Молодёжь – это ресурс модернизации экономики, государства и общества, это социальная группа, которая выгодно отличается от других уровнем здоровья, мобильности и интеллектуальной активности.
Однако с каждым годом численность молодёжи (от 14 до 30 лет) в Ульяновской области сокращается. Если в 2010 году на территории региона проживало 309 403 человек, что составляет 23,8 % от общей численности населения, то в 2011 году уже 293473, что составляет 22,7%. [1]
В 2009 году был принят региональный закон «О деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодёжной политики». [2] В этом законе указанны основные задачи и направления деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодёжной политики.
Профильным ведомством является Департамент молодёжной политики Министерства внутренней политики Ульяновской области.
В 2010 году была принята областная целевая программа «Молодёжь» на 2011-2013 годы с финансированием из областного бюджета в размере 306 млн. руб. [3] Но в 2011 году финансирование составило около 46 млн.руб., в 2012 году уже около 25 млн.руб., а на 2013 год запланировано выделение всего лишь 10 млн.руб. Таким образом, финансирование сферы молодёжной политики с каждым годом уменьшается, а общий объем финансирования программы составил только 26 %.
Молодёжная политика имеет межведомственный характер, поэтому по линии других ведомств и их программ предусмотрены меры поддержки молодежи, не указанные в ОЦП «Молодёжь». К таковым относятся, например, дополнительные выплаты молодым специалистам бюджетных учреждений, студентам из категории малоимущих, а также Губернаторская стипендия и стипендия для талантливых и одаренных студентов. [4]
Несмотря на то, что ведомства работают с одной целевой группой, взаимодействие недостаточно развито. Это является причиной фрагментарности и низкой результативности проводимой политики, а также приводит к отсутствию единой и результативной системы по работе с молодёжью.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. [5] Поэтому в 3 городских округах и 21 муниципальном районе созданы комитеты и отелы по делам молодёжи, которые подчиняются администрации муниципального образования и взаимодействуют с Департаментом молодёжной политики. Основными проблемами сложившейся системы является низкий уровень подготовки специалистов по работе с молодёжью в районах, их малое количество, «текучка кадров» и недостаточное финансирование, как правило, оно осуществляется по остаточному принципу.
Имеется положительная практика ежегодного проведения занятий и семинаров по повышению квалификации районных специалистов по работе с молодёжью. Однако частая смена специалистов не позволяет наладить эффективную работу по молодёжной политике во многих районах региона.
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. [6]
В Ульяновской области для достижения этой цели ведётся работа по нескольким направлениям, каждое из которых рассмотрим отдельно.
Во-первых, формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодёжи. В рамках этого направления проводятся лагеря и смены молодёжного актива, массовые мероприятия, творческие фестивали и конкурсы, мероприятия с молодыми учёными и работающей молодёжью, а также реализация проекта «Робототехника».
Именно это направление имеет наибольшее финансирование, количество участников и положительных результатов.
Смены и лагеря молодёжного актива позволяют обучить новым знаниям и навыкам сотни молодых людей, однако не налажена дальнейшая работа с ними. Поэтому достаточно сложно оценить долгосрочную эффективность проведения таких мероприятий.
Многочисленные творческие фестивали и конкурсы по примеру Студенческой весны и осени позволяют развивать таланты, выявлять самых достойных, однако отсутствует система их дальнейшего продвижения. Увеличению результативности деятельности по этому направлению может способствовать формирование четкого и прозрачного механизма продвижения талантливой молодёжи, обеспечение их участия на всероссийских и международных конкурсах.
На 50 предприятиях Ульяновской области ведётся специальная работа с молодёжью, в рамках соглашений, подписанных между администрациями районов и промышленными предприятиями о реализации молодёжной политики на предприятиях. Ежемесячно проходят заседания Совета работающей молодёжи Ульяновской области. Реализуется региональная программа для работающей молодёжи «PROдвижение», в рамках которой проводятся творческие, интеллектуальные и спортивные состязания. Наблюдается тенденция к увеличению количества участников данной программы, но не увеличения предприятий и организаций. Многие работодатели не уделяют достаточное внимание организации досуга и формированию здорового образа жизни молодых сотрудников.
Во-вторых, вовлечение молодежи в социальную практику.
Это одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. [7]
Социальная практика – это совокупность действий и взаимодействий индивидов, организаций во времени и в пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование социальных институтов. [8]
В рамках этого направления осуществляется поддержка молодёжного предпринимательства, инициатив и проектов, деятельность штаба студенческих трудовых отрядов и молодежных трудовых объединений, волонтерского движения.
В Ульяновской области функционирует сообщество молодых предпринимателей. Об эффективности деятельности объединения свидетельствует ежегодное увеличение прибыли участников и отсутствие административных барьеров в их деятельности. Необходимо распространять положительную практику деятельности сообщества в целях развития молодёжного предпринимательства.
Начавшееся ещё в советское время движение студенческих трудовых отрядов вновь актуально и востребовано. В строительных, педагогических, сельскохозяйственных, трудовых отрядах «Губернаторская тысяча», проводников РЖД, а также молодёжных трудовых объединениях в 2012 году отработало более 4500 бойцов. Возможности движения трудовых отрядов велики, однако проводится недостаточно разъяснительной работы с молодёжью и работодателями.
Говоря о волонтерской деятельности, стоит рассматривать социальную практику как общественно полезную деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы. [9]
Целью развития волонтерского движения является приобщение молодёжи к социально полезному труду и ответственному поведению, распространению знаний о здоровье и семье. К сожалению, это движение не многочисленное и нуждается в поддержке, которой на данный момент недостаточно как в методологическом плане, так и финансовом.
В соответствии со статьей 9 закона Ульяновской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и ОЦП «Молодежь» ежегодно проводится Губернский конкурс поддержки инициатив и проектов. [10]
Проектное мышление является практически-ориентированным, направленным не только на расширение теоретического горизонта, но и на способность работать с проблемной ситуацией как с задачей. Учитывая стремление к самоопределению и самостоятельности молодежи, проектный подход делает окружающий мир «плодом наших усилий, а не навязанными со стороны жизненными обстоятельствами».[11] На современном этапе развития общества навыки проектного мышления способствуют успешности молодых людей и предоставляют им больше конкурентных преимуществ. Однако проблемы организации конкурса, открытости принятия решений о поддержке проектов, объемах финансирования и контроль их исполнения до сих пор не решены.
В-третьих, обеспечение эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В процессе социализации личности формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. [12]
Стратегия государственной молодёжной политики РФ обозначила одним из приоритетных направлений интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Однако на территории Ульяновской области работа с этой социальной группой практически не включена в сферу реализации молодёжной политики. Причиной этого стало отсутствие механизма взаимодействия с такой молодежью и эффективных практик социализации, а также отсутствие финансирования. Необходимо разработать эффективную систему работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации, используя опыт других регионов и общественных организаций.
В-четвертых, формирование у молодёжи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно–политического экстремизма в молодёжной среде.
Формированию условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям должны способствовать проведение ежегодных форумов и тематических творческих конкурсов.
Исторически сложилось, что Ульяновская область – это многонациональный регион. Но в условиях глобализации и распространения массовой культуры более важная цель – это сохранение уникальной культуры и традиций народов Поволжья, пропаганда их духовно-нравственных ценностей, формирование интереса к истории родного края и страны.
В-пятых, создание инфраструктуры в сфере молодёжной политики.
Объектов инфраструктуры для занятия спортом и творчеством молодёжи, организации культурного досуга и реализации потенциала в регионе недостаточно. В 2011 году, благодаря поддержке из областного бюджета, были модернизированы подростково – молодежные клубы в городе Ульяновске. В 2012 году и 2013 году финансирование отсутствует. В муниципальных районах объектов молодёжной инфраструктуры практически нет, отчего остро стоит вопрос организации досуга и позитивной деятельности молодёжи. Это является фактором, как миграции, так и асоциального поведения молодёжи.
В-шестых, реализация областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей». [13]
Решение жилищных проблем молодых семей является одной из главных, но трудновыполнимых задач, стоящих перед органами государственной власти на федеральном, региональном уровнях и на местах.
В 2011 году 1337 молодых семей, улучшили жилищные условия с помощью Программы. [14] Основными проблемами реализации программы являются несоответствие большого количества семей нуждающихся в улучшении жилищных условий и возможностей по удовлетворению этих потребностей. Необходимы изменения программы или разработка новых механизмов поддержки молодых семей.
Решению всех обозначенных проблем и достижению цели государственной молодёжной политики в Ульяновской области может способствовать принятие следующих мер:
1. Необходимо осознать значимость молодёжной политики на современном этапе развития региона и государства в целом. Вложения в молодежь имеют стратегический характер, поэтому необходимо уйти от практики финансирования молодёжной политики по остаточному принципу. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что даже большие финансовые затраты не принесут значительных результатов, если не будут точно с помощью науки определены объекты, сферы, приоритетные цели этих затрат.
2. В целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия в сфере молодёжной политики необходимо разработать комплексный план реализации молодежной политики в Ульяновской области. Этот документ должен включить всю совокупность деятельности, проводимой на территории Ульяновской области в отношении молодёжи.
3. Пересмотреть организацию работы с молодёжью в муниципальных районах и городских округах. Повысить уровень оплаты труда специалистов по работе с молодежью и рассмотреть возможность увеличения их количества.
4. Разработать систему взаимодействия с участниками лагерей и смен молодёжного актива в течение года, в целях максимальной реализации потенциала молодёжи.
5. Сформировать четкий и прозрачный механизм продвижения талантливой молодёжи.
6. Обеспечить включение работающей молодёжи всех предприятий и крупных организаций региона в программу «PROдвижение».
7. Распространять информацию о деятельности сообщества молодых предпринимателей и увеличивать количество его участников.
8. Расширять деятельности студенческих трудовых отрядов и молодёжных трудовых объединений, увеличивать количество участников и уровня оплаты их труда. Способствовать распространению института стажерства.
9. Создать сеть волонтёрских центров, обеспеченных достаточной материально-технической базой и справочными материалами, в каждом муниципальном образовании региона.
10. Разработать механизм открытости принятия решений о поддержке проектов, объемах финансирования и контроль их исполнения при проведении Губернского конкурса поддержки инициатив и проектов. Увеличение количества направлений и объемов финансирования грантовых конкурсов.
11. Разработать систему работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи и включения их в трудовую и творческую деятельность. Использовать эффективные практики некоммерческих организаций.
12. Осуществлять пропаганду уникальной культуры и традиций народов Поволжья, их духовно-нравственных ценностей, а также формирование интереса к истории родного края и страны.
13. Существенно усилить работу по гражданско-патриотическому и правовому просвещению молодёжи.
14. Создавать объекты инфраструктуры молодежной политики в муниципальных образованиях и городских округах.
15. Разработать новые и увеличить существующие меры поддержки молодых семей.
Библиографический список
- Справка о состоянии молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2010 году. // URL: http://www.fkcmp.ru/docs.php
- Закон Ульяновской области от 14.07.2009 года № 100-ЗО «О деятельности государственных органов Ульяновской области в сфере молодёжной политики» // URL: http://law.ulgov.ru/news/4104.html
- Постановление Правительства Ульяновской области № 31-280-П от 30.08.2010 «Об утверждении областной целевой программы «Молодёжь» на 2011-2013 годы» // URL: http://law.ulgov.ru/news/4921.html
- О финансировании молодёжной политики Ульяновской области в 2013 году // URL: http://ulpressa.ru/2012/10/22/o-finansirovanii-molodyozhnoy-politiki-ulyanovskoy-oblasti-v-2013-godu/
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. № 237, 25.12.1993
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/ concept/doc20081117_01
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р//(в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 N 301-р, от 28.02.2009 N 251-р, от 16.07.2009 N 997-р). Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 562.
- Антонова Н. Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа / Н. Л. Антонова // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4(70). С. 92-97.
- Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Курган, 2009. 76 с.
- Закон Ульяновской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 30.11.1999 года № 039-ЗО // Инф. бюллетень ЗС, 1999 г., № 11
- Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника. М.: АПКиППРО, 2010. С. 97.
- Тарасов В.В. Региональная система педагогического образования учителя: Теоретические подходы, опыт и перспективы развития. Пенза, 1997. С. 69.
- Постановление Правительства Ульяновской области № 31-281-П от 30.08.2010 «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 годы» // URL: http://law.ulgov.ru/ news/4922.html
- Отчёт о результатах деятельности Министерства образования Ульяновской области по итогам 2011 года перед депутатами Законодательного Собрания // URL: http://minobr.ulgov.ru/28/404/902/ 2495.html