УДК 327

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ ГОСУДАРСТВ В РЕГИОНЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Лазебных Наталья Алексеевна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
Настоящая статья раскрывает характер двусторонних отношений государств, входящих в регион Северо-Восточной Азии. Уровень сотрудничества, взаимодействие стран Северо-Восточной Азии в различных областях, прогресс урегулирования территориальных споров и попытки построения механизма обеспечения безопасности также отражены в данной статье на современном этапе.

Ключевые слова: КНР, Монголия, Республика Корея КНДР, Северо-Восточная Азия, Япония


BILATERAL RELATIONS AND TERRITORIAL DISPUTES IN THE REGION OF NORTH-EAST ASIA

Lazebnyh Natalia Alekseevna
Transbaikal State University

Abstract
This article reveals the nature of the bilateral relations between states belonging to the region of Northeast Asia. Level of cooperation, cooperation in North-East Asia in various areas, the progress of territorial disputes and attempts to construct a security mechanism is also reflected in this article at the present stage.

Библиографическая ссылка на статью:
Лазебных Н.А. Двусторонние отношения и территориальные споры государств в регионе Северо-Восточная Азия // Политика, государство и право. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/07/1604 (дата обращения: 29.04.2017).

Важнейшим условием для создания системы сотрудничества и обеспечения региональной безопасности является отсутствие территориальных споров, а также улучшение двусторонних отношений государств в регионе Северо-Восточная Азия (далее СВА). Последнее является к тому же и социальным катализатором, т.к. ускоряет социальные процессы в странах СВА [1].  Регион Северо-Восточная Азия характеризуется большим набором проблем в различных сферах, так обеспечение энергетической безопасности сегодня стало детерминирующим фактором роста бедности и неустойчивости развития региона в целом [2] .  Особого внимания заслуживают вопросы по спорным территориям, отсутствию системы многостороннего сотрудничества, что не позволяет решать многочисленные проблемы, в т.ч. энергетическую.

Японо-южнокорейские отношения. На данном этапе отношения между Японией и Южной Кореей претерпевают самые явные ухудшения за всю послевоенную историю. Прежний конфликт по поводу суверенитета над архипелагом Токто (Такэсима) в Восточном (Японском) море является основной причиной разногласий двух стран. До сих пор Япония и РК не могут выявить принадлежность акватории Лианкур  к той или иной стране. Еще в 1905 г. острова Лианкур были официально включены в состав Японского государства. Когда Корея была присоединена к Японии, острова также были территорией Японии. После того, как Япония отказалась от суверенитета над своими колониями, над островами Лианкур Верховным Командованием оккупационных Союзных сил приостанавливает суверенитет Японии. Но по островам  в Сан-Францисском мирном договоре ничего не было сказано.

 Южная Корея активно отстаивает изменение название «Японского» моря на «Восточное», тогда как Япония желает оставить прежнее. Также у двух держав имеются серьезные расхождения по поводу оценок прошлого. РК желает добиться извинений и раскаяний за преступления японских солдат в Корее в годы Второй мировой войны.

В результате затянувшегося дипломатического конфликта между этими странами, данной ситуацией стал пользоваться Китай, который также имеет территориальные споры с Японией. Сближение Южной Кореи с Китаем стало явным и для США, которому этот антияпонский альянс совершенно невыгоден, так как Америка придерживается политики сдерживания быстрорастущего влияния Китая. Также США обеспокоены ухудшениями в отношениях двух потенциальных союзных государств РК и Японии, так как мешает планам по выстраиванию своей системы безопасности в Северо-Восточной Азии. Китай, в свою очередь, активизирует сотрудничество с Южной Кореей по разным направлениям, представляя угрозу для планов США в регионе СВА. Для Южной Кореи без союзных отношений с КНР объединение двух Корей является нереальным.

26 декабря 2013 г. Синдзо Абэ нанес визит в храм Ясукуни, где хранятся поминальные таблички погибших за Японию и императора, в том числе и военных преступников Второй мировой войны. После данного визита РК приостановила почти все официальные контакты. Это событие вызвало недовольство многих стран, в том числе КНР, который также критикует провокационную политику премьер-министра Японии Синдзо Абе.

Безрезультатной оказалась и встреча заместителей  министров иностранных дел Южной Кореи Чо Тхэ Ён и Японии Саики Акитака 12 марта 2014 г., где планировалось найти компромисс и путь разрешения конфликта и улучшению отношений. Обе стороны решили остаться на своих позициях.

Японо-северокорейские отношения. Двусторонние отношения КНДР и Японии практически сведены к нулю. В 2006 г. Япония ввела в одностороннем порядке санкции против КНДР, из-за чего были прекращены любые торговые и экономические связи.

В ноябре 2012 г. в Улан-Баторе состоялись официальные переговоры между КНДР и Японией, однако правительственные переговоры в связи с проведением Пхеньяном запуска баллистической ракеты, которая вывела на орбиту спутник. Спустя практически полтора года, страны решили провести встречу на том же уровне. И 30 марта 2014 г. был сделан шаг к нормализации двусторонних отношений, что сразу же может серьезно изменить ситуацию вокруг КНДР. В перспективе состоявшийся официальный диалог может привести и к открытию официальных представительств на территории друг друга. За переговорами пристально следили и соседствующие страны из СВА, в первую очередь, Южная Корея.

Переговоры проходили в закрытом режиме, однако и японская, и северокорейская стороны выразили удовлетворение и охарактеризовали итоги диалога, как полезными и конструктивными.

Во время консультаций Япония повторила свои требования решить проблему японцев, которые были похищены спецслужбами КНДР в 1970-80-х гг., что Ким Чен Иром в 2002 г. в ходе японо-северокорейского саммита. Однако затем Пхеньян заявил, что все вопросы по этому поводу урегулированы. Токио же продолжает настаивать на расследованиях.

В многих планах Северной Корее восстановление дипломатических отношений с Японией очень выгодно. Во-первых, восстановление дипломатических отношений – это возможность активизировать торговое и экономическое сотрудничества между странами. Во-вторых, Япония выплатит КНДР компенсацию за оккупацию Корейского полуострова. В-третьих, вероятность получать от Японии экономическую помощь.

Китайско-японские отношения. Касательно военного сотрудничества, Китай и Япония расширили сотрудничество и обмен в таких сферах, как военная медицина, в академической деятельности, научно-исследовательских работах. Тем не менее из-за существования японо-американского союза и вопросов «исторической памяти» китайско-японский диалог и сотрудничество в военной сфере не отвечают развитию экономических и политических отношений меду странами.

В области нетрадиционных аспектов безопасности обе стороны могут расширить сотрудничество в таких сферах, как противостояние цунами, землетрясениям, атипичной пневмонии, отмыванию денег, наркоторговле, транснациональным преступлениям.

Основным камнем преткновения в отношениях Китая и Японии являются острова Сенкаку (для японцев) или Дьоюй (для китайцев). Уже более столетия длится территориальный спор из-за того, кому принадлежат острова, которые располагаются между Тайванем и Японским архипелагом. По мнению Китая, эти территории открыли китайские моряки еще в начале XV в. и долгое время велось управление из Тайбэя. В 1895 г. по результатам первой японо-китайской войны Тайвань был передан Японии «с прилегающими островами», а после поражения Японии во Второй мировой войне — возвращен Китаю. Соответственно, вместе с Тайванем Китай вернул себе права на острова Дяоюй, и никаких претензий не должно было поступать. Однако, как считает японское государство, острова были присоединены к Японии в результате гидрографических экспедиций ее флота за несколько лет до войны с Китаем. С Тайванем они никак не связаны, и поэтому являются частью японских островов Рюкю.

Особенно напряженным периодом японо-китайских отношений по территориальному спору стал сентябрь 2012 г., когда Токио объявил о покупке островов у частных владельцев. В Китае прошли массовые антияпонские демонстрации, которые сопровождались разгромами.

Тогда Пекин и Токио не смогли определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов. Япония настаивает на прохождении разделительной линии посредине водного пространства, КНР – на перемещении линии ближе к японскому побережью. Интерес Японии и Китая к островам Сенкаку (или Дяоюй) объясняется тем, что у их берегов были обнаружены достаточно крупные нефтяные и газовые месторождения. Пока перспектив урегулирования данного территориального спора не наблюдается. Пекин и Токио заявили о твердом намерении отстаивать свою позицию без каких-либо компромиссов.

Китайско-северокорейские отношения. Китай всегда был против всевозможных попыток ввести санкции и бойкот против КНДР в связи с ее ядерной программой. Пекин настаивал на трехстороннем, т.е. включающем КНДР, РК и США, формате переговоров по этой проблеме, сам в то же время сам отказывался напрямую участвовать в них. Однако в 2003 г. политическое руководство КНР согласилось принять участие в переговорном процессе и даже предложило свою территорию для проведения шестисторонних переговоров по корейскому ядерному кризису.

Одна из приоритетных задач Китая в области безопасности – избавить себя от попыток Японии наращивать собственную военную мощь, используя северокорейскую ядерную карту. КНР, выступая за безъядерный статус Корейского полуострова, стараются достигнуть две цели: избежать новой войны в Корее и не допустить втягивания всего Северо-Восточного региона в гонку ядерных вооружений, что в перспективе может привести к превращению Японии и Тайваня в ядерные державы.

Китай заинтересован в том, чтобы на Корейском полуострове был установлен мир, отношения добрососедства, поскольку любое беспокойство на полуострове негативно влияет на национальную безопасность Китая. КНР нуждается в существовании КНДР: и в лучшем случае  – как стратегического союзника, в худшем – как буфера. Таким образом, «Китай твердо стоит за сохранение союзнических отношений «коммунистических стран», и никогда не сможет отказаться от Северной Кореи» [3]. Северная Корея отвергает предложенный Китаем вариант реформ. В китайской модели КНДР видит срытую возможность установления китайского контроля над Северной Кореей. Ядерные испытания еще больше охладили отношения между двумя странами, но говорить о полной смене политики нельзя. В будущем вероятно усиление экономического и отчасти идеологического влияния Китая как на Север, так и Юг.

Китай – крупнейший торговый партнер Северной Кореи, в то время как Северная Корея занимает 82-е место в списке торговых партнеров Китая. Китай обеспечивает около половины всего северокорейского импорта и получает четверть всего экспорта. Импортом Китая из Северной Кореи являются уголь, руды, одежда, железо и сталь, рыба и морепродукты. Импорт Северной Кореи из Китая: минеральное топливо и нефть, транспортные средства, пластик, железо и сталь. Для Северной Кореи Китай является первым среди поставщиков нефти.

Отношения между Южной Кореей и КНДР. По сей день межкорейские отношения являются противоречивыми и напряженными, так как у каждой из Корей есть свои претензии к соседу. В том числе, Южная Корея желает, чтобы Северная отказалась от ядерного оружия, прекратила запуск ракет и ракетных снарядов, а КНДР негативно воспринимаются проведения Южной Кореи регулярных совместных с США военных маневров.

Однако оба государства заявляют о необходимости улучшения отношений, делая шаги к установлению доверия, а также объединению двух Корей и укреплению мира в регионе. Так, президент Южной Кореи Пак Кын Хе высказывалась за создание основы для воссоединения корейской нации на основе взаимного уважения, основе стабильного обеспечения безопасности мирным путем. Также Пак Кын Хе отметила, что после объединения Южной и Северной Корей будут отменены ограничения на развития бизнеса между странами, расширяться обмены, последует широкомасштабная гуманитарная помощь и сотрудничество со стороны РК.

В начале 2014 года Пак Кын Хе стала инициатором возобновления встреч родственников, разделенных Корейской войной, а также предложила сделать их регулярными. Три года такие встречи не осуществлялись из-за напряженности в отношениях КНДР и Южной Кореи, значительной политической нагрузки проведения встреч разделенных семей, а также из-за того, что оба государства не могли договориться о месте.  Каждая сторона пыталась выдвинуть свои условия и настаивала на своем варианте.

Китайско-монгольские отношения. В настоящий момент китайско-монгольские отношения вступили в новый этап активизации после установления отношений двустороннего добрососедства и взаимного сотрудничества. Китайская сторона неоднократно подчеркивала, что готова прилагать совместные с монгольской стороной усилия по непрерывному содействию взаимным обменам и сотрудничеству в разных областях, готова быть с ней постоянно добрыми соседями, доверяющими друг другу друзьями и хорошими партнерами по совместному развитию. Как отметил член Политбюро ЦК КПК Чэ Гоцян на встрече с премьер-министром и главой парламента Монголии Санжагийном Баяром 25 июня 2009 г. в монгольской столице Улан-Баторе, 60-летняя история китайско-монгольских отношений свидетельствует, что углубление политического взаимодоверия между двумя странами, укрепление двусторонних отношений добрососедства и дружбы и продвижение взаимовыгодного отвечает не только общим интересам двух государств и их народов, но и представляет важное значение для обеспечения мира и развития в регионе СВА и во все мире. В 2014 г. Монголия и Китай будут отмечать 65-летие установления дипломатических отношений. Этот год объявлен год “Годом культурных и гуманитарных обменов с Китаем”.

Между Китаем и Монголией существует регулярный и стабильный механизм визитов на высоком и высшем уровнях. Другим механизмом сотрудничества являются межпарламентские связи  Китая и Монголии. Активные деловые контакты между парламентом двух стран являются важной составляющей двусторонних межгосударственных отношений и играют незаменимую роль в укреплении отношений добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, дружбы между народами двух стран. Так, 20 марта 2014 г. Член Постоянного комитета Политбюро и Секретариата ЦК КПК Лю Юньшань в Пекине провел встречу с делегацией Монгольской народной партии и ее председателем Миегомбыном Энхболдом. На данной встрече Лю Юньшань отметил, что Китай готов продолжать укрепление контактов с Монголией по партийному, правительственному, парламентскому и народному каналам, усиливая политическое взаимодоверие двух государств, активизируя прагматическое и взаимовыгодное сотрудничество между двумя государствами в различных областях. М. Энхболд отметил, что во время пребывания в Китае он заметил успехи, которые достиг Китай, проводя политику реформ и открытости. Он выразил уверенность, что его визит благоприятно воздействует на развитие двусторонних отношений и их сотрудничеству в различных областях.

Монголия неуклонно поддерживает политику единого Китая, позицию правительства Китая в тайваньском и тибетском вопросах. Китайская сторона приветствует и поддерживает участие Монголии в деятельности и сотрудничестве в рамках ШОС, выступает за то, чтобы Монголия играла более активную роль в процессе регионального сотрудничества.

Для Монголии ШОС важна прежде всего в плане развития регионального сотрудничества. С 2004 г. Монголия как страна-наблюдатель активно участвует в заседаниях Совете глав государств и Совете глав правительств. Первостепенной задачей Монголии с ШОС является экономическое взаимодействие. При этом экономическое сотрудничество вовсе не обязательно должно охватывать все страны – члены ШОС, а может быть осуществлено в трех-, четырехстороннем форматах. Монголии интересны также проекты в сфере транспорта, железнодорожных перевозок, энергетики. Так как Монголия не имеет выхода к морю, то она хотела бы присоединиться к договору о развитии транспортной инфраструктуры, заключенному странами – ШОС. Необходимо также проводить совместные учения по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, особенно в сфере борьбы со стихийными бедствиями.

Таким образом, для Монголии ШОС является одним из главных каналов развертывания многостороннего сотрудничества в регионе Северо-Восточной Азии. Члены ШОС и страны-наблюдатели занимают важную позицию во внешней политике и экономических отношениях Монголии, поэтому Монголия стремится всесторонне расширить свое участие в рамках этой организации.

Монголо-южнокорейские отношения. В настоящий момент двусторонние отношения Монголии и РК расширяются во многих областях, опираясь на принципы дружеского сотрудничества и добрососедского партнерства. В экономической области оба государства рассматривают возможность заключения соглашения о свободной торговле, расширить взаимодействие в отраслях энергетики, тяжелой промышленности.

Республика Корея с каждым годом увеличивает объема своего займа и безвозмездной помощи для Монголии с целью поддержки роста экономики Монголии. Так, 30 7сентября 2013 г. в Монголии провели встречу премьер-министр Норовым Алтанхуяг и спикер Национальной ассамблеи Республики Корея Кан Чан Хи, где обсудили создание Межправительственного Совета по торгово-экономическому сотрудничеству, с целью интенсификации экономического взаимодействия, увеличения объемов торговли и инвестиций. 17 февраля 2014 г. был подписан меморандум о создании монголо-южнокорейского бизнес-форума, который создаст новый уровень взаимного экономического сотрудничества.

13 февраля 2014 г. Глава МИД Монголии Лувсанвандан Болд провёл встречу с южнокорейским министром объединения Рю Гиль Чэ, где были высоко оценены роль и участие Монголии в обеспечении мира и стабильности на Корейском полуострове. На этой встрече Болд также подчеркнул, что инициатива, которую выдвинул президент Монголии, а именно “Улаанбаатарские переговоры по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии” является долгосрочной целевой программой. Эта программа направлена на обеспечение стабильности и мира в регионе СВА в целях снижения напряженности на Корейском полуострове путем переговоров и установления мира.

Монголо-южнокорейское сотрудничество расширяется и в области водного транспорта и логистики с целью перевозки минеральных ресурсов Монголии водными путями. Монголия, в свою очередь, обещала поддержать южнокорейские технологии и инвестиции в топливе, металлургии и медеплавильном производстве.

Японо-монгольские отношения. Для Монголии развитие дипломатического сотрудничества с Японским государством является приоритетным. 16 сентября 2013 г. глава исполнительной власти Монголии Норовым Алтанхуяг и премьер-министр Японии Шиндзо Абэ подписали среднесрочную программу по развитию стратегического партнёрства между Монголией и Японией. Эта программа определяет основные направления монголо-японских отношений на ближайшие пять лет, то есть до 2017 г.. Япония и Монголия уверены, что данный документ ещё больше укрепит отношения стратегического партнёрства между государствами.

Япония не отказывает в помощи развития горнорудной промышленности, в частности, в проведении урановой разведки, развитии атомной энергии и в подготовке профессиональных кадров и создании Банка развития в целях развития национального производства и реализации инвестиционных программ. Также оба государства выражают заинтересованность в развертывании активного взаимодействия между банковско-финансовыми организациями.

В феврале 2014 г. прошел семинар “Сотрудничество Монголия-Хоккайдо”. После семинара была проведена встреча между главой монгольского МИД Лувсанванданом Болдом и заместителем МИД Японии Сейдзи Кихара. Главной событием этой встречи стала новость о том, что правительство Японии предоставляет льготный кредит в 73 млн. долларов на реализацию проекта по развитию высшего инженерного образования в Монголии. Также Япония предоставляет внепроектную безвозмездную выплату в 3 млн. долларов для Монголии. На эту сумму Монголия осуществит поставки из Японии комплексной установки для прохождения лечебных упражнений, оборудования для физиотерапии и реабилитации, приборы для улучшения обучения слабовидящих и повышения их потенциала, также оборудование для тушения лесостепных пожаров, и малогабаритные технические устройства.

Монголо-северокорейские отношения. Оба государства сформировали достаточно теплые и доверительные отношения, несмотря на закрытый режим КНДР и либерально-капиталистический путь Монголии. Сближение двух государств неслучайно. Монголия и КНДР имеют много общего по  историко-психологическим факторам. В свое время оба государства были зависимы, сейчас отчасти зависимы от Китая, в СВА они окружены более сильными государствами.

На данный момент между странами осуществляется повышение уровня двустороннего сотрудничества, укрепление и развитие отношений в таких сферах, как торговля, экономика, транспорт, сельское хозяйство, наука и техника. Монгольское правительство реформ проводит гуманитарную помощь, оказывая ее пострадавшим от стихийных бедствий в КНДР.

В последнее время обмен визитами между Пхеньяном и Улан-Батором участились. Высокий уровень политических связей между двумя странами доказывает и согласие Пхеньяна на визит в КНДР в октябре 2013 г. президента Цахиагийна Элбэгдоржа.

В настоящее время в условиях срыва шестисторонних переговоров по проблемам северокорейского ядерного кризиса Монголия заняла позицию страны – посредника между КНР, РФ, США, Японией, Южной Кореей и КНДР, объективно повышая статус Монголии  в регионе СВА. Возможность оказания экономической и инвестиционной помощи Северной Корее делают Монголию значимым актором  в развивающейся Северо-Восточной Азии.


Библиографический список
  1. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов//Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  2. Бронников А.Н., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Вопросы обеспечения энергетической безопасности в странах АТР//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175.
  3. Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: