УДК 327.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА КАК ВИДА ДИАЛОГА КУЛЬТУР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Борисенко Ольга Андреевна
Забайкальский государственный университет
канд. философ. наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается политический диалог как вид культурного диалога, на примере работы Шанхайской организации сотрудничества. Особенностью ШОС является то, что эта организация смогла сплотить вокруг себя народы разных вероисповедений, культур, разного цивилизационного уровня развития. В работе проведен анализ источников о работе ШОС.

Ключевые слова: диалог, Китай, политический диалог, ШОС.


REALIZATION OF THE POLICY DIALOGUE AS A FORM OF DIALOGUE BETWEEN CULTURES IN THE ACTIVITIES OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Borisenko Olga Andreevna
Transbaikal state universirty
candidate of sciences, associate Professor

Abstract
The article discusses about the political dialogue as a form of cultural dialogue, on the example of the Shanghai Cooperation Organization. A feature of the SCO is that this organization could rally the people of different veroispovedeny, cultures, different levels of development of civilization. The paper analyzes the sources of the SCO.

Библиографическая ссылка на статью:
Борисенко О.А. Реализация политического диалога как вида диалога культур в деятельности Шанхайской организации сотрудничества // Политика, государство и право. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2382 (дата обращения: 29.04.2017).

Выступая в рамках Дипломатической программы Международных Лихачевских научных чтений «Международный диалог культур» министр культуры Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол А.А. Авдеев на встрече со студентами в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов заметил, что если «за   единение  отвечает культура, то идеологическое стирание различий во имя солидарности уже  не  действует.  Современность живет идеей, что культура не одна, культур много. И поэтому теперь — во имя единства — мы должны принимать   во  внимание   этнические, национальные, конфессиональные и другие особенности… и здесь невозможно без диалога. Диалог — новая основа для взаимодействия и между народами, и между цивилизациями; это средство раскрытия их культурного потенциала» [1].

Современная ситуация международных отношений представляет создание и развитие Шанхайской Организации как «созидательное значение дипломатической практики»[2]. Особенностью ШОС является то, что эта организация смогла сплотить вокруг себя народы разных вероисповедений, культур, разного цивилизационного уровня развития.

До сих пор в мировой политической практике только западная культура находила самореализацию, навязывая свои принципы другим в качестве универсальных. Признавая равноправие политических культур нельзя не признать и право на самореализацию. Шанхайская Организация Сотрудничества (далее ШОС) – это пример новой формы политического диалога, так как в полной мере отражает суть его составляющей. В первой главе исследовательской работы отмечалось, что политический диалог является один из видов культурного диалога. Главной задачей политического диалога является самореализация партнеров. В контексте диалога культур  данная  проблема перерастает в актуальность самореализации каждой  политической культуры в едином политическом пространстве современного мира.

ШОС представляет уникальное объединение культур и государств: центрально-азиатская, российская и китайская культуры, которые самобытны, ценностно-ориентированы сами по себе. Россия находится в поиске ценностей, после советского прошлого. В Центральной Азии сочетаются «традиционный уклад, отдельные моменты советских социальныхи политических практик, воздействие внешних центров»[3]. Китай находится в условиях глобализации путем соединения конфуцианского традиционализма и современных реалий. «Многообразие культур и ценностных систем стран — участниц ШОС формирует новый (межцивилизационный) подход к  региональным объединениям, а также требует нового идеологического обоснования «идентичности ШОС»[4]. Государства -  члены ШОС отличаются друг от друга по многим направлениям: общественные, идеологические, традиционные и т.д., но при этом их объединяют одинаковые общечеловеческие ценности: трудолюбие, гостеприимство, готовность к диалогу и открытость.

Межгосударственные отношения нового типа, которые демонстрирует ШОС, базируются на системе, которую принято называть «Шанхайский дух». Возник тот феномен, где все равны и к мнению каждого участника прислушиваются и учитывают его не формально, а для достижения общего согласия. «Шанхайский дух» полностью пропитывает все сферы деятельности ШОС. В декларации Шанхайского саммита (июнь2006 г.), в частности, говорится: «Залог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует «шанхайскому духу» … это значимо для поиска мировым сообществом новой, неконфронтационной модели межгосударственных отношений, которая бы исключала мышление времен «холодной войны», стояла бы над идеологическими различиями»[5]. Благодаря принципам, построенным на уважении, многообразие культур не дает отрицательного влияния на сотрудничество.

«Шанхайский дух» представляет дух эпохи, направление развития международного порядка и играет показательную роль. Основу всего этого положила политика международного уровня  Дэн Сяопина – «международное стратегическое мышление» и Цзян Цзэминя – «твердая и неизменно независимая, самостоятельная мирная внешняя политика, укрепление дружбы китайского народа с народами различных стран»[6]. Каждое понятие, включенное в обоснование «шанхайского духа» имеет глубокий смысл. Основа понимания «шанхайского духа» скрыта в его структуре, которая прослеживается в двадцати иероглифах, которые означают – «взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию»[7].

Пань Гуань (советник правительства Шанхая по вопросам борьбы с терроризмом) в одной из своих статей ищет ответ на вопрос «Что такое «Шанхайский дух?»[7], где раскрывает суть структуры – «новая модель безопасности» и «принципы мирного существования» и развития.

Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой деликатной сфере как безопасность. Китай являлся одной из главных движущих сил Шанхайского процесса и с самого начала принимал деятельное участие в развитии механизмов многостороннего взаимодействия, представляется, что практическая наполняемость сотрудничества РФ и стран ЦА в сфере безопасности уже напрямую связана с КНР. Например, после беспорядков в Андижане (Узбекистан) 2005г. администрации заявила в Поднебесной, что события являются внутренним делом страны и не представляют угрозы миру[8]. Хотя после, межэтнического столкновения в Киргизии в 2010г. президент России Дмитрий Медведев отреагировал, сказав на саммите ШОС в Ташкенте, что «все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии, где Российская Федерация поможет»[9].

Экономическое сотрудничество стран-членов ШОС характеризуется принципом «Шанхайского духа» – «взаимная выгода». «Шелковый путь», который был важным мостом между Западом и Восток, но и местом, где осуществлялся постоянный диалог. Сегодня он пересекает более 40 стран и регионов Центральной Азии и Европы, становится «самым длинным в мире экономическим коридором, имеющим наибольший потенциал развития. На территории стран-участниц ШОС – важной составной части этого «экономического коридора» – формируется новый «Шелковый путь», включающий протяженный нефтепровод, а также автодорожную и железнодорожную магистрали, соединяющие восточное побережье Китая с Центральной Азией, которые заменили древние караваны и стали мощным двигателем регионального экономического развития»[9].

Соблюдая принцип «равноправия, уважения многообразия культур и стремление к развитию», ШОС осуществляет большую работу, связанную с общественными вопросами, которые можно подразделить по нескольким направлениям: культура, образование, наука и здравоохранение.

В Декларации о создании ШОС говорится, о необходимости развивать и культурное сотрудничество, так как гуманитарная составляющая международной политики, выходит, как никогда на первый план. В ШОС объединились уникальные цивилизации и их тесное сотрудничество неизбежно будет источником обогащения каждой в отдельности. Интеграция научных потенциалов закономерно будет способствовать развитию инновационных технологий во всех сферах жизни обществ. Наметилось продвижение участников ШОС в области обучения молодежи и подготовки кадров. Важным фактором обеспечения будущего ШОС, создания прочной социальной базы стало создание организации Молодежного совета ШОС[10]. Сегодняшние лидеры – люди разных поколений, разных политических взглядом и представители разных культур, но есть институты, соединяющие их вместе. Молодежная ассоциация делает шаг к формированию новых возможностей Шанхайской организации, которые в будущем смогут облегчить поиск совместных политических решений и формированию нового культурного пространства.

Уровень информированности молодёжи о деятельности ШОС остаётся низким. Необходимо продумать долгосрочную программу информационных проектов по пропаганде идей сотрудничества наших государств. Следует привлечь к этой деятельности всех заинтересованных молодых людей, молодёжные организации. Такая программа должна включать проведение семинаров, конференций, летних и зимних лагерей, интернет-форумов, молодёжных секций на Форуме ШОС и на Евразийском экономическом форуме.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года, которые далее стали проходить на основании Декларации. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры[11]. Во втором параграфе более подробно представлена картина культурных взаимоотношений Китай и России.

Одно из главных образовательных моментов деятельности ШОС это – создание Университета ШОС – 2008г. – как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология.

Демонстрация достижений стран-членов Шанхайской организации сотрудничества на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае стала важным политическим и гуманитарным аспектом деятельности организации. На сегодняшний день ЭКСПО – стал неким мировым центром, поэтому участие ШОС в этом деле как никогда уместно. «Это очень серьезное не только экономическое и гуманитарное, но и очень важное политическое измерение деятельности ШОС» [12]. Организация использует платформу ЭКСПО, чтобы продемонстрировать свои достижения и будущий потенциал людям из Китая и других стран мира. Девиз «Гармоничный мир, начинающийся по соседству» является не только темой павильона ШОС, но и поддерживается всеми странами ШОС. «Китай стремится к совместному развитию, наслаждению достижениями, стабильностью и процветанием, а также к поддержанию мирных, дружественных и гармоничных отношений с другими странами ШОС, наблюдателями, партнерами по диалогу и дружественными странами»[13].

Для поддержания диалога между странами-участниками ШОС постоянно проводятся международные научные конференции, дискуссии и симпозиумы, издаются книги, научные публикации и монографии. Вопросы, рассматриваемые в рамках конференций, затрагивают различные аспекты, так например – Международная конференция “Молодежное предпринимательство на пространстве ШОС”, «Центральная Азия в постсоветской интеграции» в Иссык-Куле (Киргизия), «10 лет ШОС» в Китайском институте международных проблем (Пекин, 5-6 сентября 2011 года).

Политический диалог основывается на принципах: признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. ШОС – это организация нового типа, которая удачно сочетает в своей деятельности такие принципы, как равноправие всех участников, взаимное уважение, учет особенностей национального развития. Практически это уже своего рода целостные ориентиры ШОС, которые и будут определять привлекательность Организации в глазах мировой общественности. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности.

Главной задачей политического диалога является самореализация партнеров. ШОС положило начало новому мировоззрению, содержащему в себе принципы взаимного доверия, разоружения, сотрудничества и безопасности. В контексте диалога культур данная проблема перерастает в актуальность самореализации каждой  политической культуры в едином политическом пространстве современного мира. Интерес к новой модели политического диалога обусловлен тем, что в условиях ШОС традиционное понимание политического диалога «теряет» свою значимость. ШОС – это новая международная организация, способствующая установлению равноправных отношений между странами, а не новых предпосылок к конфронтации.

Организация оперативно адаптирует свою деятельность под новые современные требования и вызовы, меняет тактику, использует социальные интересы людей. Сегодня важно стремиться к налаживанию конструктивного диалога между государствами и их народами в духе толерантности, уважения интересов людей. Нельзя навязывать целым государствам свою позицию, руководствоваться старыми методами неоколониалистской политики, как это было еще совсем недавно в эпоху однополярного мира.

Так как сегодня повысилась ответственность каждого государства в геополитическом масштабе, необходимо говорить и о таком факте как политическая культура, которая не только обеспечивает диалог, но и способствует его реализации. Но здесь есть одно «но». Политическая культура не может быть безличностной, абстрактной. Она субъектно-определена. Это наиболее ярко представлено в личностно-ориентированной ШОС. Конструктивность политического диалога позволила поднять на новый уровень торгово-экономические связи между государствами-членами, осуществить развертывание регионального экономического сотрудничества. А на уровне региональных социальных, политических и философских исследований появилось новое понятие – трансграничье. Таким образом, тенденция ШОС на выстраивание собственной системы региональной международной безопасности в перспективе может выйти за рамки Центральной Азии и распространиться на сопредельные азиатские регионы.

В условиях глобализации, необходимо объединять свои усилия, как это делает ШОС. Сегодня ШОС, по сути, превратилась в маяк в море мировой политики, на который обращено внимание всего сообщества. Сложная многоуровневая конструкция Организации представляется достаточно универсальной, определяющей сотрудничество не только на уровне межгосударственных, межправительственных, межведомственных направлений. К деятельности ШОС также подключены и деловые, и научные круги образующие неправительственные объединения стран-участниц. Это делает ШОС гибким и здоровым организмом, способным решать стоящие перед ней задачи. Комплекс созданных механизмов взаимодействия совершенно ясно свидетельствует о направлении ШОС на решение задач по противостоянию нетрадиционных угроз и вызовов современности. В тоже время, объемный перечень экономических проектов демонстрирует о направление борьбы ШОС с источниками этих угроз и вызовов. «В организации есть четкое понимание того, что достичь, общую безопасность и стабильность можно только через оздоровление экономического фона региона в целом. В этой связи, ШОС выступает как главный фактор безопасности государств-участниц и наблюдателей»[14].

С одной стороны, деятельность ШОС можно охарактеризовать как процесс формирования второго полюса мира, принципиально отличного от полюса атлантизма. В этом процессе участвуют государства – представители мировых цивилизаций. С другой стороны, военные учения стран-участниц ШОС продемонстрировали готовность защищать свой суверенитет, свои системы ценностей. А это коренным образом меняет геополитическую ситуацию.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости скорейшей выработки новой концепции функционирования ШОС, с учетом глобальных изменений с целью превращения ее в один из центров многополярного мира, авторитетную международную организацию, позиционирующую себя как структуру, обладающую соответствующим политическим и военным потенциалом для самостоятельного решения региональных проблем.

Конструктивность политического диалога позволила поднять на новый уровень торгово-экономические связи между государствами-членами, осуществить развертывание регионального экономического сотрудничества. А на уровне региональных социальных, политических и философских исследований появилось новое понятие – трансграничье.

Уже вышесказанное дает нам основание заметить о специфике политического диалога формирующегося в рамках ШОС, которая определяется: конструктивностью мышления (которое предполагает многоплановость и многоаспектность), а отношения строятся в рамках партнерства (а не союза, в котором нет уже заложенного равенства). Это говорит о том,  что современный этап политического развития не мыслим без нового механизма политического диалога, который обеспечивается высоким уровнем интеллекта заинтересованных сторон, так как способствует публичному выражению взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов, достижению их согласия, вырабатывая программу и механизм политической деятельности.

Завершается институциональное строительство ШОС, идут поиски новой модели регионального диалога и сотрудничества. Шанхайская организация выдержала испытания в условиях стремительно меняющейся международной ситуации и показала себя жизнеспособной и перспективной структурой. Теперь, когда она выходит на полномасштабное сотрудничество в нашем регионе, появляется необходимость в полной мере задействовать естественные преимущества Шанхайской организации: обширное экономическое пространство, огромные природные и человеческие ресурсы. Это будет содействовать скорейшему достижению реальных результатов в торгово-экономической сфере, подъему жизненного уровня населения государств-членов ШОС.

Перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества достаточно широки. Во-первых, все страны-участницы географически близки, их связывает схожая история, общая культура, прочные традиции дружественных контактов. Это уникально для сотрудничества. Все страны-члены ШОС нуждаются в сохранении стабильности и безопасности как внутри своих стран, так и по периметру внешних границ, поэтому заинтересованы и в достижениях собственных результатов в продвижении решения социально-экономических и иных задач, и в совместном противодействии возникающим угрозам и вызовам их существования. Следует особо отметить, что все государства-участники ШОС проявляют заинтересованность в усилении экономической составляющей своей организации, так как ясно осознают, что, только объединив усилия, члены ШОС смогут превратить Шанхайскую Организацию Сотрудничества в более сплоченную, более деловую, более востребованную международную организацию.

Сейчас, когда реанимируются утверждения о непреодолимых культурно-цивилизационных различиях между государствами, Организация демонстрирует прекрасный пример равноправного партнерства на евразийском пространстве. Партнерства, стратегической целью которого является укрепление региональной безопасности и стабильности, содействие экономическому процессу и интеграционным процессам при сохранении национальной и культурной самобытности каждого из государств. Сформулированные в Шанхае задачи реально воплощаются в жизнь. Создана прочная база для того, чтобы ШОС вышла не только на качественно новые рубежи сотрудничества, но и значительно увеличила свой вклад в решение глобальных проблем современности. Залогом этого служит реальное устремление всех участников Организации к совместной работе и солидарным действиям.

ШОС – открытая международная организация. Придерживаясь принципов неприсоединения в союз, неориентирования против других стран и регионов, а также расширения открытости, ШОС активно ведет обмен и сотрудничество с другими странами, а также международными и региональными организациями, открывает дверь другим странам, признающим цель и задачи ШОС и желающим вступить в данную организацию. Все страны-участницы ШОС строго соблюдают Устав ООН, решают все вопросы путем консультации, не претендуют одностороннее военное преимущество в соседних регионах. Они ведут равноправные переговоры и координируют действия в региональных и международных делах, поддерживают друг друга и тесно сотрудничают друг с другом в крупных региональных и международных проблемах в целях совместного содействия миру и стабильности в регионе и на всей планете. Поэтому можно сказать, что велики не только роль ШОС, но и перспективы ее развития[15].

В последнее время деятельность Шанхайской организации сотрудничества привлекает все большее внимание мировых общественно-политических кругов и международных организаций. Это свидетельствует о том, что ШОС из консультативной структуры постепенно превратилась в одно из авторитетных региональных объединений, готовое решать широкий круг международных проблем. Текущая деятельность ШОС и перспективы ее дальнейшего развития получают различные оценки со стороны международного экспертного сообщества. «Мнения специалистов относительно эффективности деятельности Организации сильно расходятся и в большинстве случаев противоречат друг другу. Тем не менее, многие исследователи отмечают, что в реальности дальнейшее функционирование ШОС сдерживается из-за комплекса нерешенных вопросов между основными ее участниками, а также несовпадающими геополитическими и экономическими интересами Китая и России в центральноазиатском регионе»[16].

Таким образом, в своей деятельности ШОС достигла значительных успехов. Ее создание повлияло не только на решение пограничных вопросов КНР с соседними странами, но и в немалой степени способствовало миру и стабильности в регионе, обузданию терроризма, сепаратизма и экстремизма, укреплению экономической кооперации, взаимодействия в промышленной, финансовой, энергетической, гуманитарной сферах между странами — членами данной организации. При этом организация представляет собой не союз либо военный блок, а скорее весьма эффективную, работоспособную модель регионального сотрудничества, основанную не на «дружбе против общего врага», а на взаимном доверии, обоюдовыгодном сотрудничестве больших и малых государств, совместной инициативе и приоритете безопасности.

Сегодня ШОС – мощное межгосударственное объединение, имеющее огромный потенциал и корректно вписавшееся в мировую политическую архитектонику. ШОС представляет собой партнерский альянс, главная привлекательность которого в отражении таких понятий, как паритет, доверие, уважение, коллегиальность, диалог, консенсус. Не это ли черты идеала, о котором мечтает всякое международное партнерство? Шанхайская организация сотрудничества ориентируется именно на такой высокий стандарт в межгосударственных отношениях. ШОС смело предложила мировому сообществу новую модель сотрудничества, без которой сегодня не обойтись.

Говоря о роли ШОС в региональной политике, К.М. Барский рассуждает актуальности задач «укрепления и разветвления механизма внешнеполитических консультаций, активизация контактов по линии МИД государств-членов, уплотнения координации между делегациями шести стран в ООН, Совете ООН по правам человека, на Конференции по разоружению, в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалоге по сотрудничеству в Азии и т.д.»[17].

Национальный координатор России в ШОС Барский К.М. на портале «ИнфоШОС» отмечает, что «ШОС на собственном примере предложила качественно новую модель межгосударственного партнерства, характеризующуюся подлинным равноправием больших и малых стран, взаимным доверием, уважением к многообразию – цивилизаций, культур, религий, форм государственного устройства, концепций развития – и стремлением к совместному процветанию»[18]. «Шанхайский дух» как философия этой модели воплотил в себе основные принципы международных отношений в многополярном мире, и в этом его значение, выходящее за собственные рамки.

В истории современных международных отношений создание и развитие Шанхайской Организации представляет собой имеющую созидательное значение дипломатическую практику. Она положила начало новому мировоззрению на безопасность, содержащему в себе принципы взаимного доверия, разоружения, сотрудничества и безопасности, обогатила начатые Россией и Китаем межгосударственные отношения нового типа, в основе которых партнерство, а не союз, предоставила модель регионального сотрудничества, отличительной особенностью которой являются совместная инициатива, приоритет безопасности, взаимовыгодное взаимодействие больших и малых государств, поставило человеческое общество выше идеологии холодной войны, внесла бесценный вклад в создание новой модели международных отношений.

Статья выполнена в рамках гранта для государственной поддержки молодых российских ученых (кандидатов наук) Совета по грантам Президента РФ МК - 3682.2015.6


Библиографический список
  1. Авдеев А.А. Культура в начале  ХХI  века и ее роль в становлении межнационального диалога [офиц. сайт] / А.А. Авдеев // «Международный диалог культур» / Дипломатическая программа Чтений – URL: http://www.lihachev.ru/chten/5708/?bpage=4 (дата обращения 10.09.11)
  2. История развития Шанхайской организации сотрудничества [Офиц. страница] / Посольство КНР в Республики Таджикистан – URL: http://tj.china-embassy.org/rus/zt/shhzzz/t245402.htm (дата обращения 10.04.06)  .
  3. Каспэ С. Постсоветские нации в саду расходящихся тропок // Россия в глобальной политике. 2009. № 6. С. 154–163
  4. Арсаланова Е.Б. Шанхайская организация сотрудничества как институт обеспечения региональной безопасности / Е. Б. Арсланова // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 3(80). – С. 62-71
  5. Официальный сайт саммита ШОС 2006г  [Офиц. страница]  – URL:  http:// http://www.english.scosummit2006.org (дата обращения 11.04.11)
  6. Поздравительная речь Цзян Цзэминя по случаю Нового года  [офиц. сайт] / Посольство КНР в республике Узбекистан – URL http://uz.china-embassy.org/rus/dtxw/t130010.htm (дата обращения 06.11.04)
  7. Пань Гуан «Что такое «Шанхайский Дух»?» Информационный журнал о Шанхайской организации сотрудничества  ИнфоШОС & Компаньонъ Май 2009.
  8. Посольство Узбекистна о террористических актах в г. Андижане  [Офиц. страница] / Газете “Жэньминь Жибао” – URL:http://russian.people.com.cn/31519/3814071.html (дата обращения 31.10.05)
  9. Новый «Шелковый путь» – мощный двигатель торгово-экономического развития государств-членов ШОС [Офиц. страница] / Официальный сайт Региональное экономическое сотрудничество ШОС – URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=33790&col_no=322 (дата обращения 03.04.11)
  10. Декларация о создании Молодежного совета ШОС [Офиц. страница] / Официальный сайт Молодежного совета ШОС – URL: http://yc-sco.org/?lng=ru&module=pages&action=view&id=69 (дата обращения 08.11.10)
  11. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. Проблемы дальнего Востока. Академиздатцентр «Наука» РАН 2005. — С.291
  12. Голос России [Офиц. страница]  – URL http://rus.ruvr.ru/2010/06/03/9049086.html . (дата обращения 03.06.10)
  13. Павильон ШОС отмечает день своего основания на ЭКСПО  [Офиц. страница]  URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2010-06/17/content_20283753.htm, (дата обращения 17.06.10).
  14. Бобоев Ш. Расширение ШОС. Перспективы стран – претендентов на членство в Шанхайской Организации сотрудничества  [Офиц. страница] / Ш. Бобоев // Центр Азия – URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1291187220 (дата обращения 01.12.10)
  15. Перспективное развитие ШОС  [Офиц. страница]  / Официальный сайт посольства КНР в Казахстане – URL: http://kz.china-embassy.org/rus/ztbd/SHOS/t160786.htm (дата обращения 22.09. 04)
  16. Изимов Р. Перспективы развития ШОС [Офиц. страница] / Р.Изимов // Сайт «Аналитика Центральная Азия» – URLhttp://www.easttime.ru/reganalitic/1/240.html, . (дата обращения 13.12.10)
  17. Барский К. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике [Офиц. страница] / К.Барский / Открытый дискуссионный журнал Новое Восточное образование / Часть 3. – URL: http://journal-neo.com/?q=ru/node/8953, (дата обращения 12.09.11)
  18. Барский К. ШОС: новое слово в мировой политике [Офиц. страница] / К. Барский //Центральный интернет-портал Инфо-ШОС – URL: http://infoshos.ru/ru/?idn=8692 (дата обращения 22.08.11)


Все статьи автора «Борисенко Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: