Официальные лица государств-участников Таможенного союза (ТС) неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ [1]. На сегодняшний день в ЕврАзЭС входит 8 стран, из которых 3 являются участниками ТС и ЕЭП. Кандидатами на вступление в Таможенный союз являются Украина, Киргизия, Таджикистан, Сирия, Республика Абхазия (частично признанное государство), Республика Южная Осетия (частично признанное государство). В 2014 году к этому списку добавился Египет. Украина и Молдавия подписали с ЕЭК Меморандум об углублении взаимодействия. Согласно данному документу, страны получают возможность присутствовать на открытых заседаниях Высшего евразийского экономического совета и назначить своего представителя при ЕЭК. Также страна получает доступ к информации и решениям, принимаемым и обсуждаемым в ТС и ЕЭП.
Самыми ожидаемыми членами в ТС, а в будущем ЕАЭС, являются Киргизия и Таджикистан. Особое внимание на протяжение долгого времени уделялось Украине, однако в связи с сложной политической обстановкой в этой стране вопрос остаётся неопределённым.
Согласно последним данным опубликованным в СМИ вопрос о вступлении Киргизии в ТС затягивается из-за нежелания Таможенного союза принять страну на льготных условиях (предоставление дополнительных преференций) [2]. Киргизия не готова вступать в ТС на равных условиях, боясь потерять выгодную возможность торговли с Китаем. Наличие у Киргизии двусторонних соглашений с КНР даёт возможность практически беспошлинно ввозить на свою территорию определённые группы товаров и осуществлять реэкспорт Китайской продукции по территории СНГ. Власти Таджикистана проявляют особый интерес к данному интеграционному объединению. 18 мая 2012 года министр иностранных дел Хамрохон Зарифи заявил: «если Киргизия присоединится, мы будем более уверенными в обоснованности вступления в союз» [2]. На сегодня Душанбе так и не определилось со своей позицией относительно интеграции в ЕАЭС. Таджикистан предпочитает пока присматриваться к евразийскому пространству, не отрицая своего возможного вступления в объединение. Обе страны: Киргизия и Таджикистан на сегодня являются членами ЗСТ в рамках ЕврАзЭС.
10 октября2014 г. главы государств подписали договор о присоединении Армении к ЕАЭС, договор вступит в силу в 2015 году. Развитие экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения обусловлено исторически сложившимися тесными и многосторонними производственными и научно-техническими связями, совместными стратегическими интересами. За последние годы взаимная торговля России и Армении показывала положительную динамику. Внешнеторговый оборот за 2013 год вырос на 8,1%. Структуру взаимной торговли по основным товарным группам можно посмотреть на слайде. На протяжении последнего года Армения была самым желанным кандидатом для вступления в ТС. Присоединение этой страны к ЕАЭС выглядит достаточно перспективным и многообещающим.
Аналитики Центра интеграционных исследований Евразийского банка считают, что после присоединения Еревана к союзу «тройки» дополнительный рост ВВП Армении составит около 4% в год. Среди основных выгод Армении от вступления в ЕАЭС эксперты также называют вхождение в единый рынок труда. С нашей точки зрения по мимо перечисленного Армения, как и другие страны-участницы, получит доступ к российскому сырью на льготных условиях, а также доступ к Евразийскому банку чьи средства в большей мере формируются за счет нашей страны.
На 1 января 2015 года запланировано создание Евразийского экономического союза. ЕАЭС — экономический союз государств Единого экономического пространства: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Армении. Евразийский экономический союз как более глубокая форма интеграции включает единые тарифы, единые технические регламенты, гармонизацию трудового законодательства, гармонизацию миграционного законодательства, единую банковскую систему и единую валюту, укрепление внешних границ. Создание Евразийского экономического союза даст импульс для углубления внутрисоюзной интеграции, усиление взаимодействия в области НИОКР, обмен научными технологиями, совместные инвестиционные проекты. При дальнейшей валютной интеграции планируется создать «Евраз» или «евразийский рубль», единую межнациональную валюту, которая позволит отказаться от Американского доллара (внутри союза) и сделать союз более независимым. Россия, Белоруссия и Казахстан обсуждает создание общих ТНК, планируя сделать ставку на машиностроение, высокие технологии и добычу полезных ископаемых. Создание нового уровня интеграции позволит защитить общие экономические интересы всех стран-участниц. В процессе создания Евразийского экономического союза учитывается опыт и ошибки Европы. Создан Антикризисный фонд при ЕАБР и Центр высоких технологий ЕврАзЭС, который на сегодняшний день функционирует в рамках сообщества. Если рассматривать перспективы интеграционных процессов ЕАЭС в рамках ЕврАзЭС, то здесь ситуация выглядит достаточно рациональной и многообещающей. Объединение с ближайшими соседями, которые в то же время являются крупнейшими торговыми партнёрами нашей страны, даёт нам возможность соединить общие усилия, направив их на достижение определённых экономических целей.
Также стоит учитывать взаимозависимость всех экономик стран-участниц друг от друга. При наличии общего рынка, ухудшение экономической ситуации в одной стране, «тянет» за собой экономики всех остальных участников. Ярким примером тому служит кризис Греции 2008 года, который оказал влияние на экономику всего Европейского союза. Членство стран в наднациональных интеграционных органах (Евросоюз, НАФТА, АТЭС, ЕврАзЭС) предполагает ограничение экономического и политического суверенитета страны.
Экономическая жизнь сложна и разнообразна, она развивается по объективным законам, действие этих законов зависит от поведения людей. Будем надеется, что наше многоуважаемое Правительство создавая столь мощное интеграционное объединение с другими странами-участницами будет преследовать не только политические, военные и геостратегические цели, но и всерьёз задумается о развитии тесных экономических связей (именно те экономические связи, которые мы потеряли после развала СССР). В особенности это касается развития сотрудничества в отстающих для нашей страны отраслях: машиностроение и т.д. Оценит предпринятые действия время.
Библиографический список
- Таможенный союз ЕврАзЭС // Википедия Свободная энциклопедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Таможенный_союз_ЕврАзЭС
- Киргизия и Таможенный союз: кто ответит? // Информационная служба «BBC Rrussia» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/01/140120_kyrgyzstan_customs_union.shtml.