29 ноября 2014 года введен Федеральный закон № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – влияние принятие этого закона, а точнее – главы 33 Налогового кодекса Российской федерации «Торговый сбор» и будет рассмотрено в данной статье.
Платить данный сбор необходимо как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют торговую деятельность. От данного сбора освобождены только индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (специальный налоговый режим). Объектов налогообложения является как движимое, так и недвижимое имущество, которое предприниматель или организация хотя бы один раз в квартал использовали для осуществления торговли. Данным сбором облагают объекты стационарной и нестационарной торговой сети, склады и рынки.[1]
Данный налог по своему воздействию больше направлен на малый и средний бизнес, нежели на крупный.
Малый бизнес на данный момент стремительно развивается, открывает новые ниши, также стремительно растет и количество предприятий малого бизнеса – как организаций (юридических лиц), так и индивидуальных предпринимателей. Для анализа динамики развития малого бизнеса в России необходимо рассмотреть статистические данные о количестве малых предприятий в России за различные периоды времени.
Таблица № 1: Количество малых предприятий России (по состоянию на конец года), тыс. единиц[2-8]
Год | Количество предприятий |
1995 | 560 |
1998 | 868,0 |
2001 | 896,9 |
2004 | 843,0 |
2007 | 979,3 |
2010 | 1602,5 |
2013 | 2062,3 |
Таким образом, проследив динамику развития малого предпринимательства, можно оценить его вклад в развитие экономики Российской Федерации. Количество малых предприятий, включая микропредприятия, неуклонно растет. Особенно значительным был рост в период с 2007 по 2010 год – количество предприятий малого бизнеса увеличилось практически вдвое и продолжило стремительно расти в 2013 году. Несмотря на кризис 2009 года количество предприятий тем не менее росло достаточно стремительно. Наименьший рост замечен в период с 1998 года до 2001 год, что объяснялось координальными изменениями в экономике, экономическими кризисами и многими другими координальными изменениями, произошедшими после перехода России от социалистической системы к классической рыночной системе хозяйствования.
Российская Федерация декларирует направленность на нужды малого бизнеса, финансирует множественные проекты, направленные на создание и поддержку предпринимательской деятельности (например, федеральная программа «Ты – предприниматель»), однако увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес, который наиболее чувствителен к изменению налогового законодательства и вводу новых налогов и сборов, может привести к снижению общего количества предприятий. Однако и в принятом торговом сборе есть исключения для наиболее уязвимых, а также наиболее приоритетных со стороны государства направлений деятельности. Исключение составляют те предприятия, которые применяют патентную систему налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог. В 2013 году сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия охоты и лесного хозяйства составляли лишь 3% от общего числа предприятий малого бизнеса. [8] Однако не все предприятия малого бизнеса, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, перешли на единый сельскохозяйственный налог, что достаточно сильно ударит по данным предприятиям, что лишний раз подчеркивается председателем Совета Федерации Валентина Матвиенко в парламентской газете. [9] Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход от данного сбора не освобождаются. Единый налог на вмененный доход более будет нельзя применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора. Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения смогут уменьшить налог на сумму торгового сбора, который будет уплачен в бюджет. Однако организация может это сделать только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города (на данный момент определена дата введения торгового сбора лишь для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – 1 июля 2015 года), в котором введен данный торговый сбор. Данное право может быть невозможно реализовать в тех случаях, когда организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, имеет несколько обособленных подразделений. В таком случае единый налог уплачивается головной организацией. Проблема возникает в том случае, если подразделение находится в тех городах, в которых уже введен торговый сбор, а головная организация – находится вне этих городов. В таком случае получение данного вычета невозможно, что также бьет по бюджету предприятий малого бизнеса.
Чтобы оценить, насколько выросло количество предприятий в сфере сельского хозяйства рассмотрим динаку развития малого бизнеса в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.
Таблица № 2: Динамика количества малых предприятий в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в России, 2010-2013 гг. [7, 8, 10, 11]
Год | Количество предприятий (тыс.) |
2010 | 55,1 |
2011 | 59,9 |
2012 | 62,5 |
2013 | 62,4 |
Количество предприятий в данной сфере растет достаточно медленно, относительно показателей остальных видов малых предприятий (по видам деятельности). Причины, по которым государство поддерживает развитие и действие данного вида экономической деятельности граждан, очевидны. С 2012 года по 2013 произошло падение количества предприятий. Специфика сельскохозяйственной деятельности такова, что большие площади для производствоа и торговой деятельности необходимы, таким образом удар по ним будет более значителен, чем для, например, предприятий розничной торговли.
Цели торгового сбора – это увеличение количества денежных поступлений. Рассмотрим негативные последствия принятия данного торгового сбора – сначала для самих предпринимателей, а после – для бюджетов городов, в которых введен данный торговый сбор. Одно из наиболее значительных негативных последствий будет отражено в том, что огромное количество предприятий работает через сеть Интернет и имеет лишь склад, с которого и непосредственно доставлялся товар через курьерскую службу. Склады, рынки и иные помещения, с помощью которых осуществляется торговля, начинают облагаться торговым сбором, который предприниматель будет вынужден переложить на плечи покупателя. При введении данного торгового сбора предприятия интернет-торговли теряют свое главное преимущество – низкие цены по отношению к тем товарам, что выставляются непосредственно на прилавках магазина. Это может привести к банкротству или сокращению экономической деятельности тех предприятий, которых этот торговый сбор затронет наиболее сильно. Для того, чтобы оценить вклад малых предприятий малого бизнеса в формирование рабочих мест в России следует предоставить статистику в динамике о количестве человек, задействованных в работе малого бизнеса.
Таблица № 3: Динамика количества работников, задействованных в сфере малого бизнеса в России, 2010-2013гг. [7,8,10,11]
Год | Количество работников (тыс. чел.) |
2010 | 11192,9 |
2011 | 11480,4 |
2012 | 11683,9 |
2013 | 11695,2 |
Из данной таблицы видно, что численность человек, задействованных в малом бизнесе также неуклонно растет. Более 1 миллиона человек работает в сфере малого и микробизнеса. При массовом банкротстве предприятий экономические и социальные потери государства очевидны – затраты на социальную поддержку безработных, снижение количества налоговых поступлений в бюджет, повышение преступности в связи с ростом безработицы и многие другие последствия.
Кроме того, за счет данного торгового сбора вырастут цены и на большинстве предприятий непосредственной розничной торговли – на рынках, на объектах стационарной и нестационарной торговли, и, как уже было упомянуто выше, будет достаточно высокий рост цен на товары, отпускаемые непосредственно со склада. Эти последствия приведут к неминуемому краху множества предприятий малого бизнеса, включая и микропредприятия, что поведет за собой снижение предпринимательской активности, снижение роста малого бизнеса и уменьшение его доли в общем отношении количества предприятий. Большая часть предприятий малого бизнеса, чья деятельность подходит под специальный налоговый режим – патентную систему налогообложения, будет покупать патенты. Если в Москве за первые 9 месяцев 2014 года было продано патентов на 640,5 млн. руб. (что в 2,5 раза больше, чем в 2013 году), то с введением торгового сбора доход от патентов в бюджет города увеличится еще сильнее. Однако сильное увеличение количества налоговых поступлений от организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не применяют патентную систему налогообложения, остается под сомнением, ибо снижение количества предприятий малого бизнеса напрямую уменьшит суммы налогов, поступающих в бюджет. Кроме того, количество поступлений в бюджет сократится и на ту сумму, что государство недополучит от снижения экономической и предпринимательской активности граждан: так как бюджет планируется с учетом прогнозов на увеличение количества предприятий малого бизнеса, а соответственно и налоговых поступлений от данных предприятий, то в перспективе это может даже увеличить дефицит бюджета региона, в котором будет введен данный торговый сбор.
Один из отрицательных эффектов ввода нового сбора будет являться уход в тень многих предпринимателей, особенно микропредприятий, ввиду их огромной мобильности. Из-за небольшого уровня оборота денежных средств, а также небольшого количества работников (или же единственного работника – индивидуального предпринимателя) малое и микро предпринимательство крайне мобильно и сложно подвергается контролю, особенно если основная сфера деятельности данного предприятия происходит в сети Интернет. Кроме того, вполне вероятно перемещение малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей из Москвы в Подмосковье, что сможет существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес, координально не меняя месторасположения своего предприятия. Таким образом, в краткосрочной перспективе может произойти крайне болезненная для регионов, которые введут торговый сбор, миграция экономических ресурсов в соседние, не обеременные данным налогом регионы. Миграции стоит не опасаться лишь для среднего и крупно бизнеса, ввиду его низкой мобильности, связанной с дороговизной переезда, его достаточно долгой продолжительности, а также недополученной прибыли за время бездействия фирмы во время переезда. Кроме того, локальные компании среднего и крупного бизнеса могут иметь достаточно хорошую рекламную известность в изначальном месте распложения, а затраты на новую рекламную кампанию в новом регионе могут оказать несравнимо большими. Предприятия малого бизнеса же имеют гораздо меньшую огласку, не проводят крупномасштабных рекламных и иных кампаний и практически не привязаны к месту своего непосредственного сбыта товара.
Таким образом, можно сделать вывод, что введение нового торгового сбора – это в первую очередь взимание дополнительного налога с предприятий малого бизнеса. В свою очередь малый бизнес не готов к столь быстрым и неожиданным переменам и может не справиться с увеличенной налоговой нагрузкой, что поведет за собой массовые банктротства и снижение экономической активности, а это в свою очередь отразится на бюджете государства.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29 ноября2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
- Российский статистический ежегодник, 1996
- Российский статистический ежегодник, 1999
- Российский статистический ежегодинк, 2002
- Российский статистический ежегодник, 2005
- Российский статистический ежегодник, 2008
- Российский статистический ежегодник, 2011
- http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики, «Основные показатель деятельности малых предприятий за 2013 год»
- http://www.pnp.ru/ - Парламентская газета
- Российский статистический ежегодник, 2012
- Российский статистический ежегодник, 2013
- Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”.2011-№4.