УДК 321

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Горбунов Никита Вячеславович
Уральский филиал Российского государственного университета правосудия

Аннотация
В статье исследовано правовое положение еврейского населения Российской империи в конце XVIII – первой четверти XIX века. Автор уделяет внимание истории еврейского народа на территории современной России, подробно рассматривает политику российских монархов данного периода по отношению к еврейскому населению империи. Актуальность вопроса обусловлена тем, что в многонациональном российском государстве вопросы правового положения национальных меньшинств приобретают чрезвычайно важное значение.

Ключевые слова: евреи, Российская империя


LEGAL STATUS OF THE JEWISH PEOPLE IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE END OF XVIII – THE FIRST QUARTER OF THE XIX CENTURIES

Gorbunov Nikita Vyacheslavovich
Ural Branch of the Russian State university of Justice

Abstract
The article deals with studying the legal status of the Jewish population of the Russian Empire at the end of XVIII – the first quarter of the XIX centuries. The author pays attention to the history of the Jewish people in contemporary Russia, examines in detail the policy of the Russian monarchs of the mentioned period in relation to the Jewish population of the Empire. In multinational Russian state issues of the legal status of national minorities are becoming extremely important and urgent.

Библиографическая ссылка на статью:
Горбунов Н.В. Правовое положение евреев в Российской империи в конце XVIII – первой четверти XIX века // Политика, государство и право. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/05/2919 (дата обращения: 29.04.2017).

В данной статье мы рассмотрим проблематику еврейского вопроса, который на протяжении всей Российской истории занимал немаловажное место в политике государства. Центральное место в национальной политике Российской империи еврейский вопрос начинает занимать только в конце XVIII века.

В работе мы коснёмся предыстории еврейских общин в России, а также рассмотрим политику Екатерины II и Александра I по отношению к еврейскому населению.

История еврейского народа на территории Российского государства насчитывает не одну сотню лет. Первые евреи появились на территориях входящих в состав Российской империи еще до нашей эры, затем в VIII–IX  веках на территориях Северного Кавказа существовал Хазарских Каганат, где евреи занимали достаточно влиятельное положение [1, с. 13-16]. Известно, что уже в  X веке существовала еврейская община в Киеве. Таким образом мы видим, что евреи исторически проживали на территории Российской империи. При этом количество евреев в Российской империи вплоть до второй половины XVII века было невелико [2, с. 225-228].

Однако, в период правления Екатерины II происходят разделы Речи Посполитой, в результате которых в состав империи входят земли, которые были населены в значительной степени евреями. Ввиду отсутствия переписей населения нельзя назвать точное количество евреев проживающих на этих территориях. Согласно точке зрения историка Феликса Канделя еврейское население Российской империи к концу XVIII века составляло около семисот тысяч человек [3, с. 7].  Евреи активно занимались торговлей и промышленностью, поэтому Екатерина решает использовать их потенциал для развития экономики Российской империи [4, с. 52-58].

Важным звеном в политике Екатерины Великой по отношению к евреям было объявление свободы вероисповедания на территориях раннее принадлежавших Речи Посполитой. По мнению Е.В. Абакумовой провозглашение данного принципа впервые в истории давало евреям право селиться и проживать на территории Российской империи [5, с. 37]. Своими законодательными актами,  касающимися евреев на вновь присоединённых территориях, Екатерина сохраняла за евреями право заниматься теми профессиями, в которых они уже были задействованы, но при условии их повиновения новым властям [4, с. 52-58].

По решению Екатерины II c 1780 года евреи должны были записаться в мещанское или же в купеческое сословие [5, с. 48]. Большинство еврейского населения стало принадлежать к сословию мещанскому, и получило все его права, в области финансового управления территориями, а также в области местного самоуправления. Однако в последствии эти права были ограниченынако в последствии эти права были ограничже в области местного самоуправлен получило все его права, в области ввиду недовольства нееврейского населения. Кроме того евреев лишили традиционного права на винокурение.

Главным событием еврейской жизни конца XIX века стало введение черты осёдлости. 23 декабря 1791 года Екатерина издаёт указ о создании черты оседлости, куда входили территории на которым евреям разрешалось постоянно проживать. В черту оседлости вошли все вновь присоединенные территории, а также Малороссийские территории. Введение черты оседлости имело широкий спектр причин, таким образом государство старалось прикрепить евреев к своим общинам, остановить экономическую экспансию евреев на территории центральных губерний, вызывавшую недовольство местного купечества и мещанства [6, с. 149-150].

В 1794 году Екатерина издаёт указ «О сборе с евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, установленных податей вдвое против положенных с мещан и купцов Христианского закона разных исповеданий», который обязывает евреев указанных сословий уплачивать налоги вдвое большие, чем уплачивали христиане тех же сословий [6, с. 149-150].

Среди причин такой политики Екатерины II по отношению к еврейскому населению на наш взгляд следует отметить желание правительства одновременно и защитить интересы купечества российских губерний, желание извлечь максимальную выгоду из присутствия евреев на территории империи, а также необходимость пополнять государственную казну, истощенную войнами конца XIX века. Другим источником такой политики Екатерины II было желание заселить Новороссию, а согласно законодательству империи все переселенцы освобождались от податей в пользу государства [5, с. 214].

За своё короткое царствование Павел I не успел совершить каких-либо глубоких решений в направлении еврейского вопроса, однако именно при нём решением Сената было подтверждено, что крепостное право евреев распространяться не может. По мнению историка Ф. Канделя евреи  фактически были полноправными гражданами, с ограниченной свободой передвижения [3, с. 10].

В 1801 году императором Российской империи становится сын Павла I и внук Екатерины Великой – Александр I. Александр воспитывался при активном участии своей бабушки в либеральном духе, поэтому начало его правления было ознаменовано началом реформ. Еврейский вопрос также попал в сферу реформ молодого императора. В ноябре 1801 года он создаёт Комитет по благоустройству евреев, куда вошли несколько влиятельных государственных деятелей, таких как Михаил Сперанский, Адам Чарторыйский, Гаврила Державин и другие. Целью создания этого комитета было улучшение положения евреев, а также совершенствование законодательства, касающегося евреев.

Итогом работы данного комитета стало Положение о устройстве евреев, изданное в декабре 1804 года, которое стало основным законодательным источником по отношению к евреям в первой четверти XIX века [7, с. 330-334]. Можно сказать, что данный документ улучшил положение евреев, государство способствовало переходу евреев земледелию, для чего им было разрешено приобретать незаселенные земли и нанимать работников-христиан, и не только на территории черты оседлости, но в Кавказской и Астраханской губерниях. Была отменена двойная подать с евреев, а также еврейские предприниматели были полностью уравнены с христианами-предпринимателями [2, с. 306-326].

Кроме того евреям разрешалось открывать свои школы, в которых должно было вести преподавание на одном из европейских языков. Положение разрешало евреям поступать во все без исключения учебные заведения империи, при условии запрета ношения традиционной еврейской одежды.

Однако ряд пунктов документа вызвали недовольство евреев, например пункт о выселение евреев из деревень и сёл. Десятки тысяч евреев оказались выселены из своих жилищ и отправлены в города черты оседлости. Правительство рассчитывало, евреи станут либо земледельцами, либо наёмными работниками. Действительно на пустующих южных губерний было основано несколько еврейских сельскохозяйственных поселений. Однако никаких шагов в сторону развития промышленности в губерниях черты оседлости сделано не было, и поэтому тысячи семей оказались в тяжком положении[7, с. 330-334].

Невозможность выполнения данного пункта вызвало повторное создание комитета по еврейским вопросам в 1807, а затем в 1809 годах. Последний комитет пришел к выводу, евреи приносят пользу экономике империи, а выселение усугубляет их положение [2, с. 306-326].

Мы считаем, что Положение об устройстве евреев имело своей целью использовать их потенциал в экономическом развитии России, способствовать занятию евреями земледелием, а также положить начало их ассимиляции в российском обществе. Но выселение евреев из сел и деревень губительно сказалось на материальном положении большой доли представителей этой этнической группы.

После окончания Отечественной войны 1812 года, а также последовавшего за ней Заграничного похода русской армии, начинается новый этап правления Александра I. В последнее десятилетие своего правления император переходит к более консервативной политике, и не проводит крупных реформ либеральной направленности. Александр первый отходит от активной государственной деятельности и углубляется в религиозный мистицизм.

Под влиянием религиозных идей в 1817 году Александр создаёт «Комитет для всех обращающихся в христианство евреев». Перешедшие в христианство евреи имели право на получение в собственность сельско-хозяйственных земель для работы на них, а государственные органы должны были оказывать им всяческое содействие. Кроме того учреждается и «Общество израильских христиан», в данное общество вступали евреи, принимавшие христианство, а покровительствовал обществу сам император[8, с. 16].

Члены общества получали ряд прав, которых евреи ведущий традиционный образ жизни не имели. Александр предполагал создать из членов общества отдельные поселения, земли были выделены в Екатеринославской губернии, но так и не были заселены.

Принявшие христианство получали целый ряд привилегий, таких как освобождение от рекрутской повинности, освобождение от земских повинностей, получали право производить винно-водочную продукцию, а также свободу торговой и ремесленной деятельности по всей империи. Также они имели право организовывать собственные полицейские органы в поселениях [9, с. 106-109].

Несмотря на предоставленные привилегии евреи не стремились обращаться в христианство, по сообщениям князя Голицина, бывшего александровским министром духовных дел и народного просвещения, из более чем миллионного еврейского населения империи в христианство перешло лишь несколько сотен человек, из которых невозможно было создать ни одно поселение.         В итоге «Общество израильских христиан» было упразднено в 1833 году уже Николаем I [3, с. 54-55].

По нашему мнению политика Александра I по отношению к евреям была направлена на разрушение традиционного уклада еврейской жизни и  ассимиляцию евреев в российском обществе.

Таким образом, рассмотрев политику российского государства по отношению к евреям в конце XVIII и начале XIX века мы можем сделать вывод, что данная политика носила двойственный характер. Можно сказать, что отношения государства к еврейскому населению изменялось волнообразно. Первоначально государство не стремилось ограничить права евреев, но по мере увеличения количества еврейского населения их права всё же ограничивались. Государство вводило черту оседлости, двойные подати для евреев, ограничивало свободу их передвижения. Во времена правления Александра I государство стремилось разрушить замкнутую еврейскую общину, ассимилировать евреев среди остального населения империи, русифицировать их.

Говоря о характерных чертах правового положения евреев в данном временном периоде, следует отметить, что государство стремилось извлечь максимальную выгоду из их присутствия на своей территории, а также ослабить влияние замкнутой национально-религиозной общины на своих западных рубежах.


Библиографический список
  1. Абдулпатахова Х.М. К вопросу о распространении иудаизма в Хазарии  // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008 год. № 80. С. 13–16.
  2. Россия. Евреи на территории Древней Руси до XIV // Краткая Еврейская Энциклопедия. Том 7. Иерусалим, 1994. 1046 с.
  3. Кандель Ф. Очерки времён и событий из истории российских евреев. Часть вторая. Иерусалим: Тарбут. – 1990 год. 297 с.
  4. Козлитин Г.А. Правовое положение евреев в российской империи XVIII – XIX века:  цивилистический аспект // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014 год. № 8. С. 52-58.
  5. Абакумова Е.В. Правовое положение евреев в Российской империи в конце XVIII – начале XIX вв.: диссертация кандидата юридических наук. Москва, 2014. 363 c.
  6. Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века // Юридическая наука и практика. 2012. № 20. С. 149 – 152.
  7. Егоров В.В. Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. Как источник законодательства, регулировавшего правовой статус еврейского населения российской империи в начале XIX в // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012 год. № 4. С. 330-334.
  8. Егоров В. В. Основы конфессиональной политики правительства Александра I в отношении евреев в первой четверти XIX века. // Вестник Нижегородской Правовой Академии. 2014. № 1. С. 12-20.
  9. Егоров В.В. Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 6. С. 106-109.


Все статьи автора «Zoar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: