УДК 338/22

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Галимова Айгуль Шарифовна1, Полуянова Ольга Андреевна2
1Башкирский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социология труда и экономика предпринимательства»
2Башкирский государственный университет, студентка 5 курса Института экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
В современной экономике все большее значение приобретает общественная оценка деятельности компании – то, как её воспринимает общество. В этой связи огромную роль играет реализация социальной ответственности предприятия. Данной статья рассматривает сущность и проблемы данной сферы.

Ключевые слова: бизнес, благотворительность, государство, компания, общество, социальная ответственность бизнеса


PROBLEMS OF SOCIAL RESPONSIBILITY BUSINESS

Galimova Ajgul Sharifovna1, Poluyanova Olga Andreevna2
1Bashkir State University, PhD, Associate Professor of «Sociology of Work and Business Economy»
2Bashkir State University, 5th year student of the Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
In today's economy is becoming increasingly important public perception of the company - how society perceives it. In this regard, a huge part is the implementation of the social responsibility of the enterprise. This article examines the nature and scope of the problem.

Keywords: business, charity, company, government, social responsibility of business, society


Библиографическая ссылка на статью:
Галимова А.Ш., Полуянова О.А. Проблемы социальной ответственности бизнеса // Политика, государство и право. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/02/1259 (дата обращения: 14.07.2023).

В современной экономике  все большее значение приобретает не только экономическая, но и общественная оценка деятельности компании – то, как её воспринимает общество. В этой связи огромную  роль играет реализация социальной ответственности предприятия.

Первым, кого заинтересовал вопрос о социальной ответственности, был Э.Карнеги – владелец крупной корпорации в США, занимавшейся производством стали. В начале 20 века он  ввел понятие «капиталистической благотворительности». Первый основательный труд, посвященный теме социальной ответственности, появился в 50-х годах 20 века благодаря Х.Р. Боуэну и назывался «Социальная ответственность бизнесмена». Боуэн полагал, что  социальная ответственность может быть распространена  на бизнес, а прибыль, получаемая фирмой, может выступать как фактор экономического развития государства. Понимание социальной ответственности бизнеса получило значительное развитие в конце прошлого столетия. Общество наделило бизнес ответственностью за политические (международные отношения), гражданские (равные права), социальные (защита потребителя) и экологические последствия решений, которые принимали представители делового мира при достижении своих экономических целей.

Сегодня многие не различают социальную ответственность и благотворительность, однако разница между этими понятиями есть. C правовой точки зрения благотворительность рассматривается как добровольная деятельность по бескорыстной передаче имущества на безвозмездной основе (или на льготных условиях) нуждающимся в этом гражданам.[1]. В научной литературе социальная ответственность бизнеса рассматривается как добровольный вклад владельца бизнеса, который непосредственно связан с основной деятельностью фирмы и выходящего  за рамки законодательно установленного минимума в развитие общества в экономической, социальной и экологической сферах. Бизнесмен обязан заниматься социальной ответственностью, но не обязан заниматься благотворительностью.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2010 г. провел исследование, касающееся проблем российского бизнеса, по результатам которого в числе самых распространенных видов помощи реализации социальных программ для работников предприятия занимает по частоте упоминания 2 место. Среди российских компаний социальная ответственность приобретает все более широкое распространение.[2]

На сегодняшний день более 70% российских компаний занимаются благотворительностью. По данным, исследования проведенного Ассоциацией менеджеров России, участие в социальных проектах стоит Российскому бизнесу от 8 до 30% от их прибыли после утраты налогов. В 2010 году 50 крупнейших Российских компаний направили на благотворительные программы по минимальным подсчетам 1,7 млрд. руб.[3]

Различают 2 вида социальной ответственности бизнеса:

1)     Внутренняя социальная ответственность, которая включает безопасные условия труда, стабильность, обучение персонала, оказание дополнительных медицинских услуг, поддержка работников в трудной жизненной ситуации и др.;

2)   Внешняя социальная ответственность, которая включает участие в экологических программах, взаимодействие с общественностью, различными организациями и учреждениями, благотворительную и спонсорскую деятельность, помощь при возникновении чрезвычайных ситуациях и др.

Существует 3 основные группы факторов, влияющих на социальную ответственность бизнеса:

  • Лояльность властей к компаниям, которые реализуют  задачи социальной политики совместно с государством;
  • Экономические выгоды – стремление бизнесмена гарантировать собственную стабильность, обезопасить себя от излишних проблем;
  • Морально – нравственные причины, которыми руководствуется бизнесмен, принимая участие в добровольной социальной ответственной деятельности.

Таблице 1. представлены некоторые аргументы «за» и «против» социальной ответственности. [4]

Таблица 1. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности

Социальная ответственность

Плюсы

Минусы

  • Благоприятные долгосрочные перспективы для бизнеса;
  • Морально-этические обязательства;
  • Формирование благоприятной репутации в обществе;
  • Улучшение внешней среды;
  • Уменьшение государственного регулирования;
  • Сбалансированность ответственности и власти;
  • Увеличение доходов владельцев предприятия;
  • Наличие ресурсов;
  • Лучше предусматривать проблемы, чем ликвидировать последствия.
  • Нарушение правила максимизации прибыли;
  • Размывание цели;
  • Недостаточность ответственности;
  • Затраты;
  • Избыточная власть;
  • Недостаточность навыков и опыта;
  • Недостаточная поддержка со стороны общественности.
 

 

Примером успешного развития социальной ответственности бизнеса может послужить одна из крупнейших компаний России ОАО «Газпром», которая ежегодно поддерживает множество общественных проектов, оказывая помощь в развитие культуры, науки, образования и пропаганде здорового образа жизни – оказывает благотворительную помощь малоимущим детям и семьям, сиротам, проводит спартакиады, соревнования в различных видах спорта, детские соревнования, открывает спортивные комплексы, участвует в корпоративном дне донора, оказывает спонсорскую и благотворительную помощь в культурно-массовых мероприятиях.[5]

Сегодня существуют, проблемы, мешающие развитию социальной ответственности в России, а именно:

  • Взаимодействие бизнеса с местным населением – для общества социальная ответственность освещается как благотворительная инициатива, но фактически не преподносится как экономическое явление;
  • Отсутствие четких правовых норм, регламентирующие структуру, цели и задачи деятельности социальной ответственности;
  • «Благотворительный рэкет»  – давление, оказываемое местными или федеральными властями, с целью заставить компанию  жертвовать на различные дела.

В нашей стране начало роста социальной деятельности происходит только с конца 1999г. Первая отчетность компаний появилась лишь в 2002г. Данные, предложенные  Российской ассоциацией менеджеров, показали, что в 29% случаев побудительным мотивом для российских компаний в их участии в благотворительности оказывает создание взаимовыгодных отношений с властями разного уровня.

Государство в лице Президента РФ определило социальную ответственность бизнеса главным принципом во взаимодействии между обществом, государством и бизнесом, который заключается, прежде всего, в участии в «социальных программах государства в целом». В связи с этим необходимым условием развития социальной ответственности выступает создание надежной нормативно – правовой базы для регулирования  деятельности бизнеса, власти и  общества. Создание таких норм, регламентирующих структуру, цели и задачи деятельности, связанной с социальной ответственностью и благотворительностью, может стать важным стимулирующим фактором, побуждающим бизнес принимать участие в реализации задач социальной политики.   Анализ социальной деятельности современного бизнеса рассмотрен в статье «Социальная ответственность бизнеса».[6] Рассматривая проблемы в данной сфере в разных странах, одновременно отмечается, что в Японии, США и Европе принципы социальной ответственности бизнеса широко распространены, а в России – «широко обсуждаются». Вокруг социальной ответственности ведется множество споров, но общество приходит к пониманию того, что социальная ответственность бизнеса – это неотъемлемый компонент развития экономики нашей страны. В нашей стране социальная ответственность еще изучена недостаточно, но она активно развивается. Если правильно вести социальную политику, можно избавиться от многих экономических проблем или предотвращать их появление. Пока бизнес будет изолирован от общества, неотъемлемой частью которого он является, он не станет успешным.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108360/
  2. Официальный сайт Всероссийского центра  изучения общественного мнения, раздел социальной ответственности бизнеса URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13587
  3. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России, раздел статистики  http://www.arm.ru
  4. Составлено автором Полуяновой Ольгой на основе уч.: Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин уч. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело, 1999. – 800с.
  5. Официальный сайт ОАО «Газпром», раздел социальной ответственности URL:http://www.gazprom.ru/social/
  6. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены 2010 №1 с.39.


Все статьи автора «Полуянова Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: