Как теоретические основы финансов, так и практическая организация бюджетного процесса рассматривает целевые программы в качестве инструмента государственного управления расходами бюджета. Целевые программы – это взаимоувязанный по целям, срокам, ресурсам комплекс мероприятий, направленных на решение задач социально-экономического, экологического, культурного развития.
В мировой практике используют термин «бюджетные целевые программы», т.е. комплекс программных мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется полностью за счет бюджетных средств. Это дает возможность их отличить от иных программных проектов и программ социально-экономического развития.
Статус бюджетной целевой программы предполагает ее включение в программную структуру расходов бюджета, которая представляет собой распределение бюджетных ассигнований в соответствии с законом (решением) о бюджете по целевым статьям классификации расходов бюджета (соответствующим целевым программам) с привязкой к главным распорядителям средств бюджетов.[1]
Формирование системы целевых программ базируется на следующих принципах:
- разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти в части разработки и реализации целевых программ;
- уникальности программных мероприятий;
- единства нормативно-правовой базы;
- инновационно-инвестиционной ориентации;
- актуальности и своевременности бюджетных расходов.
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие виды целевых программ:
- государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы;
- федеральные и региональные целевые программы;
- ведомственные целевые программы;
- адресные целевые программы (федеральная, региональные).
В литературе представлено множество классификаций целевых программы. В зависимости от объема бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий можно выделить:
- целевые программы, которые имеют значительный объем финансирования (государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»);
- целевые программы, которые содержат не значительный объем финансирования (государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»).
В зависимости от направления выделяют следующие виды целевых программ:
- программы развития отдельных отраслей и секторов экономики (федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы);
- программы развития смежных отраслей и секторов экономики (федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область)» на 2007-2015 годы)
Необходимость совершенствования целевых программ обусловлена наличием следующих недостатков:
- дублирование мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ. Так государственная программа «Развитие транспортной системы» и входящая в ее состав федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) имеют схожие цели, задачи и целевые индикаторы;
- отсутствие единых подходов к сбору и предоставлению информации о выполнении показателей, большое количество методик их расчетов;
- неполное соответствие утвержденных целевых программ требованиям порядка разработки и методическим указаниям. В некоторых программах отсутствуют обоснованные сценарии реализации мероприятий с учетом рисков;
- отсутствие эффективного мониторинга реализации целевых программ.
Во избежание дублирования целесообразно сократить количество федеральных целевых программ и включить запланированные в них мероприятия в состав государственных программ Российской Федерации. Не менее важным направлением совершенствования является доработка целевых программ по содержанию.
Важнейшим направлением дальнейшего совершенствования целевых программ остается мониторинг за ходом реализации целевых программ. В международной практике широко используется модель интегрального оценивания эффективности бюджетных программ, которая подразумевает оценку результатов анкетирования и присвоение статуса программам («эффективная», «неэффективная», «адекватная»).
Необходима оптимизация затрат на разработку и управление целевыми программами. Этого можно достичь за счет активного внедрения программных продуктов, которые обеспечивают автоматизацию процессов разработки и управления целевыми программами.
Библиографический список
- Васюнина М.Л. Методологические подходы к формировании программного бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения // Изд. Финансы и кредит; № 42, 2011
- Портал государственных программ Российской Федерации -http://programs.gov.ru/Portal/programs/list
- Официальный сайт федеральных целевых программ – http://fcp.economy.gov.ru