УДК 342.72; 614.2

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Королева Татьяна Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал)
студентка магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
В статье представлены некоторые недостатки Федерального закона №323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также их возможные социально-экономические последствия. Анализ самого Закона и последующих внесенных в него изменений указывает на недостаточную проработанность ряда его статей и свидетельствует о необходимости его доработки.

Ключевые слова: охрана здоровья, правовые отношения, Федеральный Закон


POSSIBLE CONSEQUENCES OF SHORTCOMINGS OF THE FEDERAL LAW "ABOUT BASES OF PUBLIC HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Koroleva Tatiana Sergeevna
National Research University «Higher School of Economics» (Saint-Petersburg branch)
student of the magister program «Public Administration»

Abstract
The article presents some shortcomings of the Federal law №323 dated 21 November 2011 "About bases of public health protection in the Russian Federation" and also their possible social and economic consequences. The analysis of the Federal Law and the subsequent changes indicates insufficient development of a number of provisions of the Law and testifies the need for its further revision.

Keywords: Federal law, health protection, legal relations


Библиографическая ссылка на статью:
Королева Т.С. Возможные последствия недостатков Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Политика, государство и право. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/07/3244 (дата обращения: 29.04.2017).

Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года [1] (далее – Закон) имеет ряд недостатков, таких как отсутствие или неполнота гарантий прав пациентов, скудность правового регулирования определенных медицинских действий.

Существующие пробельности в положениях Закона могут в первую очередь негативно сказаться на здоровье пациента, а также членах его семьи. Имеющиеся упущения и неточности сигнализируют о возможной вероятности образования проблем с физическим и психическим состояниями здоровья. В частности Закон имеет ряд недостатков в столь важных разделах как суррогатное материнство, прерывание беременности, эвтаназия, донорство и ряде других. Поэтому в случае, если придется обращаться в медицинские учреждения за получением помощи по ряду серьезных вопросов, крайне желательно знать, регулируются ли они положениями Закона.

Врач не является субъектом права в российской правовой системе, что знаменуется сокращением возможностей для его полноценного участия в правовых отношениях. Это не только отрицательно сказывается на вопросах ответственности, но и приводит к снижению личной заинтересованности врача в оказании медицинской помощи на высоком уровне, а значит, и на качестве медицинской помощи в целом.

Так, к примеру, в Законе не прописаны гарантии прав пациента на отзыв ранее данного согласия на медицинское вмешательство и ранее сделанного выбора врача и медицинской организации. К сожалению, в современной российской практике отказ пациента от какой-либо одной медицинской манипуляции часто приводит к тому, что врачи проявляют к пациенту негативное отношение или даже отказывают ему в лечении, заявляя о том, что они полностью снимают с себя ответственность.

Тот факт, что в Законе отсутствуют в необходимой степени детализированные гарантии качества оказываемой медицинской помощи, а также ряд других гарантий и прав пациента, подрывает доверие населения к российской медицине. Это приводит к тому, что люди боятся или вообще отказываются обращаться за медицинской помощью, что в результате сказывается на качестве и продолжительности жизни населения [2].

Растущее недоверие к компетенции российских врачей толкает пациентов к пользованию услугами зарубежных клиник. Когда больные предпочитают «лезть под нож» к иностранному медицинскому специалисту, они тем самым постепенно оставляют российских врачей без работы. Как снижение спроса на услуги специалистов из России, так и нечеткость правового регулирования их действий, может стать причиной оттока российских врачей заграницу, где наблюдается большее доверие к медицинским работникам, так как права и обязанности пациентов и медицинских работников строго контролируются. К тому же зарубежные клиники, особенно западные, оборудованы на порядок лучше, однако не все граждане России могут себе позволить пройти лечение в зарубежной клинике. Это ведет к тому, что зарождаются предпосылки возникновения угрозы для целостности и, соответственно, эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества. Данная угроза связана сростом неравенства в обществе, как в его общем уровне, так и в состоянии здоровье. На сегодняшний день мировая теория и практика не раз указывают на то, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.

Здравоохранение и экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет первостепенное значение для экономического развития страны и наоборот. Однако министерство финансов Российской Федерации не всегда рассматривает расходы на здравоохранение как наилучшее использование ресурсов, в то время как министерство здравоохранения озабочено обеспечением больших ресурсов для удовлетворения потребности в охране здоровья населения [3]. Таким образом, главный вопрос, который сегодня волнует специалистов в области экономики здравоохранения, состоит в том, что представляют собой расходы на здравоохранение — затраты или инвестиции в человека.

В России в настоящее время не наблюдается система постоянного повышения квалификации врачей, которая бы соответствовала современным требованиям. Молодежь, изначально желая работать и развиваться в заграничной медицине, устремится на обучение за рубеж, оставляя без студентов российские ВУЗы, чем может вызвать сокращение их числа. Едва ли современная молодежь захочет получить столь важную профессию врача, если в Законе не идет и речи о социальной защищенности самих медицинских работников. Нерационально требовать от медицинских работников полной самоотдачи и ответственности, если им  не обеспечить нормальную социальную защиту.

Ответственность за охрану здоровья граждан Закон возлагают в меньшей степени на государство и его руководителей и в большей – на медицинскую отрасль, представители которой чаще всего некомпетентны в правовой сфере и не имеют возможности решать многие проблемы, отрицательно влияющие на здоровье людей. Возлагая всё большую ответственность за здоровье населения на плечи медицинских работников, государство всё больше отдаляется от реальной демографической ситуации, тем самым принимая в дальнейшем неправильные социально-экономические решения. В итоге встанет проблема не только о здоровье населения, но и о функционировании общества в целом.

Существующие недостатки данного Федерального Закона не позволяют должным образом создать современную и эффективную систему здравоохранения, обеспечить надлежащую защиту прав пациентов и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере российского здравоохранения значительных проблем. Закон претерпевает неоднократную доработку: последние изменения были внесены 8 марта 2015 года [4].

Однако сохраняющиеся на сегодняшний день в Законе недосказанности могут поспособствовать снижению эффективности решения ряда задач по обеспечению демографической безопасности страны. К подобным задачам относится формирование  установки позитивного демографического развития за счет повышения рождаемости, сокращения масштабов смертности, повышения средней ожидаемой продолжительности жизни населения россиян, а также общее улучшение здоровья населения. В долгосрочной перспективе сохранение существующих неточностей в Законе может привести не только к подрыву здоровья россиян, но и к ухудшению социально-экономического положения страны в целом.


Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (электронный ресурс – http://www.gks.ru)
  3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 55-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”


Все статьи автора «Королева Татьяна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: