УДК 327

«ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ» ЮЖНОЙ КОРЕИ

Назаренко Дарья Ивановна
Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет

Аннотация
Начиная с 2008 г. власти Южной Кореи все чаще стали называть период с 1998 г. по 2008 г. «потерянным десятилетием». Таким образом, критикуя политику предыдущих правительств, находясь у власти в Южной Корее и претворяя в жизнь свой политический курс, администрация Ли Мён Бака фактически дала повод для сравнения результатов ее работы с предыдущими правительствами. В данной работе рассматриваются изменения в проводимых курсах правительств президентов Но Му Хёна и Ли Мён Бака как во внутренней политике, так и во внешней, проводится сравнение достигнутых результатов периодов правления данных президентов.

Ключевые слова: «потерянное десятилетие», Корейский полуостров, Ли Мён Бак, Но Му Хён, Южная Корея


«LOST DECADE» OF SOUTH KOREA

Nazarenko Darya Ivanovna
National Research Tomsk State University

Abstract
Since 2008, the South Korean authorities usually call the period from 1998 to 2008 the «lost decade» of South Korea. Criticizing the policies of previous governments, the administration of Lee Myung-bak in fact has given cause for comparing its results with previous governments. This paper examines the changes in the courses of the President Roh Moo-hyun’ government and the Lee Myung-bak’s administration in domestic and foreign policies, compares the achieved results during the reign of these presidents.

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко Д.И. «Потерянное десятилетие» Южной Кореи // Политика, государство и право. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/03/2764 (дата обращения: 13.07.2023).

С приходом к власти администрации президента Ли Мён Бака,  правительство стало публично называть период правления предыдущих двух президентов страны «потерянным десятилетием»[1]. Основную критику данного отрезка времени вызывают невыполнение обещаний относительно становления Кореи как самостоятельного игрока на мировой политической арене, и соответственно неудачи в проведении соответствующего внешнеполитического курса для создания данного имиджа. Осуждению также  подверглись и вопросы внутренней политики, особенно экономической сферы.

При правительствах Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна основной целью ставилось приобретения имиджа сильной страны на международной арене, которая ориентируется не только на уже привычные сферы сотрудничества с уже известными партнерами, но и развивает отношения с остальными странами мира и региона. Однако подводя итоги работы правительств данных президентов можно говорить о достижении противоположных результатов. Произошло дистанцирование от США, особенно в военно-политической области, к тому же, несмотря на проведение «политики солнечного тепла» и некоторого улучшения отношений между КНДР и РК особенных сдвигов в отношении важных вопросов не было. Поэтому критика  периода с 1998 г. по 2008 г. является вполне понятной. Хотя на наш взгляд, последующий период правления Ли Мён Бака не является более удачным, если можно так сказать. Среди причин – и экономический кризис 2008 года, и крах проводимых внутренних реформ, и многое другое.

Однако рассмотрев основные моменты проводимого курса внешней и внутренней политики  правительства Но Му Хёна, как лица, управлявшего страной во время «потерянного десятилетия» с 2003 г. по 2008 г., и  правительства Ли Мён Бака, как руководителя страны после «десятилетия», мы не согласны с определением периода 1998-2008 гг. как «потерянного десятилетия».

Конечно, провалы в политике были в обоих случаях. Касательно  внутренней политики и Ли Мён Бака, и Но Му Хёна стоит заметить, что оба руководителя пришли к власти в достаточно трудные времена для страны именно в экономическом отношении. Последствия Азиатского финансового кризиса 1997 г. и мировой кризис 2008 г. не давали возможности руководителям страны проводить некую новую социально-экономическую политику.

С самого прихода Но Му Хёна  к власти темпы проведения реформ в экономике существенно замедлились, безработица принимала угрожающие масштабы, разрыв в благосостоянии бедных и богатых вернулся к послевоенным пропорциям. Конечно это никак не оправдывает администрацию  президента Но, однако еще в конце правления предыдущего президента страны стало понятно, что экономика Южной Кореи из быстро развивающейся превратилась в медленно стагнирующую.

В защиту экономической политики Но Му Хёна можно сказать, что благодаря успешной ликвидация последствий азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг. в период пребывания у власти прежней администрации Ким Дэ Джуна, новый глава государства  смог вплотную подойти к оценке не только среднесрочных, но и долгосрочных стратегических перспектив развития страны, которые впоследствии проявились уже при работе администрации следующего президента страны.

Нормальной реакцией на наступивший мировой экономический кризис 2008 г. и неэффективные действия правительства в этой сфере, мы считаем, снижение популярности нового руководства страны.  Сюда же можно отнести и принятый в штыки закон об открытии южнокорейского рынка для импорта американской говядины, принятый без консультации с парламентом[2].

Так как все-таки первостепенной задачей того времени было решение проблем экономического кризиса, соответственно приоритет  в дальнейшей политике отдавался укреплению социальной стабильности общества, структурным, инновационным и внешнеэкономическим преобразованиям.

Несмотря на все несогласия внутри правительства и недовольство населения имевшие место ранее именно эффективная экономическая политика Ли Мён Бака, позволившая стране отойти от мирового кризиса и вернула  популярность президенту.

Таким образом, своевременные меры по предотвращению и смягчению последствий кризисов нельзя не считать примером грамотного управления страной.  Хоть при Но Му Хёне и не было резкого подъема экономики после кризиса, но это можно объяснить  ухудшением общего состояния экономики в предыдущие годы.

С решением экономических вопросов постепенно стали расширяться и социальные вопросы. Успехи в социальной политики президента Ли относительно больше, нежели Но Му Хёна. Это подтверждает проведенная реформа образования, здравоохранения, попытки решения экологических проблем.  К  2010 г. относительно социальной политики можно выделить следующие пункты: изменение налогового законодательства, поддержка семьям по уходу за детьми до 5-ти лет, оплата детских садов, выделение стипендий студентам, а также помощь в трудоустройстве, создание рабочих мест[3]. Можно по-разному расценивать результаты в данной сфере, но само наличие попыток уже положительно.

Многие же социальные проекты Но Му Хёна были нацелены на улучшение условий труда и жизни граждан, внедрение новых технологий в образование и здравоохранение, обновление и развитие инфраструктуры. Однако многие ставившиеся цели так и не были достигнуты. Начавшаяся образовательная реформа закончилась скандалом. Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти быстро выявила коррупционные действия среди соратников самого Но Му Хёна.

Стоит отметить, что оба президента пытались реорганизовать государственно-административный аппарат страны, но кардинальных изменений ни один из них не добился.

Если же говорить о внешней политике, то внешнеполитические курсы президентов Но и Ли разительно отличаются. К положительным моментам политики президента Но можно отнести развитие внешнеполитического курса. Особенной заслугой Но Му Хёна является налаживание отношений с КНДР, которые в течении долгого времени вообще оставались без внимания.

Разделение Корейского полуострова на две страны, которое явилось причиной разделения множества семей, для корейцев остается не только политической проблемой, но и личной драмой народа. Поэтому стремление восстановить отношения с Севером, создать возможность для нормального человеческого общения получило поддержку южнокорейского общества. Во время своего президентства Но Му Хен успешно продолжал политику сближения с КНДР своего предшественника  Ким Дэ Чжуна.

И хотя несмотря на достижения того периода, отношения между РК и КНДР не имели особенного развития, шаги для выхода из кризисной ситуации на полуострове предпринимались.

Но Му Хён считал воссоединение двух частей Корейского полуострова в единое государство  возможным только на  основе «национальной конфедерации»[4].  Воссоединение должно проходить постепенно, создав систему мирного сосуществования двух Корейских государств с сохранением существующих в них политических систем. В 2007 г. последовал визит Но Му Хена в Пхеньян.  За всю историю это был второй такой визит лидера Юга на Север (первый был в 2000 г.), были подписаны важные документы об экономическом и культурном сотрудничестве[5].

Однако время пребывания на посту президента Но Му Хёна подходило к концу, а новый президент Ли Мен Бак имел совершенно противоположную точку зрения на политику по отношению к КНДР. Таким образом, ни о  каком сотрудничестве и ни о каких переговорах речи быть и не могло, так что с таким трудом налаженные отношения между Северной и Южной Кореей сошли на нет.

Но «прагматический курс» Ли Мен Бака фактически привел к разрушению диалога между КНДР и Республикой Корея. К Северной Корее президент всегда относился критически, особенно после того как КНДР начала проводить ракетные пуски и ядерные испытания. Также особенно активно взаимодействие между странами происходило в моменты столкновения интересов РК и КНДР. Примерами этого можно назвать гибель в  2010 г. в Желтом море южнокорейского корвета «Чхонан» и обстрел  КНДР южнокорейского острова Ёнпхендо[6].

Ли Мен Бак отказался от политики «солнечного тепла» с КНДР, проводимой его предшественником. В качестве условий для предоставления северянам гуманитарной помощи президент Южной Кореи называл отказ от ядерной программы.  Но от идеи  объединения с Севером Ли Мен Бак не отказался, но предложил свои условия. Однако правительство КНДР не выявило особенно ярого желания идти на уступки, к тому же довольно часто само провоцировало проблемные ситуации. Поэтому никакого прогресса ни в экономических отношениях, а уж тем более в вопросе объединения обеих Корей в период правления Ли Мён Бака не наблюдалось. Усилив военно-политический союз с США. Президент Ли не только не добился прогресса в отношениях, но и расстроил все договоренности, достигнутые предыдущими администрациями.

В целях урегулирования экономических и военных проблем в регионе администрации обоих президентов искали пути более тесных взаимосвязей со странами Восточной Азии, в основном с крупными игроками в регионе, Китаем и Японией. Однако развитие отношений были омрачены спорными историческими и культурными вопросами.

О развитии отношений с Японией говорить достаточно трудно. Это можно объяснить тем, что Япония и Корея на протяжении всей истории находились в достаточно напряженных отношения, тем более, особенно эффективных попыток наладить их не было. Однако нужно отметить, что после первого визита вступившего  в должность  президента Но Му Хёна  в Японию наметились некие сдвиги в отношениях. К таким можно отнести принятие Японией решения вопроса об отмене визового режима для корейских студентов, а также открытие постоянного воздушного сообщения между японским аэропортом Ханеда и корейским аэропортом Кимпхо[7].

Но все же территориальный спор относительно острова Токто (яп. Такэсима)  мешал возможному строительству продуктивных отношений между Кореей и Японией.  Японцы неоднократно принимали попытки проводить различные исследования данного острова, однако корейская сторона  воспринимала любую из них как попытку нарушить территориальную целостность Южной Кореи. Но Му Хён не раз давал понять японской стороне, что правительство страны будет жёстко противостоять попыткам Японии нарушить территориальную целостность Республики Корея. За время президентства Ли Мён Бака каких-то особых сдвигов в отношениях стран не происходило. Вопрос, касающийся принадлежности  острова Токто (яп. Такэсима), на сегодняшний день остается открытым. Однако это ни в коей мере не мешает развитию плодотворных отношений в экономической сфере.

Говоря о развитии отношений с мировыми странами, то больших успехов здесь добилась администрация Ли Мён Бака. Корея в этот период была активным участником G8, G20, АСЕАН + 3, АТЭС, АСЕМ, ОЭСР, СВДМА, ЭСКАТО и многих других. Так же особое внимание уделялось укреплению отношений со странами АТР.

Таким образом, подводя итог, мы считаем, что, несмотря на поражения политики в тех или иных сферах,  особо сильных изменений во внутренней жизни страны в худшую сторону и некой изоляции страны в мировом сообществе в период с 1998 г. по 2008 г. не было. Поэтому категорично заявлять о том, что эти 10 лет – «потерянное десятилетие», не считаем возможным.


Библиографический список
  1. Воронцов А., Ревенко О. Южная Корея в поисках баланса. [Электронный ресурс]: Россия в глобальной политике. № 6, ноябрь–декабрь 2008. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_12055 (дата обращения 25.12.11)
  2. Импорт американской говядины создал кризисную ситуацию для президента Южной Кореи. [Электронный ресурс]: Информационный интернет-ресурс «Голос Америки». URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/a-33-2008-06-22-voa5/653463.html (дата обращения 5.04.12)
  3. Радио- и Интернет-обращение Президента Ли Мён Бака к народу. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Республики Корея.URL:  http://russian.korea.net/NewsFocus/Policies/view?articleId=91856 (дата обращения 11.02.12)
  4. Асмолов К.В. Внешняя политика Ро Му Хёна. [Электронный ресурс]: Живой Журнал. -  URL: makkawity.livejournal.com (дата обращения 12.04.12)
  5. Самохоткин А.  Спецтелевизор для Ким Чен Ира. [Электронный ресурс]: Газета «Время новостей online». URL: http://www.vremya.ru/2007/180/5/188248.html (дата обращения 17.02.13)
  6. Южная Корея пересмотрит стратегические отношения с США. [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал «Око планеты». URL: http://oko-planet.su/politik/newsday/39464-yuzhnaya-koreya-peresmotrit-strategicheskie.html (дата обращения 21.04.12)
  7. Внешняя политика. [Электронный ресурс]: Информационный проект «Деловая Корея». Том 4. 2008. URL: http://www.polpred.com (дата обращения 23.05.12)


Все статьи автора «Назаренко Дарья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: