УДК 340.152

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО, ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ

Филимонова Ирина Владимировна
Пятигорский государственный лингвистический университет
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Аннотация
Государственность и правовую систему Древней Спарты нельзя назвать достаточно исследованными. В основном Спарта являлась объектом исследования историков и культурологов советского времени; при этом ученые вполне закономерно обращали внимание на особенности жизнедеятельности и достижения спартанского общества в целом, а не на отдельные государственные и правовые явления. Между тем юридические стороны жизни Древней Спарты представляют собой значительный интерес для исследования хотя бы потому, что когда-то Спарта представляла собой одно из мощных, процветающих государств Древней Греции, а положительный опыт государственного и правового строительства всегда достоин внимания. Не следует также отрицать влияния спартанской идеологии на политические и правовые взгляды многих мыслителей, как Древнего мира, так и Средневековья, и даже Нового времени. Наконец, политическая и правовая история Древней Спарты во многом окружена мифами, не имеющими под собой реальной основы и потому нуждающимися в развенчании. Предметом настоящего исследования являются общественный и государственный строй, а также правовая система Древней Спарты (X-II вв. до н.э.). На основе анализа имеющихся на сегодняшний день исторических данных автор ставит перед собой решение следующих задач: выявление особенностей образования спартанского государства, установление структуры спартанского общества, ее влияния на систему органов государственной власти, определение источников спартанского права. Цель статьи представляет собой установление специфики государственности Древней Спарты. В итоге делается вывод о том, что Спарта представляла собой во многом уникальное государство античного мира – аристократическую рабовладельческую республику общинного типа военного характера с сохраняющимися пережитками родоплеменных отношений. Полученные результаты исследования позволяют составить яркое и четкое представление о государственности Древней Спарты.

Ключевые слова: апелла, архагет, герусия, илотия, Ликург., Спарта, эфорат


PECULIARITIES OF SOCIAL, POLITICAL SYSTEM AND LEGAL SYSTEM OF ANCIENT SPARTA

Filimonova Irina Vladimirovna
Pyatigorsk state linguistic University
PhD of legal sciences, associate professor of the Department of theory and history of state and law

Abstract
Statehood and legal system of Ancient Sparta was not sufficiently investigated. Basically Sparta was the object of the research of historians and culturologists Soviet time; this quite natural scientists paid attention to features of life and achievements of the Spartan society in whole, but not separate the state and legal phenomenon. Meanwhile, legal aspects of life in Ancient Sparta are of considerable interest for the study, though, because once Sparta was one of the powerful, prosperous States of Ancient Greece, and the positive experience of the state and legal construction is always worthy of attention. We should not deny the influence of the Spartan ideology of political and legal views of many thinkers of the Ancient world and middle Ages, and even the New time. Finally, political and legal history of Ancient Sparta largely surrounded by myths that have no real basis and therefore in need debunking. The subject of this research are social and political system, as well as the legal system of Ancient Sparta (X-II centuries BC). Based on the analysis of the present historical data the author puts before itself the following objectives: identification of the characteristics of education Spartan state, establishment of the structure of the Spartan society, its impact on the system of bodies of state power, identifying sources Spartan law. The purpose of the article is the establishment of specificity of the state system of Ancient Sparta. In the end, the conclusion is that Sparta was a unique state of the ancient world - aristocratic slave Republic of community-based military nature with the lingering remnants of tribal relations. The obtained results allow to create bright and clear view of the state system of Ancient Sparta.

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В. Особенности общественного, государственного строя и правовой системы Древней Спарты // Политика, государство и право. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/09/1883 (дата обращения: 29.04.2017).

Древняя Спарта была самым необычным из всех известных нам древнегреческих государств. Именно эта необычность, заключавшаяся, прежде всего, в военной мощи, непререкаемом авторитете на международной арене, устойчивой стабильности государственного строя, его исключительном своеобразии, издавна привлекала к Спарте внимание исследователей. В основном исследованием особенностей образования спартанского государства, его развития и упадка занимались историки – Ю.В. Андреев, К.М. Колобова, Л.Г. Печатнова, В.С. Сергеев и др. Со стороны юристов интерес к Древней Спарте невелик – в последнее время появилось всего несколько статей, посвященных отдельным аспектам государственного устройства и правовой системы данного государства – С.В. Волковой, Н.А. Кравцова. Не преувеличивая достоинств государственно-правовой модели Спарты, как это было во времена Платона и Аристотеля, но и не гиперболизируя ее недостатки, полагаем необходимым проведение краткого анализа специфики общественного, государственного строя и правовой системы Спарты и выделение особенностей образования данного государства, его развития и функционирования в период наивысшего расцвета с учетом того, что достаточно долгое время Спарта удерживала первенство в эллинском мире.

Древняя Спарта как государство образовалась, по последним данным, в конце X в. до н.э. в результате завоевания дорийцами – одним из греческих племен – территории Лаконики (юга Пелопонесского полуострова), где проживали ахейские племена. Ахейское население было либо порабощено завоевателями (основная масса), либо уничтожено, либо бежало. Впрочем, незначительная часть населения – прежняя ахейская племенная знать – ассимилировалась с дорийцами. По сведениям Страбона, захваченная Лаконика была разделена на шесть частей, при этом Спарта была объявлена царской резиденцией. Периэки, жители приграничных районов Лаконики, подчинились спартанцам. Позднее они были лишены равенства в правах со спартиатами и стали платить подати. Также в Спарте была установлена илотия, просуществовавшая вплоть до римского завоевания. Илоты по правовому статусу были близки к государственным рабам. Они селились в специально отведенных для них поселениях и несли разнообразные повинности [1, с. 216].

Как видим, Спарта была образована насильственным путем. Завоевание обширной, довольно густонаселенной территории поставило дорийскую знать перед необходимостью постоянно держать в повиновении покоренное население. Поэтому государство в Спарте как инструмент угнетения и подавления возникло достаточно рано. Тем не менее, в нем намеренно сохранялись многие пережитки родоплеменного строя, которые способствовали сплочению спартиатов.

Особый интерес представляет общественный строй Древней Спарты. Вся завоеванная земля считалась принадлежащей господствующей спартанской общине – «общине равных». Число полноправных спартиатов менялось – к V в. их осталось не более 6000, а в конце IV в. до н.э. насчитывалось лишь около 1000. Частной собственности спартиатов на землю не существовало. Каждая семья спартиатов получала в пользование участок земли – клер. Участки нельзя было ни отчуждать, ни дробить.

На клерах трудилось прикрепленное к земле сельское население – илоты. Они были обязаны выплачивать владельцам клеров установленный государством налог (апофору), составлявший до половины урожая. Налог выплачивался натурой – в него входили известное количество зерна, масла, мяса, вина и других сельскохозяйственных продуктов. Сдав норму, илоты могли свободно распоряжаться излишками. Как следствие, среди илотов встречались вполне зажиточные люди. Так же, как и земля, илот был собственностью государства. Его нельзя было продать, – только использовать его труд. Илот был обязан под угрозой тяжкого избиения беспрекословно повиноваться любому спартиату. Илоты выполняли самые грязные и тяжелые работы, носили особую одежду. Им было запрещено иметь оружие.

Следует отметить, что илотия была весьма специфической формой рабства. В данном случае раб не отчуждался полностью от средств производства и вел самостоятельное хозяйство, используя принадлежащие ему рабочий скот, инвентарь и иное имущество. Спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные дела илотов. Рабовладелец-спартиат был не организатором производства, а пассивным получателем ренты; хозяйственная же инициатива полностью сосредоточивалась в руках непосредственного производителя – илота. К тому же илоты не были оторваны от родного дома. Напротив, они были навсегда прикреплены к своему месту жительства и земле, которую обрабатывали [2, с. 156].

Безусловно, илотов не устраивало их положение. Как следствие, вся история Спарты насыщена фактами их восстаний. Страх перед этими восстаниями заставлял спартиатов особенно заботиться о безопасности своих жилищ. Помимо этого, время от времени спартиаты предпринимали криптии – карательные экспедиции против илотов, во время которых отряды спартанской молодежи, вооруженные короткими мечами, отправлялись за город, устраивали засады, и по ночам нападали на поселения илотов, убивая наиболее сильных и опасных из них [1, с. 219]. Тем самым решались две задачи – регулировалась численность илотов (значительно превышавшая численность самих спартиатов), а спартанские юноши получали дополнительные боевые навыки.

Под властью Спарты находились и периэки. Они считались свободными, владели имуществом, в том числе землей на праве частной собственности и могли отчуждать ее. Многие из периэков были ремесленниками. У этих жителей Спарты существовало самоуправление, контролируемое спартанским правительством. В управлении государством они не участвовали.

Многие спартанские общественные, государственные и правовые институты связываются с именем легендарного Ликурга  – законодателя и мудреца, в образе которого слились черты бога и человека. Его деятельность относят приблизительно к VIII в. до н.э. Согласно Плутарху, Ликург был дядей и воспитателем молодого спартанского царя; фактически же управлял государством. По совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру (ретрами назывались письменные изречения, обычно приписывающиеся божеству и заключавшие в себе какие-либо важные постановления), выполняя тем самым божественную волю. Эта ретра легла в основу государственного устройства Спарты. Большинство исследователей считают ее подлинным историческим документом. Если даже Ликург и не был реальным историческим лицом, вполне вероятно, что связанные с его именем мероприятия (установление коллективного владения рабами и землей, наделение граждан равными наделами земли – клерами, реорганизация совета старейшин, установление эфората) были проведены одним государственным деятелем, впоследствии обожествленным.

Как отмечал Плутарх, Ликург был убежден, что отдельные законы не принесут государству никакой пользы. Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным стала герусия (совет старейшин). Как полагал Платон, именно благодаря существованию герусии государственный строй Спарты обрел прочность и устойчивость. 28 геронтов всегда вставали на сторону царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время переходили на сторону народа, чтобы не дать утвердиться тирании. Помимо геронтов, избираемых пожизненно из достигших 60 лет представителей самых влиятельных спартанских родов, в герусию автоматически входило два выборных царя-архагета. Выборы в герусию носили примитивный характер – апелла (народное собрание) криками выражала свое одобрение выдвигаемым кандидатам, а запертые в особом помещении эксперты решали, кто будет избран. Безусловно, при этом были возможны всевозможные злоупотребления. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться апеллой, могла вмешиваться во все внутренние и военные дела спартанской общины, выступала в качестве верховного суда и военного совета (хотя в последнем случае ее функции были совещательными). Если первоначально компетенция герусии была практически неограниченна, то со временем значение герусии уменьшилось.

Апелла состояла из полноправных, достигших 30 лет спартиатов. Формально она считалась верховным органом государства. Апелла избирала должностных лиц, принимала решение в случае возникновения спора о престолонаследии, выбирала главу военного похода, участвовала в законотворческой деятельности, решала вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Фактически собрание играло крайне незначительную роль, поскольку было лишено всякой инициативы. Апелла созывалась царями и геронтами, а позднее и эфорами. Никто из участников апеллы не имел права вносить предложения; можно было только утверждать или отклонять то, что предлагали геронты и цари. В особых случаях, когда отношение граждан к тому или иному предложению было неясно, те, кто выступал за и против, расступались, и на глазок определялось большинство. Позднее народ стал путем добавлений или изъятий искажать принятые апеллой решения. Чтобы избежать этого, к ретре была сделана приписка, согласно которой такое решение должно было считаться непринятым, а собрание распускалось на том основании, что оно извращало лучшее и наиболее полезное.

Во главе государства, как уже отмечалось, стояли два царя-архагета, принадлежавшие к двум правящим спартанским династиям – Эврипонтидов и Агиадов. Считалось, что власть царей – божественного происхождения: они воплощали на земле богов-близнецов Кастора и Полидевка, и в отправлении культа им принадлежала ведущая роль. Главной функцией царей, впрочем, была военная – они возглавляли гражданское ополчение и предводительствовали им на войне, причем в поход отправлялся один из царей. В их обязанность также входило наблюдение за распределением и использованием земельных наделов. Власть царей была фактически ограничена тем, что они являлись членами герусии.

Спустя 130 лет после правления Ликурга появился институт эфората. Фактически этот орган стал руководить государством. Эфоры занимали исключительное положение. Их было пятеро; они ежегодно избирались апеллой. Эфоры составляли единую коллегию и выносили решения большинством голосов. Они созывали и апеллу, и герусию; руководили деятельностью этих органов. Эфорат ведал вопросами внешней политики, внутреннего управления, надзирал за осуществлением прав и соблюдением дисциплины, контролировал деятельность всех должностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. Также эфоры осуществляли гражданскую юрисдикцию. Важнейшей функцией эфоров был контроль деятельности царей вплоть до отмены их решений и привлечения их к суду герусии. Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Раз в 8 лет эфоры собирались и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят звезду, падающую на определенном участке неба в определенном направлении, то одного из царей необходимо сменить. Таким путем эфоры могли добиться смещения неугодного царя.

Вторым важным преобразованием Ликурга стал передел земли. Лаконика была поделена между периэками на 30000 участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте – на 9000 (по числу семей спартиатов). Каждый надел был такой величины, чтобы приносить 70 медимнов ячменя на одного мужчину и по 12 на женщину, а также соразмерное количество жидких продуктов [2, с. 155; 1, с. 216].

В-третьих, Ликург вывел из обращения золотую и серебряную монету, оставив только железную, да и той при огромном весе и размерах назначил ничтожную стоимость; запретил спартиатам заниматься ремеслом и торговлей. Более того – были искоренены ремесла и искусства, которые способствовали бы появлению красивых дорогих вещей, которые считались излишеством. По этой же причине дома разрешалось строить только при помощи топора, пилы и молотка [3, с. 75; 4, с. 87].

Наконец, Ликург учредил так называемые «обеденные товарищества», являвшиеся одновременно боевыми подразделениями (сисситии, или фидитии). Принятый в число граждан 20-летний юноша должен был сразу вступить в сисситию. Прием осуществлялся при единодушном согласии всех членов данного товарищества, в которое обычно входило 15 мужчин разного возраста (чтобы молодые могли перенимать опыт старших товарищей). На совместные трапезы собирались ежедневно, и каждый участник должен был ежемесячно вносить свою долю продуктами, получаемыми с закрепленного за ним клера (медимн ячменной муки, 8 хоев вина, 5 мин сыра, 2,5 мины смокв и незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы) [1, с. 216]. Участие в сисситиях было неразрывно связано с наличием политических прав. Из числа равных исключались те, кто не мог делать взносы для организации сисситий. Таких лиц называли гипомейонами – опустившимися [4, с. 87].

Правовую систему Спарты нельзя отнести к развитым. Долгое время основными социальными регуляторами оставались обычаи; писаного права не существовало. Законотворчество впервые стало связываться с именем Ликурга.  Приписываемое ему законодательство принималось в атмосфере напряженной социальной борьбы, что нашло в нем непосредственное отражение – законы были направлены на смягчение остроты социальных противоречий.  Впрочем, в оригинале законодательство Ликурга до наших дней не дошло. Известно также, что спартанское право испытывало на себя влияние законодательства других государств.

Законами регламентировались все сферы общественной жизни – даже такие, которые традиционно подлежат регулированию нормами морали или обычаями. Так, специальными предписаниями устанавливалось, какую одежду можно носить, и какую пищу употреблять.

Имущественные отношения были слаборазвитыми, что обеспечивалось государственной политикой сохранения родоплеменных традиций (прежде всего равенства спартиатов) и земледельческого уклада жизни. Как следствие, преобладал натуральный обмен.

Особое внимание уделялось регламентации семейных отношений. Спартанская община определяла, когда спартиат мог вступить в брак. Брак считался долгом каждого и мог заключаться по жребию. Согласно законам Ликурга, новорожденные подвергались специальному осмотру. Если у ребенка были физические недостатки, и он не мог впоследствии стать полноценным воином, его убивали, бросая в Апофеты – расщелину в горах Тайгета [1, с. 219]. Дети воспитывались в родительском доме только до семи лет. После этого они подлежали общественному воспитанию – агоге. Такая система как нельзя лучше отвечала потребностям подготовки новых воинов. Дети жили в казармах, объединялись в агелы (отряды), подвергались всяческим лишениям и испытаниям и жестоко наказывались за нарушение дисциплины. Прохождение такой школы было необходимым условием для получения гражданских прав. Взрослый спартиат не мог покинуть город без разрешения своего военного начальства.

Важнейшей государственной задачей считалось воспитание спартанок, так как община была заинтересована в рождении крепких и здоровых детей. Молодые девушки выполняли те же физические упражнения, что и юноши, были допущены к занятию военным делом. Внебрачные связи не осуждались. Выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась семейным обязанностям – рождению и воспитанию детей.

Правонарушение сразу влекло за собой наказание. Преступления карались изгнанием из общины, что для спартиата было страшнее смерти [4, с. 87].

Общественный, государственный и правовой строй Спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. Особый уклад спартанской жизни обеспечил военное лидерство Спарты среди других полисов юга Эллады – в VI в. до н. э. вокруг Спарты сложился Пелопонесский союз, объединивший  нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за гегемонию в Элладе. В каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а Спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями. В самой Спарте взаимоотношения органов государственной власти несколько изменились в сторону усиления власти царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения апеллы). Также более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания [5, с. 57].

Первое время Пелопонесский союз был выгоден всем участникам. Спартиаты рассчитывали на помощь союзников при подавлении восстаний илотов, союзники видели в Спарте самое сильное государство, способное оказать военную поддержку в борьбе с другими греческими городами. Вначале Спарта почти не вмешивалась во внутренние дела своих союзников. Позднее это изменится, и Спарта станет оплотом консервативных, олигархических течений Греции.

После победной для Спарты и ее союзников Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.) с Афинами и другими греческими полисами, спартанское общество стало быстро расслаиваться, и это расслоение уже не невозможно было сдержать. Сократилось число полноправных спартиатов, власть стала практически изолированной от основной массы активного населения полиса. В III в. до н.э. очередной политический кризис завершился почти полной ликвидацией традиционных институтов власти и установлением диктатуры царей в угоду массе неполноправных жителей Спарты. В ходе очередной смуты начала II в. до н.э. власть захватили илоты, и их правление было подавлено только участием других полисов Эллады. В середине II в. до н. э. (146 г.) Спарта утратила свою самостоятельность, став частью греческих провинций Римской империи.

Подводя итог краткому обзору общественного, государственного строя и правовой системы Спарты, следует отметить следующее.

1. На протяжении всей истории Спарта оставалась земледельческой страной. Захват соседних земель являлся движущей силой спартанской политики, поскольку в Спарте ощущался острый земельный голод в связи с избытком населения. Вот второй половине VIII в. до н.э. это привело к длительной войне с Мессенией, окончившейся победой Спарты и порабощением ее населения Мессении. К VII в. до н.э. относится Вторая Мессенская война, вызванная тяжелым положением покоренных. Очередная победа Спарты позволила отодвинуть временные границы надвигавшегося аграрного кризиса, но внутренняя напряженность сохранилась.

2. Наиболее существенной особенностью Спарты был ярко выраженный военный характер государства. Военная организация спартанцев считалась в Греции образцовой. Спарта имела самое сильное сухопутное войско, ядро которого составляла тяжеловооруженная пехота – гоплиты. Граждане несли военную службу от 20 до 60 лет. В спартанское войско включались и периэки. Илоты сопровождали спартиатов и периэков в качестве слуг.

3. Еще одна особенность Спарты состояла в том, что государство сохранило форму соседской общины. При этом она не вытеснялась и не поглощалась государством, как это нередко случалось в других раннеклассовых обществах. Напротив, само государство уподоблялось общине или конституировалось как община, что позволяло считать спартанский полис сублимированной формой общины [6, с. 194]. Подчеркнем, что речь идет именно об общине спартиатов – Спарта была аристократической рабовладельческой республикой.

4. Своеобразие общественного строя Спарты состояло в том, что здесь значительно дольше, чем в других эллинских полисах, сохранялись пережитки родоплеменного строя. Община спартиатов приспособила эти пережитки для того, чтобы удержать господство над неполноправным населением. Это стало возможным потому, что плодородная Лаконика была способна прокормить себя самостоятельно, и долгое время жила замкнуто, находясь в стороне от главных центров экономической жизни Древней Греции и торгового оборота. Государство искусственно поддерживало эту замкнутость.

5. Особенности государственного устройства Спарты обусловили застойные явления в ее политической и социально-экономической жизни. Впрочем, победа в Пелопонесской войне над Афинами стимулировала развитие товарно-денежных отношений, что привело к имущественной дифференциации и обострению социальных противоречий, которые существенно ослабили государство, в результате чего в середине II в. до н.э. Спарта оказалась под властью Рима.


Библиографический список
  1. Сергеев В.С. История Древней Греции / Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2008. 926 с.
  2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. Ч. 1 / Под общ ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М.: Норма, 2004. 624 с.
  3. История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2011. 576 с.
  4. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 543 с.
  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1. М.: ТОН-Остожье, 2000. 528 с.
  6. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1983. С. 194-216.


Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: