Азиатско-Тихоокеанский регион (ATP) - является самым большим экономическим пространством на земном шаре. Данный регион обладает рядом особенностей и своей спецификой. Для того, чтобы выявит, в чем особенности интеграционных процессов АТР крайне важно определить содержание понятия «Азиатско-Тихоокеанский регион». В современных международных отношениях не существует единого мнения на этот счет.
Для начала стоит обратиться к определениям АТР, данным экспертами разных стран. Среди американских специалистов нет общего понимания и согласия об определении границ данного региона. Прежде всего, в глаза бросается некоторая несогласованность в отношении Южной Азии. Существует большой разброс мнений и в отношении Тихоокеанской Латинской Америки (ТЛА). Среди ученых США больше сторонников включают Тихоокеанскую-Латинскую Америку в АТР, по-видимому из политических причин.
Среди ученых Японии также нет единства в определении АТР, хотя во многих работах отсутствует Южная Азия, а особенность китайского подхода заключается в том, что при использовании термина АТР, в него включают Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Северо -Восточную Азию, Австралию, Океанию и Новую Зеландию, но не включают Тихоокеанскую-Латинскую Америку. Что касается подхода советских ученых, то в СССР существует множество книг и статей по АТР в конце 70-х и особенно в 80-х годах, авторы которых не задавались вопросом определения термина АТР. В результате возник аналогичный хаос у отечественных ученых в их представлениях на регион, как и у их западных коллег.
Включение той или иной страны в АТР в работах российских авторов зависело от политических соображений, связанных главным образом с вопросами безопасности. Этой причиной объясняется включение в регион Южной Азии, где для Советского Союза были очень важны отношения с Индией и Афганистаном. Такое частое упоминание южной части Тихого океана указывает на особое отношение Москвы к данному региону, где шла “борьба” за независимость, безопасность и мир против “империализма”.
Как мы видим, не существует единого понятия Азиатско-Тихоокеанского региона ни с географической, ни с политической, ни с социально-экономической точек зрения. Основная сложность связана с определением географических рамок региона, а именно с включением стран Северной и Тихоокеанской Латинской Америки, имеющих выход в Тихий Океан. Чаще всего можно встретить понятие Тихоокеанское кольцо, охватывающее все страны и территории, омываемые водами Тихого океана ( в том числе американские). В то же время есть и узкое понятие АТР, в которое включены только азиатские страны – Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. В связи с таким разнообразием трактовки Азиатско-Тихоокеанского региона очень сложно выявить какие все-таки территории входят в данный регион и каково состояние интеграционных процессов. Таким образом, можно считать, что в АТР входят такие интеграционные группировки как АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество и СНГ.
Использование того или иного подхода к трактовке Азиатско-Тихоокеанского региона диктуется предметом конкретного анализа и исследовательскими задачами. В соответствии с действующей Концепцией внешней политики Российской Федерации Азиатско-Тихоокеанский регион сформирован тремя субрегионами: Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия и южная часть Тихого океана. Для меня считается целесообразным трактовать понятие Азиатско-Тихоокеанский региона с учетом членства тех или иных государств и территорий в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (это 21 страна и территория Восточной Азии, Северной Америки, Океании, Тихоокеанской Латинской Америки, а также Российская федерация). Таким образом, можно считать, что в Азиатско-Тихоокеанский регион сосредоточены следующие интеграционные группировки и международные организации, в том числе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и участники крупных организаций: Содружество Независимых Государств (СНГ), Андского сообщества, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), БРИКС, G-20, G-7.
Особенностью интеграционной обстановки в АТР является то, что здесь отсутствует наднациональная структура типа ЕС. В АТР существует разделение региона на нескольких уровнях – это страны азиатского региона и Северная Америка. Взаимодействие азиатских стран осуществляется на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation). Можно сказать, что это своего рода мягкий тип интеграции, подходящий для АТР, который является очень разноплановым и специфическим регионом. Принятие решений на основе консенсуса и на добровольной основе дает странам, столь различных по экономическому потенциалу, культурным и историческим особенностям, возможность к дальнейшей интеграции.
Во-вторых, это уровень субрегиональных интеграционных группировок – таких как АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), учрежденная в 1967 году с целью содействовать социально-экономическому развитию стран-членов, проведению научно-исследовательских работ, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве. На сегодняшний день усилия Ассоциации сосредоточены на поддержание региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе. Сегодня АСЕАН подписывает соглашения о создании зоны свободной торговли с отдельными странами: Японией, Южной Кореей и Китаем. В рамках АСЕАН действует договор о свободной торговле между странами-членами Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). С 2008 года Япония имеет договор о свободной торговле с блоком АСЕАН, с 2010 года – Австралия, Индия, Китай, Корея, Новая Зеландия. Вопросы экономического сотрудничества также осуществляются в рамках форумов АСЕАН+3 (Китай, Корея, Япония) и АСЕАН+6 (Австралия, Индия, Китай, Корея, Новая Зеландия, Япония). Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выдвинул инициативу по дальнейшему укреплению сотрудничества в этом формате. «Мы нашли путь развития, – отметил премьер, соответствующий реалиям стран АСЕАН и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в формате «10 плюс 3». Нам необходимо совместно противостоять кризисам и вызовам, способствовать сбалансированному и устойчивому развитию в регионе» [1].
И, наконец, третий уровень интеграции – это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии).
Что касается Северной Америки, то здесь ритм задается США.Сильнейшая держава региона, Китай продолжает отстаивать принципиальную позицию в отношении Тайваня, и за исключением Тайваня в отношениях США и Китая нет пунктов, по которым может возникнуть противостояние [2], т.е. Китай положительно относится к американским интеграционным инициативам. В данной части региона взаимодействие происходит главным образом посредством Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Анализ данного соглашения, а так же последствия его принятия дают понять, что целью его было создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Можно сказать, что данная цель была достигнута и наибольшую выгоду от этого получили США.
Азиатско-Тихоокеанский регион в течение последнего времени стал играть огромную роль в мировой политике. Ученые и исследователи делают различные прогнозы о том, по какому сценарию будет происходить дальнейшая интеграция, какие страны будут играть ведущую роль в Восточной и Юго-Восточной Азии, ведь данный регион демонстрирует небывалые темпы экономического роста со второй половины XX в. Сегодня можно наблюдать пеструю картину различных интеграционных образований в данном регионе. Отдельные страны заключают двусторонние соглашения различного характера сразу с несколькими партнерами, что создает путаницу в происходящих политических процессах. В связи с этим многие аналитики задаются вопросом: как долго продлится это фрагментарное состояние, и когда азиатские интеграционные объединения приобретут более определенные очертания.
Одно из наиболее интересных исследований в данной области принадлежит Дэвиду Шамбо. Он предлагает несколько версий, по которым возможно дальнейшее институциональное развитие в Восточной Азии, и убедительно аргументирует, почему тот или иной сценарий маловероятен. По мнению Д. Шамбо, теоретически возможны следующие варианты:
1) доминирование одной державы, соперничество крупных держав;
2) «модель спиц и колеса»;
3) «концерт великих держав»;
4) комплексная взаимозависимость, которая будет являться следствием глобализации и возрастающей комплементарности национальных экономик.
В итоге Дэвид Шамбо приходит к выводу, что «скорее всего, это будет смешанная система, сочетающая в себе элементы нескольких моделей: “модели спиц и колеса”, Он предполагает, что это будет институционализированное сообщество с комплексной взаимозависимостью, а на заднем плане будет вырисовываться система баланса сил». С момента написания данного исследования прошло несколько лет, в течение которых произошли значительные изменения в системе международных отношений как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом. Сейчас можно сказать, что из предсказанного Дэвидом Шамбо уже стало реальностью, а что может сбыться уже в ближайшее время.
На сегодняшний день достижение Богорских целей о создании Зоны свободной торговли в АТР и идея создания “сообщества АТР”, впервые выдвинутая премьер-министром Австралии Кевин Радд в июне 2008 года, из-за различий во многих аспектах и различных реальных вызовов между странами данного региона, в определенной степени обладают оттенками идеализма, отражая долгосрочную перспективу в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. Как показывают различные анализы экспертов, в экономике и торговле стран Азиатско-Тихоокеанского региона существует взаимозависимость, есть практические потребности в различных областях сотрудничества [3, 4]. Интеграция АТР неизбежно будет весьма сложным процессом и является долгосрочной перспективой. Тем не менее, очень важно ухватить возможности для сотрудничества и совместно преодолеть реальные препятствия.
Библиографический список
- Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
- Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
- Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
- Бронников А.Н., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Вопросы обеспечения энергетической безопасности в странах АТР//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175.