УДК 355

ГИБЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ. ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова
канд. техн. наук

Аннотация
В представленной работе рассмотрены основные события в ходе осады турками-османами Константинополя, столицы Византийской империи, приведшие к падению и этого города и всей империи.

Ключевые слова: артиллерия, крепостные стены, осада, собор Святой Софии, соотношение сил, турки-османы


DEATH OF THE GREAT EMPIRE. THE FALL OF CONSTANTINOPLE

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical Sciences

Abstract
The paper considers the main events of the siege the Ottoman Turks of Constantinople, the capital of the Byzantine Empire, which led to the fall of this city and throughout the Empire.

Keywords: artillery, fortification walls, the Cathedral of Saint Sophia, the correlation of forces, the Ottoman Turks, the siege


Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Гибель великой империи. Падение Константинополя // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1498 (дата обращения: 15.07.2023).

Падение Константинополя, столицы Византийской империи, явилось тем последним поражением Византии, которое завершило гибель великой империи. Гибель Византийской империи имела поистине всемирно-историческое значение [1], а лидирующее геополитическое положение в современном мире западноевропейских стран является в определенной мере прямым следствием тех далеких событий.

Выдвижение турок-османов к Константинополю в январе – марте 1453 года представлено согласно [2] на рисунке 1.

1 – Константин XI посылает суда в Эгейское море для закупок и военного снаряжения (зима 1452/53 годов); 2 – набеги византийского флота на османов;
3 – Константин XI ремонтирует укрепления Константинополя (зима 1452/53 годов); 4 – турки для прохода артиллерии ремонтируют дорогу на Константинополь (зима 1452/53 годов); 5 – турки начинают строить осадные рубежи вокруг Константинополя; 6 – Мехмед II возвращается в Эдирне; 7 – 700 генуэзских солдат прибывают в Константинополь под командой Иоанн Джустиниани Лонго, Константин XI назначает его командующим сухопутной линией обороны (29 января 1453 года); 8 – османский авангард подтягивает артиллерию из Эдирне (февраль 1453 года); 9 – иностранные купеческие суда бегут из Константинополя (26 февраля 1453 года); 10 – турки захватывают византийские владения на побережье Черного и Мраморного морей (февраль – март 1453 года); 11 – крепости Селимбрия, Эпибат, Студий, Ферапия сопротивляются османам; 12, 13 – флот турок отправляется в Босфор и переправляет войска из Малой Азии (март 1453 года); 14 – Мехмед II выступает из Эдирне с полками янычар (23 марта 1453 года)

Рисунок 1 – Выдвижение турок-османов к Константинополю в 1453 году

Перед началом боевых действий султан предложил императору капитулировать на очень почетных и лично выгодных для последнего византийского императора Константина XI условиях. Но император, наследник доблести древних римлян и потомок славянских князей гордо отказался – он своей родиной не торговал.

В марте 1453 года турки сумели взять ряд важнейших византийских укреплений на побережье Черного моря. Но согласно [3]:

«Селимврия же мужественно оборонялась до взятия столицы» (рисунок 1, поз. 11)

Хотя турки блокировали выходы к морю византийцам-ромеям во многих местах, но они по-прежнему при поддержке итальянских союзников продолжали господствовать на море и на своих кораблях опустошали турецкое побережье [3].

В этом византийцам активно помогали венецианцы.

В начале марта турецкие войска стали лагерем под стенами Константинополя, а в апреле они начали вести интенсивные инженерные работы по периметру осажденного города [3]. Султан Мехмед II выступил из своей столицы с дворцовыми полками 23 марта 1453 года (рисунок 2) и с начала апреля лично возглавил турецкие войска, приступившие к осаде Константинополя. К этому времени столица ромеев была уже окружена с суши и моря.

Соотношение сил было удручающим для византийцев – против султанской армии примерно в восемьдесят тысяч солдат, не считая многочисленных орд турецких ополченцев, сражался великий город. Он был окружен стенами протяженностью около 25 км, которые должны были защищать менее 7 тысяч профессиональных военных различных национальностей [4] и от тридцати до сорока тысяч плохо обученных ополченцев из горожан.

Рисунок 2 – Султан Мехмед Завоеватель выступает из Эдирне на осаду Константинополя. Картина неизвестного европейского художника.

 

Греческий флот, оборонявший Константинополь, состоял всего из двадцати шести кораблей. Из них только десять принадлежали собственно ромеям, остальные корабли были в основном итальянские. Флот был малочисленным, состоял из кораблей разных типов, объединенного командования не имел и серьезной силы не представлял.

Турки-османы имели явное подавляющее преимущество во флоте (его численности – по некоторым подсчетам около четырехсот кораблей – и качестве) и артиллерии. При осаде Константинополя турки сумели организовать ее массированное применение, обеспечив своевременное изготовление и подвоз в нужных количествах ядер и пороха.

Несмотря на такое подавляющее численное и качественное преимущество перед войсками султана Мехмеда II стояла очень непростая задача. Константинополь защищали хоть одряхлевшие, но отремонтированные и еще мощные Феодосиевы стены длиной 5630 метров, которые были воздвигнуты еще с 408 по 413 годы. Реконструированный участок Феодосиевых стен представлен в соответствии с рисунком 3.

 

Рисунок 3 – Реконструированный участок Феодосиевых стен

 

Перед стеной был вырыт широкий ров. Феодосиева стена (внутренняя стена в системе укреплений города) высотой двенадцать метров и шириной пять метров через каждые пятьдесят пять метров была укреплена шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в двадцать метров, общее количество которых доходило до ста. Нижний ярус башен был приспособлен под склад продовольствия.

Кроме Феодосиевой имелась еще и внешняя городская стена, которая была меньше внутренней и по высоте и по ширине. Из девяноста шести башен внешней стены десять были проездными.

Расположение войск противоборствующих сторон представлено согласно рисунку 4.

Рисунок 4 – Расположение турецких и византийских (ромейских) войск в ходе осады Константинополя

Турецкая артиллерия в XV веке была такой же, как и в других странах Европы. Большие орудия устанавливались в наклонные траншеи с массивными деревянными блоками в качестве амортизаторов. Прицеливание таких орудий было делом трудным и продолжительным. Гигантские пушки венгра Урбана располагались в составе артиллерийских батарей, включавших пушки гораздо меньших размеров. Между батареями и стенами Константинополя османы отсыпали защитный вал со рвом перед ним. По верху вала они установили деревянный палисад (рисунок 5).

Рисунок 5 – Османские артиллеристы устанавливают огромное орудие на позиции перед началом осады (март 1453 год). Художник К. Хук

 

Обстрел Феодосиевых стен артиллерией султана Мехмеда II представлен согласно рисунку 6.

Далее приведем цитаты из труда византийского государственного деятеля и последнего историка империи Георгия Сфрандзи. Он лично участвовал в обороне Константинополя. Итак, согласно [5]:

«А бомбардами турки привели город в смятение: с шумом и грохотом они били из них по стенам и башням… И не утихал бой ни днем, ни ночью: все время продолжались схватки, стычки и стрельба».

Рисунок 6 – Обстрел стен Феодосия артиллерией султана Мехмеда II. Художник П. Деннис

 

Турки постоянно шли на штурм городских стен. Во время штурмов часть воинов и инженерные подразделения турок пытались засыпать рвы, но безуспешно [5]:

«В течение всего дня засыпали турки рвы; мы же в течение всей ночи вытаскивали из них землю и бревна: и глубина рвов оставалась такой, какой была и раньше».

В то время как византийцы и итальянские воины (наемники и добровольцы) мужественно сражались на стенах города, итальянские купцы, проживавшие в Константинополе, предавали и тех и других. Они вступили в переговоры с султаном Мехмедом II (тираном – как называл его Михаил Дука). Купцы любой ценой пытались спасти свое имущество [3]:

«А галатские генуэзцы еще до прихода тирана, находившегося еще в Адрианополе, послали послов, возвещая искреннюю к нему дружбу и возобновляя написанные раньше договоры. И он отвечал, что он – друг их и не забыл свою любовь к ним, – только чтоб не оказались они помогающими городу».

Тем временем осада Константинополя затягивалась. Это явно не укрепляло моральный дух османского войска. Стали возникать определенные трудности со снабжением армии. Но 22 апреля османы сумели протащить по суше в обход преграждавшей залив Золотой Рог массивной железной цепи свои военные корабли. Турецкая артиллерия в это время вела отвлекающий огонь по цепи у входа в залив.

28 апреля венецианские и генуэзские корабли, находившиеся в осажденном городе, атаковали ночью турецкий флот в Золотом Роге. Нападавшим не удалось сжечь турецкий флот – турки отбили атаку и нанесли большие потери итальянским морякам. Попытка уничтожить турецкий флот была вполне предсказуема и поэтому османы были бдительны и готовы к отражению атак осажденных. Не исключено также, что турки были предупреждены о планируемой ночной атаке, так как в Константинополе имелось немало людей, сочувствующих османам. Да и работа с агентурой во вражеских тылах у турок была всегда поставлена хорошо.

После этого неудачного ночного нападения на турецкие корабли, как сообщает Сфрандзи [5]:

«Царь же и весь город, увидев это, впали в великое смятение духа, ибо опасался царь нашей малочисленности».

Протяженность городских стен, требующих активной обороны, значительно увеличилась.

Одновременно турецкие минеры предприняли несколько попыток подвести мины под стены города. Но подземная минная война закончилась в пользу осажденных. Они нападали на вражеских минеров, взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками.

Но не все в осажденном городе выдерживали тягости войны [5]:

«И вот некоторые из наших – люди непокорные и бесчеловечные, видя, что мы слабеем, и найдя, что момент благоприятствует для подлых стремлений, ежедневно стали устраивать мятежи и бунты …».

Несмотря на все это иностранец – мужественный воин Иоанн Джустиниани Лонго, предводитель отряда добровольцев из Генуи, продолжал честно выполнять свой солдатский долг [5]:

«… своим словом, советом и делом явил себя страшным для неприятеля: каждую ночь производил он стрельбу и делал вылазки против врагов и многих из них взял в плен живыми, а других прикончил мечом».

Его люди регулярно совершали дерзкие вылазки и атаковали осаждавших за стенами города.

27 мая турки начали очередной штурм города. Войска османов шли на стены несколькими волнами, сменяя друг друга, для того, чтобы не дать осажденным передышки.

В ходе отражения очередного натиска турок Иоанн Джустиниани был смертельно ранен и умер [5]. Но согласно византийскому автору, Джустиниани заслужил позор. За что? Смертельно раненный офицер, скорее всего находящийся в состоянии сильнейшего болевого шока, оставил свой участок обороны только для того, чтобы спокойно умереть. И это автор считает недостойным и презренным поступком. Как настоящий офицер Джустиниани обязан был умереть только на поле боя.

Такие понятия о воинской чести в наши странные времена почему-то считаются дикими и не гуманными (брутальными – появилось сейчас такое очень модное слово). Но во время смертельной схватки именно они правильны.

Итак, 29 мая 1453 года сквозь пролом в стене на пятьдесят третий день осады турецкие воины ворвались в Константинополь, они грабили и убивали его жителей.

Турки захватили все стены города «за исключением … башен …, где стояли моряки из Крита. Ибо эти моряки мужественно сражались до шестого и седьмого часа и многих из турок убили. … Один турок об их храбрости сделал эмиру доклад, и тот приказал, чтобы по взаимной договоренности они уходили и были свободны … едва-едва уговорили их уйти из башни» [5].

Столица Византийской империи пала, а сама империя прекратила свое существование. Последний византийский император Константин XI с оружием в руках продолжал сражаться с ворвавшимся в город противником. Судьба его достоверно неизвестна, тело не найдено. Но, видимо, он погиб в бою также достойно, как и жил. На рисунке 7 художник изобразил Константина XI с поднятым мечом, сзади над его головой уже занесена турецкая сабля.

По свидетельству очевидца многие жители Константинополя еще долго продолжали оказывать серьезное сопротивление ворвавшимся в город войскам османов [6].

Рисунок 7 – Последний бой последнего византийского императора Константина XI. Художник К. Хук

В тот же день султан Мехмед II вступил в Константинополь в сопровождении войск (рисунок 8). В конце дня Мехмед II, в сопровождении верховных министров, имамов и отряда янычар, подъехал к собору Святой Софии. По его указанию верховный имам взошел на кафедру и возвестил: нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его [6]. Собор Святой Софии стал на многие столетия мечетью Айя-София . К собору позднее турки пристроили минареты. В настоящее время он является национальным музеем.

Рисунок 8 – Вступление Мехмеда II в Константинополь. Художник Ж.Ж. Бенжамен-Констан

Перед штурмом султан Мехмед II обещал своим воинам предоставить три дня на разграбление города, но он остановил бесчинства к вечеру первого же дня [7] (хотя, ссылаясь на ряд источников, автор труда [8] утверждает, что султан свое слово сдержал – и турецкие солдаты грабили Константинополь три обещанных им дня).

Интересна, если это слово уместно в данном случае, судьба византийского адмирала Луки Нотараса.  Именно он во время турецкой осады говорил: «Пусть лучше в городе царствует турецкая чалма, чем папская тиара».

А ведь адмиралу, если он действительно  адмирал, во время войны следует защищать свою родину до последней капли крови, а не цинично рассчитывать – под какого врага выгоднее лечь.

После взятия города Лука Нотарас пошел служить туркам. Султан Мехмед II сделал его губернатором, а затем в начале июня казнил вместе с родственниками.

Причиной этого стало то, что Нотарас, якобы, не выдал султану всю казну византийского императора. Сфрандзи, с плохо скрываемым злорадством сообщает о том, как султан Мехмед II разбирался с перебежчиком [5].

Всех богатых генуэзских купцов, проживавших в Константинополе, султан приказал захватить в плен и отправить гребцами на галеры. Речь идет о тех самых купцах, которые за спиной защитников города торговались с Мехмедом II о том, как сохранить свои богатства после ожидаемого ими падения города. В ходе торгов с турками они, наверняка, покупали свою безопасность путем предательства.

Действия Мехмеда II были по-солдатски логичны и поэтому понятны: мужественных критских моряков, оказавших туркам бешеное сопротивление и не пожелавших сдаться даже после падения города, он с честью отпустил. Ну а с людьми без совести султан поступил бессовестно.

Большая часть защитников была истреблена, около шестидесяти тысяч жителей города проданы в рабство. Константинополь, который турки издавна называли Стамбул, стал столицей Османского государства. Затем султан обложил население Константинополя поголовной податью, а сто красивейших юношей и девушек взял себе в гарем (султан был содомитом и педофилом).

Хотя в турецком Константинополе и были восстановлены снова православные патриархи, но они очутились в такой обстановке, с которой никак не могли смириться русские люди. Закон (фирман) о свободе вероисповедания был издан султаном Мехмедом II в 1478 году.

Падение Константинополя для Русской церкви явилось тем толчком, который привел к установлению ее фактической независимости от константинопольских патриархов [9].


Библиографический список
  1. Гумелёв В.Ю. Причины и геополитическое значение гибели Византийской империи. // Политика, государство и право. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/03/678 (дата обращения: 19.03.2014).
  2. Николль, Д. Падение Константинополя: последние дни Византии. Полумесяц над Босфором [Текст] / Д. Николль, Дж. Хелдон, С. Тернбулл – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
  3. Сайт MirioBiblion. Библиотека произведений античных и византийских авторов. Михаил Дука. «Византийская история» (осада и падение Константинополя). [Электронный ресурс] – URL: http://miriobiblion.org/byzhistory.htm
  4. Сайт «Византийский урок». Стивен Рансимен. Падение Константинополя в 1453 году. – М.: Изд-во Сретенского монастыря. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vizantia.info/docs/138.htm#ar3
  5. Сайт «Восточная литература». Георгий Сфрандзи. Большая хроника. Книга III. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Sfrandzi/text.phtml?id=1371
  6. Сайт MirioBiblion. Библиотека произведений античных и византийских авторов. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году. По изданию: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. – М.: Худож. лит., 1982. [Электронный ресурс] – URL: http://myriobiblion.byzantion.ru/romania-rosia/nestor.htm
  7. Сайт «LITMIR.net – Электронная Библиотека». Джон Норвич. История Византии. [Электронный ресурс] – URL: http://www.litmir.net/br/?b=147109
  8. Сайт Gumilevica. А.А. Васильев. «История Византийской империи», том 2. От крестовых походов до падения Константинополя. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/VAA/vaa2.htm
  9. Древо. Открытая православная энциклопедия. Иона Московский. [Электронный ресурс] – URL: http://drevo-info.ru/articles/12878.html


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: