УДК 352.571.1 Т 56

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ XIX В.

Томилов Игорь Сергеевич
Тобольская комплексная научная станция УрО РАН
лаборант лаборатории истории освоения Сибири

Аннотация
После катастрофических поражений России на дипломатическом и военном фронтах к 60-гг. XIX в. в условиях многократно участившихся крестьянских выступлений остро назрела необходимость разрешения таких наболевших проблем как отмена крепостного права, введение земского и принятие городского самоуправления, реформа образования, военной сферы и др. Ключевым периодом, предшествующим эпохе либеральных реформ, стала вторая четверть XIX в. Именно в 30-50-е гг. происходили подготовительные процессы в области законодательства, положившие начало новой эпохе. Одним из наиболее показательных и аккумулирующих явлений этого времени стало функционирование аппарата городского управления, наглядные черты которого наиболее полно проступают при рассмотрении нецентрального города окраинного региона страны. Исследование специфики западносибирского края призвано показать глобальные трансформационные процессы в разрезе, через изучение низовой (клеточной) ячейки государственного организма в контексте общественной жизни горожан.

Ключевые слова: город, либеральная реформа, общественный быт, обыватели, самоуправление


FEATURES OF URBAN GOVERNANCE IN WESTERN SIBERIA IN THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY

Tomilov Igor Sergeevich
Tobolsk integrated research station RAS
lab worker laboratory history of the development of Siberia

Abstract
After the catastrophic defeat of Russia in the diplomatic and military fronts to 60-m, XIX century. in many frequent peasant uprisings there is urgent need to address such urgent issues as the abolition of serfdom, the introduction of the Zemstvo and the adoption of the municipal government, education reform, the military sector and other Key period before the era of liberal reforms, became the second quarter of the nineteenth century. It was in the 30-50-ies was the preparatory processes in the field of legislation marked the beginning of a new era. One of the most revealing and accumulating phenomena of this time was the functioning of the apparatus of the urban management, visual features of which are more fully appear when considering non-Central city suburban region of the country. Study of the specificity of the West Siberian region designed to show the global transformation processes in section, through the study of grassroots (cell) cell state of the organism in the context of the social life of citizens

Keywords: liberal reform, self-management, social life, the city and the residents


Библиографическая ссылка на статью:
Томилов И.С. Особенности городского управления в Западной Сибири в середине XIX в. // Политика, государство и право. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2129 (дата обращения: 02.05.2017).

Вторая четверть XIX в. ознаменовалась в России переходом к возрастанию роли высшего императорского управления и ужесточению административно-полицейского надзора, отказом от буржуазных европейских идей либерализма и забвению проектов российских общественно-политических деятелей, утратой мирного осуществления коренного переустройства государственного и местного управления на конституционной основе и республиканских принципах. Ко времени либерально-буржуазных реформ 1860-1870-х гг. в Российской империи из более чем 700 городов (без Царства Польского и Княжества Финляндского) 62 были губернскими, около 500 имели статус уездного. Т.е., почти 80 % городов являлись административными центрами разного уровня с соответствующими функциями, в первую очередь с возрастающими промышленно-торговыми. Через административные структуры государство фигурировало в жизни городов, прямо и косвенно регулируя все сферы городской жизни.

В первой половине XIX в. в сибирских городах получил распространение авторитарный тип деятеля самоуправления. Его представители, как правило, принадлежали к верхушке торгово­-промышленного населения и поль­зовались большим авторитетом не только среди граждан, но и у лиц, возглавлявших местные органы государственной власти. Достаточно противоречивым было отношение обывателей к органам сибирского самоуправления. С одной стороны, эти учреждения виделись горожанам как придаток государственного аппарата, что воспринималось как предлог для уклонения от участия в их деятельности или даже добиться ликвидации самих институтов самоуправления. Другая тенденция проявлялась в стремлении исполь­зовать преимущества выборных органов для защиты интересов горожан при взаимодействии с чиновниками, с неподатными слоями населения, с жителями других поселений, а также в интересах буржуазного развития города. Преобладание одной из этих тенденций, в различных городах определялось комбинацией объективных и субъективных факторов: уровнем социально-­экономического развития города, социаль­ным (сословным) составом населения, историческими традициями общественной жизни и реальным сиюминутным соотношением сил бюрократии и выборных органов [2, с. 31, 35].

К середине XIX в. оставалось индифферентным отношение горожан-сибиряков к участию в общественных собраниях. Так, в Тобольске в 1840­-e гг. из почти 1,2 тыс. горожан, имевших право голоса, в выборах должностных лиц периодически участ­вовало менее 200. Основная масса горожан не участвовала в политической жизни по разным причинам. Не облагавшиеся податью сословия имели другие, более эффективные и мобильные механизмы влияния на городские дела. Податные категории и городская беднота находились в постоянном поиске средств к существованию и не могли быть полноправными участниками выработки и принятия решений. Главной причиной слабого интереса горожан к избирательным и иным общественным собраниям в литературе принято считать отсутствие у органов  городского самоуправления реальных прерогатив, их приниженное положение в системе управления [1, с. 72].

Усиление торгово-промышленных функций, рост численности населения городов, градообразовательные процессы в середине XIX в. нуждались в потребности проведения новой городской реформы управления. Города становятся центрами новых идеологий, в первую очередь экономического либерализма и революционного радикализма. Реформы 1860-1870-х гг. стали своеобразной уступкой ради сохранения короны и возможности преобразований «сверху». Этот вынужденный компромисс охранительного консерватизма и либерализма укрепили предпосылки для преобразования системы государственного и местного управления.

В условиях европейских революций 1840-1850-х гг., поражений России на дипломатическом и военном фронтах модернизация системы власти, приспособление к новой исторической действительности было решено проводить без радикальных перестроек и при сохранении монархических принципов управления.

Еще при проведении земской реформы возможность участия горожан в выборах органов самоуправления предоставило «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. [3, с. 1-14]. Согласно ст. 14, гласные уездного земского собрания избираются, при соблюдении определенного ценза, тремя сословно-куриальными съездами, состоящими из трех категорий населения. Одним из них являлись городские общества. Городскую курию составляли купцы, владельцы промышленно-торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. руб. или плательщики значительного налога, зависящего от численности города, к которому принадлежал выборщик. От выборов абсолютно отстранялись мелкие владельцы, интеллигенция, рабочие и другие слои, не обладавшие необходимым цензом.

К середине XIX в. назрела потребность в проведении новой городской реформы управления. Города становятся центрами новых идеологий – экономического либерализма и революционного радикализма. Реформы стали своеобразной уступкой ради сохранения короны и возможности преобразований «сверху». Этот вынужденный компромисс охранительного консерватизма и либерализма укрепили предпосылки для преобразования системы государственного и местного управления. В условиях европейских революций 1840-1850-х гг., поражений России на дипломатическом и военном фронтах модернизация системы власти, приспособление к новой исторической действительности было решено проводить без радикальных перестроек и при сохранении монархических принципов управления.


Библиографический список
  1. Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России. М., 1985.
  2. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX в.: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995.
  3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 39. СПб., 1867. Ст. 40457. С. 1-14.


Все статьи автора «Томилов Игорь Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: