Законодательство в сфере ЖКХ на сегодняшний день является одним из самых не совершенных. В некоторых вопросах, которые требуют непосредственно императивного решения, законодательство не только не предусматривает исполнение по конкретному «сценарию» но и порой даже встречаются противоречия нормативно-правовых актах друг другу. Можно для примера взять во внимание те же правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением правительства № 491 от 13.08.2006 г. пункт 6 указанных правил абсолютно четко и не двусмысленно говорит о том, что в состав общего имущества дома включаются обогревающие элементы (радиаторы), таким образом, к примеру, в случае порыва радиатора отопления и затопления другого жилого помещения, вина в полной мере должна лечь на управляющую компанию, в случае наличия в договоре управления перечня обслуживания общего имущества, согласно которому управляющая компания должна обслуживать систему отопления. Однако судебная практика сложилась совершенно иначе, например Верховный суд пояснил, что если же обогревающий элемент обслуживает только одно жилое помещение, не является общим имуществом многоквартирного дома, а является ничем иным как собственностью лица, в чьей собственности находится жилое помещение, соответственно со всеми вытекающими последствиями. Об этом же нам говорит и статья 290 Гражданского Кодекса РФ. Углубившись в бытность проблем собственников жилья можно найти массу подобных примеров.
В данной статье автор также хотел бы рассмотреть проблемные последствия передачи жилищного в фонда в частное управление.
Как следует из жилищного Законодательства собственники помещений в многоквартирных домах саамы выбирают способ управления и непосредственно сами утверждают тариф на содержания жилья и мест общего пользования, другими словами если собственники выбрали способ управления такой как управляющая компания, то непосредственно от собственников и зависит сколько будет получать та самая управляющая компания. Да – это демократично, даёт возможность самим собственникам контролировать работу управляющей компании, и даже рост квартплаты в рамках содержания жилья и мест общего пользования. Однако Законодатель не учёл тот факт, что львиная доля жилищного фонда на территории Российской Федерации в настоящее время требует значительных вложений в ремонтные работы плюс переход от муниципальных к частным «ЖЭКам» произошел безовсякого разъяснения данных аспектов населению, что повлекло некоторого рода проблемы. Например каждый год происходит индексация цен, то есть цены на сырье увеличиваются, однако сами собственники зачастую не хотят повышать тариф для управляющих компаний, что порождает в части отсутствия необходимых ремонтных работ в многоквартирном доме, либо ремонт проводится в значительной степени в «экономичном» режиме, что приводит к преждевременному износу ремонтируемого оборудования, конструктивных элементов и в свою очередь причиняет вред имуществу самих же собственников, а как итог мы имеем достаточно бытовое мнение о ненадежности управляющих компаний и то, что они не обеспечивают необходимого обслуживания.
В части решения подобных проблем Законодателю необходимо непосредственно наделить органы местного самоуправления правом утверждать или хотя бы индексировать тариф на содержание жилья и мест общего пользования. Это следует сделать по нескольким причинам, во-первых орган местного самоуправления располагает информацией о состоянии общего имущества того или иного многоквартирного дома, во-вторых у него все же будет более ясный взгляд на то какие работы необходимо выполнить на сколько выросли цены по сравнению с самим собственником помещения, который естественно заинтересован в меньшем размере квартплаты. Орган местного самоуправления может издать нормативно-правовой акт который будет содержать тариф для конкретной управляющей компании и жилищного фонда, который находится в её ведении.
Принятие данного нормативно-правового акта не решило бы всех проблем и не устранило бы все противоречия, которые на сегодняшний день имеются в сфере ЖКХ, но хотя бы позволило бы управляющим компаниям изыскать средства на проведение ремонтных работ с должным качеством, не лишив самих собственников контролировать распределение денежных средств и то куда и на сколько эффективно они расходуются.