УДК 339.923

ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС И ФОРМИРОВАНИЕ ЕАЭС

Дробот Елена Валерьевна1, Мелентьев Владислав Владимирович2, Артёмкина Алёна Сергеевна3
1Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, зав. кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, канд. экон. наук, доцент
2Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студент 5 курса по специальности «Государственное и муниципальное управление»
3Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студентка 5 курса по специальности «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
В статье рассматриваются перспективы интеграции на пост-советском пространстве, обусловленные функционированием Таможенного союза ЕврАзЭС. В статье дается оценка потенциала нового интеграционного образования, которое начнет свою работу с 1 января 2015 г., - Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: евразийский рубль, единое экономическое пространство, таможенный союз


THE PERSPECTIVE OF CUSTOMS UNION AND COMMON FREE MARKET ZONE WITHIN EURASEC EXPANSION AND EURASIAN ECONOMIC UNION FORMATION

Drobot Elena Valerievna1, Melentiev Vladislav Vladimirovich2, Artemkina Alena Sergeevna3
1Vyborg branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration, Head of the customs and foreign economic activity department, PhD in economics, assistant professor
2Vyborg branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration, student, 5th grade, State and municipal governing speciality
3Vyborg branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration, student, 5th grade, State and municipal governing speciality

Abstract
The perspective of integration on post-soviet scope, including formation of Customs union, is given in the article. The evaluation of the new integration entity potential (Eurassion economic union, which starts its work from January, 1, 2015, is also carried out.

Keywords: Common Free Market Zone, customs union, eurasion ruble


Библиографическая ссылка на статью:
Дробот Е.В., Мелентьев В.В., Артёмкина А.С. Перспективы расширения Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС и формирование ЕАЭС // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/12/2164 (дата обращения: 20.11.2016).

Официальные лица государств-участников Таможенного союза (ТС) неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ [1]. На сегодняшний день в ЕврАзЭС входит 8 стран, из которых 3 являются участниками ТС и ЕЭП. Кандидатами на вступление в Таможенный союз являются Украина, Киргизия, Таджикистан, Сирия, Республика Абхазия (частично признанное государство), Республика Южная Осетия (частично признанное государство). В 2014 году к этому списку добавился Египет. Украина и Молдавия подписали с ЕЭК Меморандум об углублении взаимодействия. Согласно данному документу, страны получают возможность присутствовать на открытых заседаниях Высшего евразийского экономического совета и назначить своего представителя при ЕЭК. Также страна получает доступ к информации и решениям, принимаемым и обсуждаемым в ТС и ЕЭП.

Самыми ожидаемыми членами в ТС, а в будущем ЕАЭС, являются Киргизия и Таджикистан. Особое внимание на протяжение долгого времени уделялось Украине, однако в связи с сложной политической обстановкой в этой стране вопрос остаётся неопределённым.

Согласно последним данным опубликованным в СМИ вопрос о вступлении Киргизии в ТС затягивается из-за нежелания Таможенного союза принять страну на льготных условиях (предоставление дополнительных преференций) [2]. Киргизия не готова вступать в ТС на равных условиях, боясь потерять выгодную возможность торговли с Китаем. Наличие у Киргизии двусторонних соглашений с КНР даёт возможность практически беспошлинно ввозить на свою территорию определённые группы товаров и осуществлять реэкспорт Китайской продукции по территории СНГ. Власти Таджикистана проявляют особый интерес к данному интеграционному объединению.   18 мая 2012 года министр иностранных дел Хамрохон Зарифи заявил: «если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз» [2]. На сегодня Душанбе так и не определилось со своей позицией относительно интеграции в ЕАЭС. Таджикистан предпочитает пока присматриваться к евразийскому пространству, не отрицая своего возможного вступления в объединение. Обе страны: Киргизия и Таджикистан на сегодня являются членами ЗСТ в рамках ЕврАзЭС.

10 октября2014 г. главы государств подписали договор о присоединении Армении к ЕАЭС, договор вступит в силу в 2015 году. Развитие экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения обусловлено исторически сложившимися тесными и многосторонними производственными и научно-техническими связями, совместными стратегическими интересами. За последние годы взаимная торговля России и Армении показывала положительную динамику. Внешнеторговый оборот за 2013 год вырос на 8,1%. Структуру взаимной торговли по основным товарным группам можно посмотреть на слайде. На протяжении последнего года Армения была самым желанным кандидатом для вступления в ТС. Присоединение этой страны к ЕАЭС выглядит достаточно перспективным и многообещающим.

Аналитики Центра интеграционных исследований Евразийского банка считают, что после присоединения Еревана к союзу «тройки» дополнительный рост ВВП Армении составит около 4% в год. Среди основных выгод Армении от вступления в ЕАЭС эксперты также называют вхождение в единый рынок труда. С нашей точки зрения по мимо перечисленного Армения, как и другие страны-участницы, получит доступ к российскому сырью на льготных условиях, а также доступ к Евразийскому банку чьи средства в большей мере формируются за счет нашей страны.

На 1 января 2015 года запланировано создание Евразийского экономического союза. ЕАЭС — экономический союз государств Единого экономического пространства: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Армении. Евразийский экономический  союз  как более глубокая форма интеграции включает единые тарифы, единые технические регламенты, гармонизацию трудового законодательства, гармонизацию миграционного законодательства, единую банковскую систему и единую валюту, укрепление внешних границ. Создание Евразийского экономического союза даст импульс для углубления внутрисоюзной интеграции, усиление взаимодействия в области НИОКР, обмен научными технологиями, совместные инвестиционные проекты. При дальнейшей валютной интеграции планируется создать «Евраз» или «евразийский рубль», единую межнациональную валюту, которая позволит отказаться от Американского доллара (внутри союза) и сделать союз более независимым. Россия, Белоруссия и Казахстан обсуждает создание общих ТНК, планируя сделать ставку на машиностроение, высокие технологии и добычу полезных ископаемых.  Создание нового уровня интеграции позволит защитить общие экономические интересы всех стран-участниц. В процессе создания Евразийского экономического союза учитывается опыт и ошибки Европы. Создан Антикризисный фонд при ЕАБР и Центр высоких технологий ЕврАзЭС, который на сегодняшний день функционирует в рамках сообщества.  Если рассматривать перспективы интеграционных процессов ЕАЭС в рамках ЕврАзЭС, то здесь ситуация выглядит достаточно рациональной и многообещающей. Объединение с ближайшими соседями, которые в то же время являются крупнейшими торговыми партнёрами нашей страны, даёт нам возможность соединить общие усилия, направив их на достижение определённых экономических целей.

Также стоит учитывать взаимозависимость всех экономик стран-участниц друг от друга. При наличии общего рынка, ухудшение экономической ситуации в одной стране, «тянет» за собой экономики всех остальных участников. Ярким примером тому служит кризис Греции 2008 года, который оказал влияние на экономику всего Европейского союза. Членство стран в наднациональных интеграцион­ных органах (Евросоюз, НАФТА, АТЭС, ЕврАзЭС) предполагает ограничение экономического и политического суверенитета страны.

Экономическая жизнь сложна и разнообразна, она развивается по объективным законам, действие этих законов зависит от поведения людей. Будем надеется, что наше многоуважаемое Правительство создавая столь мощное интеграционное объединение с другими странами-участницами будет преследовать не только политические, военные и геостратегические цели, но и всерьёз задумается о развитии тесных экономических связей (именно те экономические связи, которые мы потеряли после развала СССР). В особенности это касается развития сотрудничества в отстающих для нашей страны отраслях: машиностроение и т.д. Оценит предпринятые действия время.


Библиографический список
  1. Таможенный союз ЕврАзЭС // Википедия Свободная энциклопедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Таможенный_союз_ЕврАзЭС
  2. Киргизия и Таможенный союз: кто ответит? //  Информационная служба «BBC Rrussia» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/01/140120_kyrgyzstan_customs_union.shtml.


Все статьи автора «Елена Валерьевна Дробот»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: