономического анализа и государственного управления

Аннотация
В статье анализируется практика реализации молодёжной политики в Ульяновской области на современном этапе. Рассматриваются основные проблемы, которые не удается преодолеть в рамках реализуемой политики, а также способы и пути совершенствования молодёжной политики региона.

Ключевые слова: молодежная политика, молодежь


IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE ULYANOVSK REGION. PROBLEMS AND SOLUTIONS

Sirachev Artur Rinatovich
Ulyanovsk State University
Student 1-year master's specialty "State and Municipal Management" Institute of Economics and Business Department of Economic Analysis and Public Administration

Abstract
The article examines the practice of policy implementation in the Ulyanovsk region at present. The basic problem that can not be overcome within the framework of the current policy, as well as ways and means of improving youth policy in the region.

Библиографическая ссылка на статью:
Сирачёв А.Р. Реализация молодёжной политики в Ульяновской области. Проблемы и пути решения // Политика, государство и право. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/02/656 (дата обращения: 20.07.2023).

Молодёжь – это ресурс модернизации экономики, государства и общества, это социальная группа, которая выгодно отличается от других уровнем здоровья, мобильности и интеллектуальной активности.

Однако с каждым годом численность молодёжи (от 14 до 30 лет) в Ульяновской области сокращается. Если в 2010 году на территории региона проживало 309 403 человек, что составляет 23,8 % от общей численности населения, то в 2011 году уже 293473, что составляет 22,7%. [1]
В 2009 году был принят региональный закон «О деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодёжной политики». [2] В этом законе указанны основные задачи и направления деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодёжной политики.
Профильным ведомством является Департамент молодёжной политики Министерства внутренней политики Ульяновской области.
В 2010 году была принята областная целевая программа «Молодёжь» на 2011-2013 годы с финансированием из областного бюджета в размере 306 млн. руб. [3] Но в 2011 году финансирование составило около 46 млн.руб., в 2012 году уже около 25 млн.руб., а на 2013 год запланировано выделение всего лишь 10 млн.руб. Таким образом, финансирование сферы молодёжной политики с каждым годом уменьшается, а общий объем финансирования программы составил только 26 %.
Молодёжная политика имеет межведомственный характер, поэтому по линии других ведомств и их программ предусмотрены меры поддержки молодежи, не указанные в ОЦП «Молодёжь». К таковым относятся, например, дополнительные выплаты молодым специалистам бюджетных учреждений, студентам из категории малоимущих, а также Губернаторская стипендия и стипендия для талантливых и одаренных студентов. [4]
Несмотря на то, что ведомства работают с одной целевой группой, взаимодействие недостаточно развито. Это является причиной фрагментарности и низкой результативности проводимой политики, а также приводит к отсутствию единой и результативной системы по работе с молодёжью.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. [5] Поэтому в 3 городских округах и 21 муниципальном районе созданы комитеты и отелы по делам молодёжи, которые подчиняются администрации муниципального образования и взаимодействуют с Департаментом молодёжной политики. Основными проблемами сложившейся системы является низкий уровень подготовки специалистов по работе с молодёжью в районах, их малое количество, «текучка кадров» и недостаточное финансирование, как правило, оно осуществляется по остаточному принципу.
Имеется положительная практика ежегодного проведения занятий и семинаров по повышению квалификации районных специалистов по работе с молодёжью. Однако частая смена специалистов не позволяет наладить эффективную работу по молодёжной политике во многих районах региона.

Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. [6]
В Ульяновской области для достижения этой цели ведётся работа по нескольким направлениям, каждое из которых рассмотрим отдельно.
Во-первых, формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодёжи. В рамках этого направления проводятся лагеря и смены молодёжного актива, массовые мероприятия, творческие фестивали и конкурсы, мероприятия с молодыми учёными и работающей молодёжью, а также реализация проекта «Робототехника».
Именно это направление имеет наибольшее финансирование, количество участников и положительных результатов.
Смены и лагеря молодёжного актива позволяют обучить новым знаниям и навыкам сотни молодых людей, однако не налажена дальнейшая работа с ними. Поэтому достаточно сложно оценить долгосрочную эффективность проведения таких мероприятий.
Многочисленные творческие фестивали и конкурсы по примеру Студенческой весны и осени позволяют развивать таланты, выявлять самых достойных, однако отсутствует система их дальнейшего продвижения. Увеличению результативности деятельности по этому направлению может способствовать формирование четкого и прозрачного механизма продвижения талантливой молодёжи, обеспечение их участия на всероссийских и международных конкурсах.
На 50 предприятиях Ульяновской области ведётся специальная работа с молодёжью, в рамках соглашений, подписанных между администрациями районов и промышленными предприятиями о реализации молодёжной политики на предприятиях. Ежемесячно проходят заседания Совета работающей молодёжи Ульяновской области. Реализуется региональная программа для работающей молодёжи «PROдвижение», в рамках которой проводятся творческие, интеллектуальные и спортивные состязания. Наблюдается тенденция к увеличению количества участников данной программы, но не увеличения предприятий и организаций. Многие работодатели не уделяют достаточное внимание организации досуга и формированию здорового образа жизни молодых сотрудников.

Во-вторых, вовлечение молодежи в социальную практику.
Это одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. [7]
Социальная практика – это совокупность действий и взаимодействий индивидов, организаций во времени и в пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование социальных институтов. [8]
В рамках этого направления осуществляется поддержка молодёжного предпринимательства, инициатив и проектов, деятельность штаба студенческих трудовых отрядов и молодежных трудовых объединений, волонтерского движения.
В Ульяновской области функционирует сообщество молодых предпринимателей. Об эффективности деятельности объединения свидетельствует ежегодное увеличение прибыли участников и отсутствие административных барьеров в их деятельности. Необходимо распространять положительную практику деятельности сообщества в целях развития молодёжного предпринимательства.
Начавшееся ещё в советское время движение студенческих трудовых отрядов вновь актуально и востребовано. В строительных, педагогических, сельскохозяйственных, трудовых отрядах «Губернаторская тысяча», проводников РЖД, а также молодёжных трудовых объединениях в 2012 году отработало более 4500 бойцов. Возможности движения трудовых отрядов велики, однако проводится недостаточно разъяснительной работы с молодёжью и работодателями.
Говоря о волонтерской деятельности, стоит рассматривать социальную практику как общественно полезную деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы. [9]
Целью развития волонтерского движения является приобщение молодёжи к социально полезному труду и ответственному поведению, распространению знаний о здоровье и семье. К сожалению, это движение не многочисленное и нуждается в поддержке, которой на данный момент недостаточно как в методологическом плане, так и финансовом.
В соответствии со статьей 9 закона Ульяновской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и ОЦП «Молодежь» ежегодно проводится Губернский конкурс поддержки инициатив и проектов. [10]
Проектное мышление является практически-ориентированным, направленным не только на расширение теоретического горизонта, но и на способность работать с проблемной ситуацией как с задачей. Учитывая стремление к самоопределению и самостоятельности молодежи, проектный подход делает окружающий мир «плодом наших усилий, а не навязанными со стороны жизненными обстоятельствами».[11] На современном этапе развития общества навыки проектного мышления способствуют успешности молодых людей и предоставляют им больше конкурентных преимуществ. Однако проблемы организации конкурса, открытости принятия решений о поддержке проектов, объемах финансирования и контроль их исполнения до сих пор не решены.

В-третьих, обеспечение эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В процессе социализации личности формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. [12]
Стратегия государственной молодёжной политики РФ обозначила одним из приоритетных направлений интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Однако на территории Ульяновской области работа с этой социальной группой практически не включена в сферу реализации молодёжной политики. Причиной этого стало отсутствие механизма взаимодействия с такой молодежью и эффективных практик социализации, а также отсутствие финансирования. Необходимо разработать эффективную систему работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации, используя опыт других регионов и общественных организаций.

В-четвертых, формирование у молодёжи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно–политического экстремизма в молодёжной среде.
Формированию условий для гражданского становления, духовно-нравственного  и патриотического воспитания молодёжи, толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям должны способствовать проведение ежегодных форумов и тематических творческих конкурсов.
Исторически сложилось, что Ульяновская область – это многонациональный регион. Но в условиях глобализации и распространения массовой культуры более важная цель – это сохранение уникальной культуры и традиций народов Поволжья, пропаганда их духовно-нравственных ценностей, формирование интереса к истории родного края и страны.

В-пятых, создание инфраструктуры в сфере молодёжной политики.
Объектов инфраструктуры для занятия спортом и творчеством молодёжи, организации культурного досуга и реализации потенциала в регионе недостаточно. В 2011 году, благодаря поддержке из областного бюджета, были модернизированы подростково – молодежные клубы в городе Ульяновске. В 2012 году и 2013 году финансирование отсутствует. В муниципальных районах объектов молодёжной инфраструктуры практически нет, отчего остро стоит вопрос организации досуга и позитивной деятельности молодёжи. Это является фактором, как миграции, так и асоциального поведения молодёжи.

В-шестых, реализация областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей». [13]
Решение жилищных проблем молодых семей является одной из главных, но трудновыполнимых задач, стоящих перед органами государственной власти на федеральном, региональном уровнях и на местах.
В 2011 году 1337 молодых семей, улучшили жилищные условия с помощью Программы. [14] Основными проблемами реализации программы являются несоответствие большого количества семей нуждающихся в улучшении жилищных условий и возможностей по удовлетворению этих потребностей. Необходимы изменения программы или разработка новых механизмов поддержки молодых семей.
Решению всех обозначенных проблем и достижению цели государственной молодёжной политики в Ульяновской области может способствовать принятие следующих мер:

1.    Необходимо осознать значимость молодёжной политики на современном этапе развития региона и государства в целом. Вложения в молодежь имеют стратегический характер, поэтому необходимо уйти от  практики финансирования молодёжной политики по остаточному принципу. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что даже большие финансовые затраты не принесут значительных результатов, если не будут точно с помощью науки определены объекты, сферы, приоритетные цели этих затрат.
2.    В целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия в сфере молодёжной политики необходимо разработать комплексный план реализации молодежной политики в Ульяновской области. Этот документ должен включить всю совокупность деятельности, проводимой на территории Ульяновской области в отношении молодёжи.
3.    Пересмотреть организацию работы с молодёжью в муниципальных районах и городских округах. Повысить уровень оплаты труда специалистов по работе с молодежью и рассмотреть возможность увеличения их количества.
4.    Разработать систему взаимодействия с участниками лагерей и смен молодёжного актива в течение года, в целях максимальной реализации потенциала молодёжи.
5.    Сформировать четкий и прозрачный механизм продвижения талантливой молодёжи.
6.    Обеспечить включение работающей молодёжи всех предприятий и крупных организаций региона в программу «PROдвижение».
7.    Распространять информацию о деятельности сообщества молодых предпринимателей и увеличивать количество его участников.
8.    Расширять деятельности студенческих трудовых отрядов и молодёжных трудовых объединений, увеличивать количество участников и уровня оплаты их труда. Способствовать распространению института стажерства.
9.    Создать сеть волонтёрских центров, обеспеченных достаточной материально-технической базой и справочными материалами, в каждом муниципальном образовании региона.
10.    Разработать механизм открытости принятия решений о поддержке проектов, объемах финансирования и контроль их исполнения при проведении Губернского конкурса поддержки инициатив и проектов. Увеличение количества направлений и объемов финансирования грантовых конкурсов.
11.    Разработать систему работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи и включения их в трудовую и творческую деятельность. Использовать эффективные практики некоммерческих организаций.
12.     Осуществлять пропаганду уникальной культуры и традиций народов Поволжья, их духовно-нравственных ценностей, а также формирование интереса к истории родного края и страны.
13.    Существенно усилить работу по гражданско-патриотическому и правовому просвещению молодёжи.
14.    Создавать объекты инфраструктуры молодежной политики в муниципальных образованиях и городских округах.
15.    Разработать новые и увеличить существующие меры поддержки молодых семей.


Библиографический список
  1. Справка о состоянии молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2010 году. // URL: http://www.fkcmp.ru/docs.php
  2. Закон Ульяновской области от 14.07.2009 года № 100-ЗО «О деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодёжной политики» // URL: http://law.ulgov.ru/news/4104.html
  3. Постановление Правительства Ульяновской области № 31-280-П от 30.08.2010 «Об утверждении областной целевой программы «Молодёжь» на 2011-2013 годы» // URL: http://law.ulgov.ru/news/4921.html
  4. О финансировании молодёжной политики Ульяновской области в 2013 году // URL: http://ulpressa.ru/2012/10/22/o-finansirovanii-molodyozhnoy-politiki-ulyanovskoy-oblasti-v-2013-godu/
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. № 237, 25.12.1993
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,  утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/ concept/doc20081117_01
  7. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р//(в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 N 301-р, от 28.02.2009 N 251-р, от 16.07.2009 N 997-р). Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 562.
  8. Антонова Н. Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа / Н. Л. Антонова // Известия Уральского государственного университета. 2009.  № 4(70). С. 92-97.
  9. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Курган, 2009. 76 с.
  10. Закон Ульяновской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 30.11.1999 года № 039-ЗО // Инф. бюллетень ЗС, 1999 г., № 11
  11. Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника.  М.: АПКиППРО, 2010.  С. 97.
  12. Тарасов В.В. Региональная система педагогического образования учителя: Теоретические подходы, опыт и перспективы развития. Пенза, 1997. С. 69.
  13. Постановление Правительства Ульяновской области № 31-281-П от 30.08.2010 «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 годы» // URL: http://law.ulgov.ru/ news/4922.html
  14. Отчёт о результатах деятельности Министерства образования Ульяновской области по итогам 2011 года перед депутатами Законодательного Собрания // URL: http://minobr.ulgov.ru/28/404/902/ 2495.html


Все статьи автора «Артур Сирачёв»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: