УДК 504.3.054:349.6

НОРМИРОВАНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ)

Голубничий Артем Александрович1, Замулина Мария Владимировна2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, магистрант кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Аннотация
В статье рассматривается и сравнивается опыт построения систем нормирования качества атмосферного воздуха. Проводится аналогия систем, анализируется их недостатки и преимущества, рассматриваются основные направления для дальнейшего развития нормотворческой деятельности на основании существующих реалий.

Ключевые слова: атмосферный воздух, наилучшие доступные технологии, норматив выброса


RATIONING OF AMBIENT AIR QUALITY STANDARDS (EUROPEAN AND RUSSIAN EXPERIENCE)

Golubnichiy Artem Aleksandrovich1, Zamulina Marija Vladimirovna2
1Katanov Khakass State University, Assistant at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production
2Katanov Khakass State University, Student of the Department of Computing Software and Automated Systems

Abstract
The article examines and compares the experience of building systems of rationing of air quality. An analogy systems, analyzes their advantages and disadvantages, the basic directions for further development of standards-related activities on the basis of existing realities.

Keywords: air, emission standard, the best available technology


Библиографическая ссылка на статью:
Голубничий А.А., Замулина М.В. Нормирование стандартов качества атмосферного воздуха (европейский и российский опыт) // Политика, государство и право. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/01/2276 (дата обращения: 19.07.2023).

Атмосферный воздух компонент окружающей среды, качество которого напрямую влияет на здоровье населения и состояние экосистем в целом. Проблема нормирования показателей качества атмосферного воздуха заключается в сложности оценки влияния отдельных составляющих на объекты экосистемы, и динамичности  атмосферного воздуха как системы и связанные с этим трудности в процессе оценки загрязнения территорий.

Отличительной особенностью систем построения нормативов развитых стран в сравнении с развивающимися является наличие двух групп показателей нормативов качества атмосферного воздуха. В первую группу относятся санитарно-эпидемиологические нормативы, непосредственно учитывающие нормы влияния веществ на организм человека, вторую группу составляют нормативы учитывающие влияние компонентов воздуха на объекты экосистемы [1].

Еще одной особенностью развитых стран является ориентирование на техническое нормирование в противовес принятой в России системе учета всех источников выбросов загрязняющих веществ. Несмотря на схожесть и отсутствие принципиальных отличий в подходах (с точки зрения конечных результатов) подход нормирования принятый в странах ЕС разработанный на основании справочников наилучших доступных технологий (НДТ) является более приемлемым с позиций процедуры реализации. Переход к данной системе нормирования выгоден для реализации исходя из следующих моментов:

значительное упрощение процедуры инвентаризации источников выбросов, на основании выделения приоритетных загрязняющих веществ и игнорирование второстепенных загрязняющих веществ и источников, не вносящих существенный вклад в изменение отдельных показателей;

обеспечение сопоставимости требований для предприятий, относящихся к одной отрасли, возможность открытого доступа к результатам деятельности предприятий в области экологизированных технологий на основе процесса унификации;

усиление экологического контроля (надзора) через создание специализированных условий в решении проблем как методического, так и практического характера, имеющих место быть в общей системе экологического надзора [2].

Переход к техническому (технологическому) нормированию состояния атмосферного воздуха впервые применен относительно недавно. В новой редакции Закона об охране атмосферного воздуха принятой 29.12.2014 года содержатся нормы перехода к вышеназванной системе нормирования с 1 января 2019 года [3].

В общем виде нормирование качества атмосферного воздуха в Европе подчиняется следующим принципам:

учет соответствия влияния веществ эффектам, оказываемым на группы реципиентов: человека или объекты окружающей среды. Данный принцип не включает в себя часть возможности технической реализации стандарта, что позволяет дать относительно объективную картину при составлении стандарта, без учета экономической целесообразности его достижения;

универсальность применение норм качества атмосферного воздуха для всех стран входящих в ЕС. Исключением являются территории с особым режимом, как правило, особо охраняемые природные территории, природоохранные цели которых требуют более жестких нормативов;

возможность практической реализации. В случае соответствии стандартов имеющих жесткие требования к показателям появилась концепция интервалов приемлемых отклонений (Margins of Tolerance) целью которой является реализация этапа достижения жестких стандартов и отсутствие штрафных санкций в переходный период.

Одним из важнейших этапов общей системы нормирования является контроль выбросов вредных веществ. В общем виде система контроля строится на двух основных положениях: возможность технологической реализации и экономическая целесообразность. Не смотря на кажущуюся простоту формулировки этих положениях, реализация каждого из них не всегда является простой для субъекта экономической деятельности.

Система построения, пересмотра и реализации уже принятых стандартов базируется на пяти основных подходах и принципах:

1. Принятые стандарты постоянно изменяются в сторону ужесточения. Данный подход аналогичен системе национальных стандартов качества атмосферного воздуха реализуемых Агентством по охране окружающей среды США [4,5]. Реализация данного подхода основана на принципах:

Отсутствия предписаний в использовании той или иной технологии, как производства, так и охранной деятельности предприятия. Данный принцип предполагает наличие у специалистов мотивации к поиску инновационных проблем за счет ужесточения качества стандартов;

Использования НДТ, являющихся наилучшими как с точки зрения уменьшения выбросов в атмосферу, так и отвечающим требованиям экономической целесообразности.

2. Принцип «загрязнитель платит». Данный принцип предполагает возложение ответственности на хозяйствующий субъект – загрязнитель окружающей среды. Ответственность предполагает принятие им мер, направленных на соблюдения стандартов качества предъявляемых к воздуху и полное финансирование этих мер.

3. Принцип комплексного подхода к состоянию окружающей среды. Исходя из положений этого принципа, следует, что меры, принимаемые для сокращения воздействия на воздух не должны перекладывать нагрузку на другие компоненты окружающей среды.

4. Принцип международного подхода. Трансграничный характер процесса загрязнения атмосферного воздуха накладывает определенные особенности и корректировки в системе нормирования качества воздуха присущих лишь Европейскому региону.

Близость расположения стран и их относительно малая площадь создает дополнительную угрозу загрязнения, в том числе и субъектов хозяйственной деятельности расположенных в близлежащих странах. Это в свою очередь определяет два положения к реализации принципа. Во-первых, ни одно государство – член ЕС не принимает на себя обязательства соблюдения качества воздуха по тем показателям, которые обусловлены загрязняющими источниками вне его территории. Во-вторых, если государство является источником выбросов загрязняющих при этом, не оказывая влияние на свое население и окружающую среду, но его воздействие приходится на другие страны ЕС, оно должно соблюдать требования по снижению воздействия до регламентируемого уровня.

5. Принцип информирования и коммуникации. Данный принцип регламентирует обязанности государств Евросоюза информировать Еврокомиссию по вопросам качества воздуха и предоставлять доступ общественности к сведениям о качестве атмосферного воздуха.

Данные принципы вытекают из Директивы 2008/50/EC «О качестве атмосферного воздуха и о более чистом воздухе Европы» [6]. Этот документ ставит целью обеспечения охраны здоровья населения, как на местном уровне (отдельных государств), так и в Евросоюзе в целом, через процедуры регулирования выбросов загрязняющих веществ.

При рассмотрении возможности процесса гармонизации управления качеством атмосферного воздуха с Европейским и Американским опытом следует отметить ряд недостатков отечественной системы регулирования, отмеченные в докладе «Совершенствование системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды» на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 мая 2010 г. [7]. Все недостатки, обозначенные в Докладе можно отнести к двум обобщенным группам:

1. Проблемы, связанные с несовершенством законодательства. В настоящее время экологическое законодательство является фрагментарным, рамочные формы многих законов не реализуются в других нормативно-правовых актах ввиду их отсутствия. Всем законам свойственен также еще один недостаток: пообъектный подход, как к объектам охраны, так и источникам загрязнения не свойственен объективному единству природного мира, что в свою очередь мешает адекватной оценки ситуации в области экологии и ее регулирования.

2. Проблемы, связанные с отсутствием или недостаточностью мер экономического стимулирования природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью природопользователя.

Необходимость масштабного реформирования системы охраны окружающей среды в целом и атмосферного воздуха в частности требует поэтапное и планомерное достижение стратегических целей в области экологии. Схожесть систем нормирование качества атмосферного воздуха позволяет на основании опыта Евросоюза выстроить данную систему ориентиров и начать решения поставленных экологических задач.


Библиографический список
  1. Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Система нормирования выбросов в атмосферу Агентства по охране окружающей среды США // Современные научные исследования и инновации. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45763 (дата обращения: 22.01.2015).
  2. Голубничий А.А., Кондрашова К.А. (2014) К вопросу о систематизации экологического контроля (надзора) в Российской Федерации // «Fundamental and applied science – 2014» vol. 6 Law, pp. 74-76.
  3. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. (в ред. от 29.12.2014).
  4. Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Изменение показателей «criteria pollutants» в законодательстве США // Политика, государство и право. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2254 (дата обращения: 22.01.2015).
  5. Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Процесс разработки и принятия национальных стандартов качества атмосферного воздуха США // Гуманитарные научные исследования. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9351 (дата обращения: 22.01.2015).
  6. Directive 2008/50/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on ambient air quality and cleaner air for Europe
  7. «Совершенствование системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды» Президиум Государственного совета Российской Федерации от 27 мая 2010 г.


Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: