УДК 32, 35

КТО ДОЛЖЕН УПРАВЛЯТЬ ГОРОДОМ: МЭР ИЛИ СИТИ-МЕНЕДЖЕР?

Ласько Александр Игоревич
Донской государственный технический университет, филиал в городе Волгодонске

Аннотация
В данной публикации приведены доводы об эффективности управлением город. Посредством привлечения сити-менеджера. А так же предложена модель управления городом в современном российском обществе.

Ключевые слова: Ласько Александр, местное самоуправление, муниципалитет, Россия, сити-менеджер


WHO SHOULD GOVERN THE CITY: THE MAYOR OR CITY MANAGER?

Lasko Aleksander Igorevich
Don State Technical University, branch in the city of Volgodonsk

Abstract
In this publication, the arguments about the effectiveness of the control of the city. By engaging city manager. And as a model of urban governance in contemporary Russian society.

Библиографическая ссылка на статью:
Ласько А.И. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер? // Политика, государство и право. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/07/1751 (дата обращения: 14.07.2023).

Мэр (фр. Maire — старшина) — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых странах — и небольшого региона.

Главная задача главы местного самоуправления, является эффективное управлением городом. Помимо этого на мэра или главу местного самоуправления возлагаются и другие функции. Должность мэра города является выборной.

Так же существует и такое понятие как сити-менеджер. Городской управляющий, сити-менеджер (англ. City manager — городской управляющий) — должность в сфере муниципального управления. В связи с этим идет постоянная полемика. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер?

Мэр города выбирается общим голосование. Жители города сами решают, кто будет управлять городом. Процедура выборов отражает тенденции развития демократических принципов развития общества в Российской Федерации. Выборы главы администрации или мэра обеспечивают открытость и гласность выборного процесса. Данная процедура позволяет избежать различных негативных ситуаций. Лоббирование интересов, продвижение нужных людей и т.д. Но в то же время у выборной процедуры существуют негативные стороны. Мэр города помимо различных церемониальных обязанностей. Должен выполнять грамотное и эффективное управление городом.

Мэр города это, прежде всего эффективный управленец. Его можно сравнить с top-менеджером крупных компаний. Задача мэра так же усложняется. В связи с тем, что он является так же представителем исполнительной власти на местах. В связи с этим обязанности мэра возрастают многократно. Отсюда следует простой закон. При повышении количества обязанностей мэра города снижается его эффективность управления. Не всегда в результате выборов мэром становится человек, который может грамотно и эффективно управлять городом. Это связано со многими факторами.

Первое. Выборы осуществляют простые люди. Многие, из которых даже в общих чертах не знаю. Как управлять городом. Какие обязанности у мэра города. В связи с этим на посту города может оказаться хороший человек с точки зрения различных факторов, кроме умения управлять городом. Второе. Не кому не секрет, что политические технологии постоянно развиваются. И использование в предвыборном штабе пиарщиков, политтехнологов и имиджмейкеров ни для кого не секрет. Люди данных профессий создают тот тип человека, который хочет видеть обыватель. То есть избиратель. Как показала практика, в большинстве случаев избиратели обращают внимание на человеческие качества. На свое отношение к человеку. Хороший или плохой. Нравится или не нравится. И только потом интересуются его

профессиональными умениями и качествами. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве своем. Избиратели голосуют сердцем, а не головой. Чем и пользуются политтехнологи.

Идея с сити-менеджерами имеет как своих сторонников, так и своих противников. Прежде всего, сити-менеджер это эффективный управленец. В настоящие время все эффективные управленцы – это в большинстве своем молодые люди. Которые получили соответствующие образование, не только в высших учебных заведениях. Но и на различных форумах и тренингах. Это зачастую приводит к тому, что возникает конфликт между мэром и сити- менеджером. В большинстве своем мэр – это мужчина в возрасте 50 лет или больше. Который пытается вести управление городок как при командно- административной системе. Что было характерно в СССР. При всех его заслугах, сказывается отсутствие современных знания в управлении. Так же немало важным остается назначение сити-менеджера. Кто его должен назначать? Исполнительная власть или законодательная?

В своей работе я хочу предложить новый подход управлению города с использованием сити-менеджера.

Безусловно, мэр должен выбираться из числа жителей города Волгодонска. Выборная система позволяет удовлетворить желание избирателей. Соответственно если на посту градоначальника стоит человек, которому симпатизирует. Это гарантирует лояльность населения к власти и городу в целом. Мэр – это своеобразный символ города. Который отражает желание избирателей. Соответственно на мэра города возлагается некий символизм. Но символизм и управление городом две большие вещи. И тут на помощь не только мэру. А в большинстве своем именно на помощь городу приходит сити-менеджер.

Назначение сити-менеджера.

Сити-менеджера рекомендовать должен мэр. Ведь в дальнейшем ведь мэру города придется работать с сити-менеджером. В этой ситуации мэр города должен рекомендовать на должность сити-менеджера. В уставе муниципального образования для предотвращения возможного конфликта. Между действующим мэром и сити-менеджером. Необходимо прописать разграничение в полномочиях. Между мэром и сити-менеджером. В уставе должно быть прописано перечень обязанностей, которые исполняет мэр города и чем занимается сити-менеджер. В зависимости от размеров населенного пункта и возложенных на сити-менеджера. Может быть сформирован отдел эффективного управления. Который подчиняется сити- менеджеру.

Так же не обходимо, законодательно прописать деятельность сити- менеджера, его полномочия и ответственность. За его деятельность. Для развития института сити-менеджеров необходимо разработать федеральный закон о сити-менеджерах.

Мэр города должен согласовать назначение на должность сити-менеджера с городской думой. Или другим органом, который представляет законодательную власть. Это необходим, прежде всего, как один из пунктов борьбы с коррупцией. Законодательная власть представлена депутатами. Которых делегировали избиратели для отстаивания своих интересов. Согласование кандидатуры на должность сити-менеджера должен быть обязателен.

Контроль деятельности сити-менеджера.

Важным вопросом является контроль деятельности сити-менеджера. Если, к примеру, мэр и депутаты несут ответственность перед избирателем. То деятельность сити-менеджера в настоящие время не контролируется так таковая. Ответственность только перед работодателем. В случаи, когда кандидатура утверждается представителями законодательной власти.

Ответственность сити-менеджер будет нести перед исполнительной властью (депутатами). А те свою очередь перед избирателями. Благодаря этой схеме. Сити-менеджер отвечает за свою деятельность перед избирателями. Через их делегатов в законодательной власти.

Так же необходим общественный совет при администрации муниципального образования. Данный общественный совет будет направлен контролировать деятельность сити-менеджера. Сити-менеджер будет ежеквартально отчитываться перед данным общественным советом. Общественный совет, так же может предложить сити-менеджеру на какие проблемы в городе стоит обратить внимание в первую очередь. Сити-менеджер перед утверждение программы по управлению городом. Выступает перед членами общественного совета и представителями законодательной власти. После этого общественный совет и представители законодательной власти дополняют или вносят изменения в данную программу. После этого она проходит утверждение мэром города.

Предложенная схема позволит избежать сговора и целью получения прибыли. Исполнительная власть предлагает кандидатуру. Законодательная власть одобряет. Общественность в лице общественного совета ведет контроль.

Такая схема позволит сохранить демократические выборы наряду с повышение эффективности управления городом. При данной схеме придется вводить дополнительную единицу в аппарат администрации муниципального образования. Должность сити-менеджера наряду с должностью мэра. Что приведет к увеличению расходов местного бюджета. Но если сопоставить расходы, связанные на содержание сити-менеджера. И положительный результат от эффективного управления. Что в свою очередь позволит более эффективно использовать бюджетные деньги. То расходы связанные с содержание сити-менеджера несомненно окупятся.



Все статьи автора «Aleksander Lasko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: