Внешняя политика развивается и адаптируется на наших глазах, не только новые технологии, но и персонификация власти влияет на этот процесс. Благодаря медиа-ресурсам и появлению цифровой дипломатии, это преобразование происходит довольно быстро и затрагивает саму сущность, как правительства взаимодействуют друг с другом и аудиторией. В настоящее время в мировом сообществе часто появляются новые негосударственные субъекты, они привносят изменения в современный миропорядок и побуждают акторов международных отношений сбалансировать свое внимание так, чтобы как совмещать новые приоритеты, взаимодействуя с гражданским обществом, так и демократизировать дипломатический процесс.
Технологии и инновации стали ключевыми элементами в этом процессе. Практика внешней политики претерпела большие изменения за последние двадцать лет. На протяжении веков послы и дипломаты занимались традиционной дипломатией, получали инструкции своих столиц и исполняли поручения. Модернизация почтовой службы и изобретение телеграфа, а позднее телефона ускорила связь. Сегодня с появлением Интернета один человек говорит, тысячи людей слышат. Интернет дал новую жизнь дипломатии, изменения произошли быстро и довольно внезапно. Сейчас министры, дипломаты, послы используют все средства массовой информации, что очень эффективно, но в тоже время рискованно, так как работа интернет сетей часто нарушается и еще чаще они подвержена кибертерроризму.
В современном мире потребность в новостях и обновлениях в режиме реального времени возросла до крайности и сейчас главная задача достичь баланса. С одной стороны, необходим механизм для контроля над цифровой дипломатией. С другой стороны, мы должны использовать средства массовой информации для того, чтобы лучше взаимодействовать с общественностью как дома, так и за рубежом.
Сегодня в мире так много акторов и вопросы настолько сложны, что «быстрая дипломатия» является выходом, однако, она не должна быть целью, а скорее должна упрощать поиск ответов и способствовать улучшению взаимодействия всех акторов как традиционных, так и менее традиционных. Таким образом, цифровые технологии получили широкое признание в качестве инструментов дипломатии.
Страны Азии не стали исключением. Как показывают исследования внешней политики Китая, стран АСЕАН и других [1;2;3], методов традиционной дипломатии становится недостаточно для решения назревших проблем. Поэтому можно говорить о том, что эти страны и постепенно присоединяются к практике цифровой дипломатии. Для большинства стран Азии, чьи устои основаны на традициях, переход к цифровой дипломатии является сменой парадигм.
Рассмотрим несколько примеров. В системе Министерства иностранных дел Индии создал орган, целью которого стало позиционирование Индии в сети Интернет, представление интересов индийского народа и контакты с аудиторией по средствам социальных сетей. В июле 2010 г. был открыт аккаунт в Twitter. Страница с более чем 100 000 подписчиков является наиболее активной, информирует правительство об общественном мнении и в тоже время ищет способы помочь разрешению проблем населения. Страница в Twitter оказалась очень эффективной при эвакуации индийских граждан во время войны в Ливии. Официальные сайты Индии полны привлекательного контента и информационно заполнены. Такая активность похвальна, но содержание сайтов в основном касается культуры, искусства, кухни Индии, то есть главным образом ориентированы на стереотипных представлениях об Индии. Такой информации переизбыток.
Не смотря на запреты в использовании интернет ресурсов, Китай также способствует развитию цифровой дипломатии. Китайские власти признают доминирование иностранных СМИ в Китае и то, что большая часть информации не соответствует действительности. В политических кругах это называют отрицательной стороной «мягкой силы». По средствам Интернета существенный вклад в распространение китайской позиции вносит население Китая. В Интернете Китай имеет свою «армию», созданную для доминирования на онлайн беседах и формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом. В стране работают около 300 000 человек, которые для продвижения правительственной линии, размещают соответствующую информацию на форумах, сайтах, блогах. Правительство поддерживает таких «кибер-солдат», они в свою очередь, активно работают на зарубежных форумах, противостоят любой негативной информации о Китае. Также данная стратегия используется в пропаганде «китайской мечты» как новой идеологической конструкции[4].
В настоящее время в революцию цифровой дипломатии активно включилась Южная Корея. Среди азиатских городов Сеул имеет наиболее развитую инфраструктуру. Страна действительно заинтересована в развитии публичной дипломатии, применяя современные инновационные технологии. В 2012 году правительство подписало соглашение с корейским неправительственным агентством об обучении 500 студентов основам кибер дипломатии. Правительство стремится привлечь молодые кадры в развитие корейской цифровой дипломатии.
Япония также осознает важность цифровой дипломатии. В Японии фактически любой сайт имеет две версии, версию на английском и на японском. Японские страницы в Twitter,Face book имеют тысячи подписчиков, видеоролики на You Tube набирают несколько тысяч просмотров.
В то время пока мировые азиатские державы пытаются постичь пользу цифровых технологий, существуют многочисленные примеры успешного применения новых технологий другими странами Азии. Так Тайвань является отличным примером, продемонстрировавшим высокие результаты в области привлечения инновационных технологий в сфере цифровой дипломатии. Была разработана программа под названием Adoc (APEC Digital Opportunity Center), программа направлена на сокращение цифрового разрыва между членами Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС). Тайвань в силу своего уникального положения в международной политике как часть Китая, претендующая на независимость, ограничен в участии в большинстве международных организаций. Таким образом, Adoc является попыткой обойти все эти препятствия и создать еще одну площадку для взаимодействия и установления новых связей.
Интернет открывает новые возможности перед правительствами стран. Наиболее интересная тенденция настоящего времени это иностранные правительства. Западные правительства по средствам социальных сетей контактируют с азиатской аудиторией. В Азии проживает почти 45% пользователей Интернета. Для дипломатов это прекрасная возможность участвовать в жизни азиатских государств. В одной Индии имеется почти 100 миллионов пользователей Face book, что уступает только США. Перед визитом в Китай британский премьер Дэвид Камерон зарегистрировался на Sina Weibo, в первый же день собрав более 10 тысяч комментариев от пользователей сети. Отступив от традиций, новоназначенный посол США в Индии говорил с гражданами по You Tube после представления верительной грамоты индийскому президенту.
Для будущего цифровой дипломатии в Азии необходимо сделать акцент на таких социальных каналах, основанных на видео и изображениях. Так как основной язык всех сайтов английский, большинство азиатских стран это не устраивает, поэтому здесь предпочтение стоит отдать таким медиа платформам как Instagram, Snapchats и другие. Вторая тенденция это необходимость в ведении блогов. Ведение блога является эффективным инструментом для участия в общественном дискурсе.
С 2009 года цифровой дипломатией заинтересовались в странах Юго-восточной Азии. Молодые дипломаты Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) все чаще отходят от традиционных способов ведения дипломатии, используя новые технологии для повышения качества работы. Секретариат АСЕАН имеет свой аккаунт в Twitter для информирования общественности о его деятельности. Уже несколько лет президент Филиппин Бениньо Акино III использует Face book для связи с населением, министр иностранных дел Сингапура Джордж Ео также регулярно пишет и отвечает на вопросы своих подписчиков на Face book, темы вопросов касаются как внешней, так и внутренней политики. Почти все лидеры стран АСЕАН сейчас имеют учетную запись на Face book.Бывший премьер-министр Таиланда Апхисит Ветчачива также общается с подписчиками на Face book, обсуждая такие вопросы как конфликт вокруг Прэахвихеа с Камбоджой. Однако в АСЕАН существует рад препятствий на пути к новой форме дипломатии. Одно из них это изменение мышления традиционалистов. Многие дипломаты старой школы не согласны с тем, чтобы дипломатия стала открытой, считая, что все должно решаться за закрытыми дверями.
Таким образом, в то время как традиционная дипломатия сосредоточена на формальностях, переговорах, коммюнике и договорах, цифровая дипломатия дает простор для неформальных действий, то есть придает дипломатии более непосредственный и менее официальный вид. Сегодня цифровая дипломатия еще относительно нова, но продолжает развиваться. Сейчас Интернет имеет все шансы стать платформой для общения между правительством страны и населением, отвлечь внимание правительства от традиционных вопросов и обратить внимание на злободневные проблемы населения. С применением инструментов цифровой дипломатии уровень публичной дипломатии стран Азии будет непрерывно расти.
Библиографический список
- Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
- Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
- Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
- Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-Востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.