УДК 327

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

Седунов Алексей Валерьевич
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В статье исследуются особенности внешнеполитической стратегии современного Китая. Отмечается, что в последнее десятилетие XX в. китайская внешнеполитическая стратегия подверглась пересмотру и корректировке. Это сказалось на характере развития китайско-американских отношений. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на смену поколений в партийном руководстве правящей КПК, а также на попеременный приход к власти в США республиканцев и демократов, обеим странам удалось сохранить позитивную преемственность внешнеполитического курса, найти способы разрешения периодически возникавших противоречий и сложностей.

Ключевые слова: внешнеполитическая стратегия, внешняя политика, КНР


THE FOREIGN POLICY STRATEGY OF CHINA AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES

Sedunov Alexey Valeryevich
Transbaikal State University

Abstract
The article studies the features of the foreign policy strategy of modern China. It is noted that in the last decade of the 20th century, Chinese foreign policy strategy has been revised and adjusted. This influenced the character of the development of Sino-U.S. relations. However, it should be emphasized that, despite the change of generations in the party leadership of the ruling PDAs, and on alternate coming to power in the US Republicans and Democrats, both countries have managed to maintain a positive continuity in foreign policy to find ways resolution periodically arose contradictions and difficulties.

Библиографическая ссылка на статью:
Седунов А.В. Внешнеполитическая стратегия Китая на рубеже XX-XXI вв. // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1528 (дата обращения: 29.04.2017).

Международная ситуация последнего десятилетия XX в. изменялась столь стремительно, что это не могло не отразиться на внешней политике всех без исключения стран – участников мировой политики. Сам состав международного сообщества в течение нескольких лет заметно изменился -после дезинтеграции ряда многонациональных федеративных государств в мире появилось более двух десятков новых стран, которым пришлось спешно определяться с союзниками, искать свое место в качестве самостоятельных акторов международных отношений. Китайские эксперты расценили происходившее как «впадение мира в крайне разбалансированное состояние». Возникающий в результате глобального катаклизма новый миропорядок потребовал от руководителей всех государств объективной оценки своих возможностей и выработки новой внешнеполитической линии.

Двухполюсный биполярный мир, в условиях которого китайское руководство научилось блестяще лавировать, извлекать максимальную выгоду, сдерживая «гегемонизм» обоих центров блокового размежевания периода «холодной войны» – СССР и США, ушел в прошлое. Стало очевидно, что КНР, для того, чтобы не утратить историческую инициативу, укрепить свой статус великой державы, необходимо активно участвовать в построении нового мирового порядка, создавать наметившуюся новую инфраструктуру международных отношений с учетом собственных национальных интересов.

В этот период стало возможным говорить об исчезновении прежнего антиамериканского полюса, обеспечивавшего относительное равенство сил в мире и мешавшего чрезмерным проявлениям гегемонизма США и их ближайших союзников, на контакты с которыми в 70-80-е гг. в Китае была сделана ставка. Резкое усиление этой группы стран предвещало возникновение единственного центра силы, к интересам которого предстояло приспосабливаться всем прочим членам мирового сообщества, в том числе и Китаю. Крушение социализма в Восточной и Центральной Европе, последующее стремительное сближение с Западом стран – прежних главных торговых и идеологических партнеров Китая по мировой системе социализма, кардинальным образом изменили привычную расстановку сил.

Международная обстановка требовала изменений во внешнеполитической стратегии Пекина. Это затронуло идейные основы партийно-государственной политики. Крах СССР и европейских социалистических государств создавал для правящей КПК идеологические проблемы. Перемены, которые охватили Восточную Европу, вывели ситуацию за рамки ее приятия партийными лидерами. В КНР с тревогой наблюдали, как восточноевропейские страны одна за другой отказывались от социалистических завоеваний.

К негативной по идеологическим мотивам оценке происходившего примешивалась тревога по поводу воздействия событий в Восточной Европе на перспективы существования мирового социализма. Под сомнение была поставлена сама идея жизнеспособности социализма как общественного строя, а значит и его пригодности для модернизации страны. Однако для Китая это было неприемлемо, поскольку мировой опыт отказа бывших союзников от коммунистических идей наглядно свидетельствовал о печальных последствиях: экономическом спаде, территориальной дезинтеграции, ослаблении позиций в мире и попадании в зависимость от Запада. В какой-то момент казалось, что Пекин подвергнет открытой критике отступников – реставраторов капитализма, но осторожность и прагматизм взяли верх.

Однако оставить все по-прежнему было невозможно. События рубежа тысячелетий знаменовали начало нового этапа мировой истории. Крушение биполярного мироустройства совпало с качественными широкомасштабными изменениями не только в геополитической структуре, сложившейся в последние десятилетия, но и в окончательном разрушении евро-американо-центристского развития истории Нового и Новейшего времени. В новых условиях при сохранении стабильных темпов роста стран АТР центр мировой политики и торговли, очевидно, смещался в Тихоокеанский регион. Было очевидно, что наиболее динамично развиваются государства, находящиеся в Азии. С новых позиций они, несомненно, должны отстаивать свои национальные интересы. В Китае крепла уверенность в том, что XXI в. должен стать «веком Азии». Страна получала реальный шанс стать ключевой державой мира.

При разработке новой китайской внешнеполитической стратегии пришлось, однако, учитывать и амбиции других ведущих мировых держав. США и их западные союзники, освободившись от сдерживающего противодействия «второй сверхдержавы», стали активно навязывать миру собственные представления о принципах его устройства.

В результате своевременного изучения и осмысления ситуации Цзян Цзэминь и другие китайские руководители летом 1991 г. сделали фундаментальное заключение относительно международной ситуации. Главный вывод был таков: биполярность    закончилась,     и     мир     развивается     в     направлении многополярности. Хотя нынешняя международная ситуация тревожна и неспокойна, лейтмотив мира и развития остается неизменным: в относительно длительной перспективе Китай сможет обеспечить себе благоприятный мирный международный климат и такое же ближайшее окружение, а основные внешнеполитические принципы, выработанные в стране на протяжении периода осуществления реформ и открытости, остаются неизменными.

Наиболее дальновидные эксперты-международники на Западе смогли это понять. Ф. Фукуяма, профессор университета Д. Гопкинса (США), писал, что: «…идея изоляции Пекина, несмотря на популярность в консервативных кругах Америки, неосуществима. Даже если бы США каким-то образом удалось узнать, что Китай представляет собой стратегическую угрозу, равную той, что в свое время исходила от Советского Союза, ни один из союзников Вашингтона не согласился бы вступить в антикитайскую коалицию когда-либо в обозримом будущем»[1].

В то же время, китайским лидерам было совершенно ясно, что резкое усиление влияния США на мировые дела потребует бесспорных идеологических обоснований лидерства. Получивший с приходом администрации Б. Клинтона новый импульс «крестовый поход» Америки в защиту демократии и прав человека, за либерализм не только в экономике, но и в политике, рано или поздно должен был затронуть «социалистический Китай». В этом случае стране пришлось бы отказаться от собственной идентичности, принять унифицирующие жизнь по западному образцу принципы всеобщего процесса глобализации.

Либеральная вестернизация могла создать реальную угрозу прочности общественного строя, только в рамках которого, по убеждению руководства КПК, можно было продолжать реализацию программы модернизации страны. Реформы планировалось завершить к середине XXI в. Трагические события 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, а главное, неожиданно жесткая реакция на них в мире, продемонстрировали со всей очевидностью, что «дружба» Китая с Западом в любой момент может быть перечеркнута по идеологическим соображениям.

Из «пионера реформ» КНР превратилась в западных СМИ, по меньшей мере, в «непредсказуемое» государство. Появились панические оценки, что Китай возвращается к мрачной эпохе «культурной революции». США и их союзники притормозили развитие связей с Пекином. Международная изоляция, угроза санкций за «нарушение прав человека», оказались вполне реальными. В результате под вопросом оказалась вся внешнеполитическая система, тщательно вырабатывавшаяся китайским руководством на протяжении 80-х гг.[2]

Тезис о необходимости равноправного участия в решении международных проблем, исключавшей односторонний диктат и давление как нельзя лучше вписывался в разрабатывавшуюся на протяжении двух десятилетий концепцию многополярности. В формирующейся новой системе международных отношений важно было заявить свои претензии обоснованно, «не потерять лица» и суметь быстро ликвидировать внутриполитические противоречия и партийные разногласия. Стало особенно очевидно, что лишь стабильное, единое политически и мощное экономически государство могло достойно ответить на любые вызовы глобализации и претензии «западных демократий». Уважения и учета своих интересов в мире мог добиться только сильный, уверенный в своей правоте, динамично развивающийся, готовый к сотрудничеству и привлекательный для инвесторов Китай. Его расположения стали бы искать другие страны, нуждавшиеся в сторонниках для установления баланса сил и обеспечения устойчивого развития мировой экономики.

Глобализация стала одним из наиболее серьезных экономических вызовов для современного Китая, что отмечалось рядом исследователей [3]. Концепция глобализации вначале отвергалась китайскими теоретиками как несостоятельная. Но уже к середине 90-х гг. XX в. она нашла свое место в прогнозах будущей структуры мирового порядка.

Власти связывали большие надежды с развитием экономической дипломатии. Как показало время, такой подход оказался вполне эффективным. Уже в начале нового тысячелетия, подводя итоги сделанному, в руководстве страны пришли к выводу, что Китаю нужно и в дальнейшем квалифицированно внедрять и проводить экономическую дипломатию, эффективно использовать существующие механизмы экономики, уделить внимание созданию наиболее благоприятных международных условий для себя, включая установление нового справедливого международного порядка и формирование стабильной экономической системы. Китай должен, опираясь на собственные силы, с помощью торговли привязать мир к себе, это поможет ему стать не только мировым рынком и мировой фабрикой. Нужно приложить все силы, чтобы Китай стал мировым центром исследований и разработок. Блестящим успехом на пути осуществления государственной стратегии в условиях глобализации стало беспрецедентное для страны с переходным типом экономики вступление КНР в ВТО.

В начале 90-х гг. XX в. внешняя политика КНР была в определенной степени пассивной, выжидательной и, как всегда, осторожной. Мало кто верил в те годы, что на исходе XX столетия КНР станет седьмой крупнейшей экономикой мира, а по объему международной торговли займет 4-е место в мире после США, Японии и Евросоюза [4].

Решив внутренние проблемы и обеспечив высокое темпы экономического роста, Китай вновь стал привлекателен для иностранных инвестиций, его международные экономические связи расширились. К концу десятилетия экономика КНР превысила основные показатели Индии, России и Индонезии, вместе взятых. Пекин приступил к нормализации двусторонних отношений с соседними государствами и разрешению споров «исторического характера».

О формализации внешнеполитического курса партии свидетельствовало возвращение партийного руководства к признанию наиболее актуальными международных проблем, выявленных Дэн Сяопином еще в мае 1984 г. Это – проблема сохранения мира и мирного решения международных споров. Не менее важна проблема устойчивого экономического и опережающего развития. Еще до появления в американской политологии теории «столкновения цивилизаций» в Китае поняли, что проблема мира – это проблема Востока и Запада, проблема развития – это проблема Север-Юг.

Развивая предшествующие представления о характере современного мира, китайское руководство в 1994 г. выработало оптимальную для себя и вполне универсальную трактовку развития современной международной архитектоники – «одна сверхдержава, много сильных держав». Отказываясь публично от претензий на статус сверхдержавы, Пекин учитывал амбиции американцев и смягчал их недоверие к своей стране, как к потенциальному сопернику.

Третье поколение руководства Китая в лице Цзян Цзэминя продолжало претворять в жизнь названные внешнеполитические задачи, хотя новые условия перегруппировки сил на мировой арене выдвинули на первое защиту суверенитета и безопасности КНР. Вместе с тем дипломатическая деятельность была направлена на создание благоприятных внешних условий укрепления экономического базиса страны «как главного источника и инструмента ее мирового влияния». Китайское руководство отказалось от практики выявления внешнеполитических противников, сделав ставку на недооцененную прежде многостороннюю дипломатию.

Формирование приемлемого для большинства стран, т.е. установленного демократическим путем на основе консенсуса мирового порядка и выработки новых общепризнанных норм, взамен утративших силу, с точки зрения сторонников многополярности, необходимо каждому государству для реализации собственных интересов.

В итоге концепция «совместного процветания», предложенная Цзян Цзэминем, и концепция «совместного развития», разработанная Ху Цзиньтао слились в рамках единого курса на «мир, развитие и сотрудничество», выдвинутого в 2005 г. т.н. «четвертым поколением» китайских руководителей. Пришедшее к власти после XVI съезда КПК, это новое поколение взяло курс на преемственность генеральной линии партии, о чем его представители заявили на форумах различного уровня. Показательно, что особое значение в современной китайской внешней политике по-прежнему придается широко известным «пяти принципам мирного сосуществования», внедренным в практику внешнеполитической деятельности еще в 1954 г .

На их основе сегодня разработаны и новая концепция безопасности, и теория многополюсного мира, и концепция нового международного политического экономического порядка, базирующегося на принципах «мира, стабильности, справедливости и разума».

Некоторые, прежде болезненные вопросы, во внешнеполитической стратегии Китая в последние годы получили новое толкование. Четвертое поколение руководителей впервые публично заявило о китайском понимании прав человека. Видя, что данный вопрос является весьма чувствительными не только для него, но и для многих других стран, которым адресованы претензии либеральных демократий Запада, Китай продемонстрировал готовность к дискуссии. Вопрос о правах человека был представлен в Китае как то, что мы должны уважать право каждого государства самостоятельно выбирать социальный строй и путь развития, способствовать тому, чтобы с учетом национальных условий каждое государство развивалось и достигало собственного подъема. Необходимо в духе равноправия и открытости поддерживать многообразие культур, укреплять диалог и обмен между разными культурами, создать на принципе терпимости гармоничный мир различных культур.

Еще одним очевидным фактором, побуждающим руководство по-новому истолковывать, наполнять новыми смыслами базовую, сформировавшуюся в своей основе в 80-е гг. XX в., внешнеполитическую концепцию «мира и развития», исходящую из принципа неконфронтационности межгосударственных отношений, стало изменение статуса Китая в мире. Последовательная и настойчивая политика Китая позволила ему найти мирное, политическое решение спорных вопросов, прежде всего, территориальных. На рубеже веков он сумел добиться бесконфликтного возвращения бывших колониальных территорий – Гонконга и Макао, урегулировать пограничные вопросы с Россией, Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном, Индией.

Для того, чтобы полностью понять сложившуюся ситуацию в отношениях КНР и США, и оценить проблемы с разных сторон нами был проведен опрос населения Китая в г. Яньтай провинции Шаньдун  в июне 2013 г.

В опросе участвовало 55 человек, в основном  это государственные служащие и работники образовательных учреждений.

Опрос показал следующие результаты: большинство участников опроса 94% (53 человек) считают, что в современных отношениях КНР и США есть как положительные, так и отрицательные моменты. Среди отрицательных моментов первое место занимает проблема о. Тайвань и проблема прав человека. Среди положительных моментов в основном отмечались растущее с каждым днем экономическое сотрудничество и культурный обмен.

80% опрошенных (44 человек) признали, что США занимает лидирующее положение в мире, однако, сейчас теряет свои позиции. Подобная ситуация еще будет сохраняться несколько лет.  96% (48 человек) показали, что Китай стремительно развивается, однако  в Китае есть внутренние  проблемы. В первую очередь это проблема перенаселения и ограниченности энергоресурсов. Следует отметить, что сейчас Китай отошел от политики «мирного возвышения» и на 17 съезде КПК была высказан тезис о том, что новая концепция внешней политики заключается в готовности сотрудничать со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования.

85% (47 человек) респондентов указали, что КНР имеет наиболее хорошие отношения со странами, с которыми Китай непосредственно  граничит, а так же с некоторыми странами Африки.

Больше половины опрошенных заявили о том, что США и Китай в ближайшее время пока не готовы стать стратегическими партнерами.

Наиболее развитыми, по мнению респондентов, сферами отношений США и Китая оказались экономика, культурный и научный обмен, а так же  туризм.

В целом реакция респондентов была прогнозируема. Оценка ситуации простым населением совпадает с официальной позицией государства.  Для страны, где государство имеет огромное влияние на жизнь и  мнение граждан подобные результаты не вызывают удивления.

Можно сделать вывод о том, что население Китая проявляет нескрываемый интерес к  проблеме отношений США и КНР.  Китайское население не воспринимает США как прямую угрозу безопасности своей страны, хотя и признает, что проблемы в отношениях есть и их надо решать. Взаимовыгодное сотрудничество с Америкой необходимо Китаю на современном этапе. Прежде всего, это сотрудничество в экономике и наукоемких областях производства.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в последнее десятилетие XX в. китайская внешнеполитическая стратегия подверглась пересмотру и корректировке. Это сказалось на характере развития китайско-американских отношений. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на смену поколений в партийном руководстве правящей КПК, а также на попеременный приход к власти в США республиканцев и демократов, обеим странам удалось сохранить позитивную преемственность внешнеполитического курса, найти способы разрешения периодически возникавших противоречий и сложностей.


Библиографический список
  1. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. –  М., 2002., с 143.
  2. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
  3. Ширяева О.А., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией государств государств Юго-Восточной Азии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  4. Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.


Все статьи автора «Dari»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: