УДК 34

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА В ИХ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скворцова Юлия Сергеевна
НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»
старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса

Аннотация
Статья посвящена участию прокуратуры Республики Мордовия в правотворческой деятельности органов государственной власти региона.
Согласно федеральному законодательству в Российской Федерации прокуратура принимает активное участие в правотворческой деятельности как федерального, так и регионального уровней.
В настоящей статье рассматриваются одобренные Государственным Собранием Республики Мордовия предложения, выдвинутые прокуратурой региона.

Ключевые слова: Законодательство, нормативные правовые акты, прокуратура


INTERACTION OF THE ATTORNEY MORDOVIA WITH AUTHORITIES REGION IN THEIR LAW-MAKING

Skvortsova Yuliya Sergeevna
Mordovian Humanitarian Institute
Senior lecturer in criminal law and procedure

Abstract
The article is devoted participation Prosecutor's Office of the Republic of Mordovia in the law-making bodies of state power in the region.
Under federal law in the Russian Federation Prosecutor's Office has been actively involved in the legislative activities of both federal and regional levels.
This article discusses the approval of the State Assembly of the Republic of Mordovia proposals put forward by the prosecution in the region.

Keywords: legislation, normative legal acts, Prosecutor's Office


Библиографическая ссылка на статью:
Скворцова Ю.С. Взаимодействие прокуратуры Республики Мордовия с органами государственной власти региона в их правотворческой деятельности // Политика, государство и право. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2579 (дата обращения: 01.05.2017).

В условиях современного развития российского законодательства необходимо отметить его динамичный характер, наличие коллизий во вновь принимаемых законах, достаточно длительное принятие законов по вопросам, требующим правового регулирования, а также недостаточную четкость формулировок этих законов, создающих большие трудности для правоприменителей-практиков.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

В статье 9 Закона о прокуратуре говорится о том, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В условиях несовершенства российского законодательства при осуществлении прокурорского надзора, органы прокуратуры достаточно часто и вполне эффективно реализуют представленные Законом о прокуратуре полномочия.

Прокурору Республики Мордовия также предоставлено право правотворческой инициативы, которое им активно реализуется.

Так, в течение 2010-2013 годов прокуратурой республики инициировано немало законов Республики Мордовия и внесено большое количество изменений и дополнений в нормативную правовую базу региона. Например, с целью осуществления органами прокуратуры полномочий, возложенных на нах федеральными законами от 17 июля 2000 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов» и о прокуратуре в законы Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» и от 08 июня 2007 года № 54-З «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» были внесены изменения, устанавливающие порядок представления в прокуратуру принятых органами власти Республики Мордовия нормативных правовых актов.

В 2012-2013 годах прокуратурой в Государственное Собрание были инициированы изменения в нормативные правовые акты республики по наиболее актуальным вопросам, и все они нашли поддержку депутатов.

Так, прокуратура Республики Мордовия выступила с законодательной инициативой о привлечении к административной ответственности местных чиновников, нарушающих порядок оказания услуг населению.

В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 01 июля 2012 года органы государственной власти и местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг не вправе требовать от граждан представления документов и сведений, находящихся в других государственных и муниципальных органах и организациях. Такие документы и сведения они обязаны запрашивать самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Однако действующее федеральное законодательство за нарушение указанных требований устанавливает административную ответственность только для федеральных чиновников.

В связи с этим, в целях защиты прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также повышения личной ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной и муниципальной власти Республики Мордовия, учреждений и организаций, осуществляющих предоставление таких услуг, прокурор Республики Мордовия обратился в Государственное Собрание с законодательной инициативой об установлении административной ответственности региональных должностных лиц.

Законодательная инициатива прокурора республики была поддержана и на ее основе принят Закон «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», устанавливающий соответствующую ответственность должностных лиц, нарушивших порядок предоставления услуг населению.

Прокуратура Республики Мордовия в 2013 году провела мониторинг регионального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения земельными участками граждан, имеющих трех и более детей.

В ходе указанных мероприятий было установлено, что отсутствие в действовавшем республиканском законе «О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей» сроков формирования земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам указанной категории, допускало со стороны органов местного самоуправления волокиту в принятии решения по этому вопросу, и, как следствие, вносило неясность в организационный механизм реализации данного права граждан.

В связи с вышеизложенным прокурор республики предложил законодательному органу региона привести положения республиканского законодательства в соответствие с федеральным.

Так, 1 августа 2013 года Государственным Собранием Республики Мордовия в Закон «О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей» были внесены необходимые изменения.

Таким образом, прокуратура Республики Мордовия защитила права многодетных родителей.

Только в основной Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ более 90 раз вносились изменения, которые соответственно должны находить развитие в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Принятый в ноябре 2011 года федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» потребовал внесения изменений в ряд региональных законов в достаточно короткие сроки. Прокуратурой республики были разработаны законопроекты, вносящие изменения в законы «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия» от 28 февраля 1997 года № 17-З, «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» от 8 июня 2007 года № 54-З и «О муниципальной службе в Республике Мордовия» от 8 июня 1999 года № 30-З.

Анализ вновь принятого Федерального закона № 329-ФЗ выявило коллизию между изменениями, внесенными в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в связи с чем прокуратурой региона было предложено на законодательном уровне закрепить обязанность всех депутатов Государственного Собрания представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Все проекты были рассмотрены и приняты депутатами Государственного Собрания Республики Мордовия.

Также прокуратурой республики разработан ряд законопроектов, направленных на профилактику правонарушений, необходимость принятия которых обусловлена практикой прокурорского надзора.

В связи с огромным количеством преступлений имущественного характера, высоким уровнем, так называемой, «уличной» преступности, наркомании и алкоголизма профилактика правонарушений и преступлений приобретает все большую актуальность.

В настоящее время в России отсутствует закон о профилактике правонарушений, и субъектам Российской Федерации приходится принимать свои нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере профилактики правонарушений и преступлений.

Как показывает анализ статистических данных, характеризующих домашнее насилие, очевидно ухудшение морального и психологического климата в семьях граждан Республики Мордовия. И давно доказано, что в ходе бытовых ссор чаще всего страдают женщины и дети.

Социально-экономическое неблагополучие семьи, физическое или психическое насилие, отсутствие или низкий уровень культуры общения – основные причины бытовых преступлений.

По официальным данным, каждое второе бытовое преступление совершалось после совместного распития алкогольных напитков родителей и несовершеннолетних детей становится в некоторых семьях скорее нормой, чем исключением.

По предложению прокуратуры Республики Мордовия приняты законы «О профилактике правонарушений в Республике Мордовия» от 3 мая 2007 года № 42-З, «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» от 30 марта 2005 года № 26-З.

Сейчас прокуратура республики проводит обобщение практики применения вышеуказанных законов, по итогам которого возможно будут внесены какие-либо изменения или дополнения.

Согласно социологическим исследованиям на протяжении последних нескольких лет в молодежной среде потребление алкогольных напитков приобрело массовый характер. Значительных масштабов достигло потребление пива, которое только с 1 июля 2012 года было признано алкогольным напитком.

В целях защиты прав детей, снижения алкоголизации, наркомании и токсикомании подрастающего поколения, снижения уровня преступности среди несовершеннолетних, был принят предложенный прокуратурой региона закон «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия» от 4 февраля 2009 года № 11-З.

В условиях динамично развивающегося федерального законодательства перед всеми субъектами Российской Федерации появляются новые задачи правотворческого характера. Их реализация, прежде всего, связана со своевременным формированием и постоянным обновлением нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. И задача региональной прокуратуры состоит в обеспечении упреждающего воздействия прокурорского надзора, целью которого, прежде всего, является принятие необходимых и не противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» //СПС Консультант Плюс (дата обращения: 17.11.2014).
  2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2000 г. № 172-ФЗ//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 17.11.2014).
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  4. Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  6. Закон Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» от 12 октября 2009 г. № 67-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  7. Закон Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» от 8 июня 1999 г. № 30-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  8. Закон Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» от 21 февраля 2002 г. № 10-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  9. Закон Республики Мордовия «О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей» от 7 сентября 2011 г. № 50-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  10. Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» от 08 июня 2007 г. № 54-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  11. Закон Республики Мордовия «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия» от 4 февраля 2009 г. № 11-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  12. Закон Республики Мордовия «О профилактике правонарушений в Республике Мордовия» от 3 мая 2007 г. № 42-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  13. Закон Республики Мордовия «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия» от 28 февраля 1997 г. № 17-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).
  14.  Закон Республики Мордовия «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» от 30 марта 2005 года № 26-З//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 18.11.2014).


Все статьи автора «Скворцова Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: