УДК 2964

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ ТОРГОВОГО СБОРА

Наумкина Татьяна Васильевна1, Метлинова Мария Александровна2
1Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, к.ю.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, студентка

Аннотация
Торговый сбор – абсолютно новый сбор, введенный на территории РФ, поэтому актуальность оценки его влияния на предприятия малого бизнеса, на которые он имеет наибольшее влияние, не вызывает сомнений.

Ключевые слова: Законодательство, конкуренция, малый бизнес, торговый сбор


POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AS A RESULT OF SALES TAX LEVY

Naumkina Tatyana Vasilievna1, Metlinova Maria Alexandrovna2
1Moscow State University of Technology and Management of K.G.Razumovskiy, DSc of law, the senior lecturer of chair «Accounting, analysis and audit»
2Moscow State University of Technology and Management of K.G.Razumovskiy, student

Abstract
Sales tax is a new collection introduced in Russia. So the relevance of assessing its impact on small businesses, for which it has the greatest impact, no doubt.

Keywords: competition, legislation, sales tax, small businesses


Библиографическая ссылка на статью:
Наумкина Т.В., Метлинова М.А. Возможные варианты негативных последствий для развития малого бизнеса в результате введения торгового сбора // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/11/3585 (дата обращения: 01.05.2017).

29 ноября 2014 года введен Федеральный закон № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – влияние принятие этого закона, а точнее – главы 33 Налогового кодекса Российской федерации «Торговый сбор» и будет рассмотрено в данной статье.

Платить данный сбор необходимо как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют торговую деятельность. От данного сбора освобождены только индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (специальный налоговый режим). Объектов налогообложения является как движимое, так и недвижимое имущество, которое предприниматель или организация хотя бы один раз в квартал использовали для осуществления торговли. Данным сбором облагают объекты стационарной и нестационарной торговой сети, склады и рынки.[1]

Данный налог по своему воздействию больше направлен на малый и средний бизнес, нежели на крупный.

Малый бизнес на данный момент стремительно развивается, открывает новые ниши, также стремительно растет и количество предприятий малого бизнеса – как организаций (юридических лиц), так и индивидуальных предпринимателей. Для анализа динамики развития малого бизнеса в России необходимо рассмотреть статистические данные о количестве малых предприятий в России за различные периоды времени.

Таблица № 1: Количество малых предприятий России (по состоянию на конец года), тыс. единиц[2-8]

Год Количество предприятий
1995 560
1998 868,0
2001 896,9
2004 843,0
2007 979,3
2010 1602,5
2013 2062,3

Таким образом, проследив динамику развития малого предпринимательства, можно оценить его вклад в развитие экономики Российской Федерации. Количество малых предприятий, включая микропредприятия, неуклонно растет. Особенно значительным был рост в период с 2007 по 2010 год – количество предприятий малого бизнеса увеличилось практически вдвое и продолжило стремительно расти в 2013 году. Несмотря на кризис 2009 года количество предприятий тем не менее росло достаточно стремительно. Наименьший рост замечен в период с 1998 года до 2001 год, что объяснялось координальными изменениями в экономике, экономическими кризисами и многими другими координальными изменениями, произошедшими после перехода России от социалистической системы к классической рыночной системе хозяйствования.

Российская Федерация декларирует направленность на нужды малого бизнеса, финансирует множественные проекты, направленные на создание и поддержку предпринимательской деятельности (например, федеральная программа «Ты – предприниматель»), однако увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес, который наиболее чувствителен к изменению налогового законодательства и вводу новых налогов и сборов, может привести к снижению общего количества предприятий. Однако и в принятом торговом сборе есть исключения для наиболее уязвимых, а также наиболее приоритетных со стороны государства направлений деятельности. Исключение составляют те предприятия, которые применяют патентную систему налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог. В 2013 году сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия охоты и лесного хозяйства составляли лишь 3% от общего числа предприятий малого бизнеса. [8] Однако не все предприятия малого бизнеса, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, перешли на единый сельскохозяйственный налог, что достаточно сильно ударит по данным предприятиям, что лишний раз подчеркивается председателем Совета Федерации Валентина Матвиенко в парламентской газете. [9] Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход от данного сбора не освобождаются.  Единый налог на вмененный доход более будет нельзя применять по той деятельности, в отношении которой установлена уплата торгового сбора. Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения смогут уменьшить налог на сумму торгового сбора, который будет уплачен в бюджет. Однако организация может это сделать только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города (на данный момент определена дата введения торгового сбора лишь для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – 1 июля 2015 года), в котором введен данный торговый сбор. Данное право может быть невозможно реализовать в тех случаях, когда организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, имеет несколько обособленных подразделений. В таком случае единый налог уплачивается головной организацией. Проблема возникает в том случае, если подразделение находится в тех городах, в которых уже введен торговый сбор, а головная организация – находится вне этих городов. В таком случае получение данного вычета невозможно, что также бьет по бюджету предприятий малого бизнеса.

Чтобы оценить, насколько выросло количество предприятий в сфере сельского хозяйства рассмотрим динаку развития малого бизнеса в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

Таблица № 2: Динамика количества малых предприятий в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в России, 2010-2013 гг. [7, 8, 10, 11]

Год Количество предприятий (тыс.)
2010 55,1
2011 59,9
2012 62,5
2013 62,4

Количество предприятий в данной сфере растет достаточно медленно, относительно показателей остальных видов малых предприятий (по видам деятельности). Причины, по которым государство поддерживает развитие и действие данного вида экономической деятельности граждан, очевидны. С 2012 года по 2013 произошло падение количества предприятий. Специфика сельскохозяйственной деятельности такова, что большие площади для производствоа и торговой деятельности необходимы, таким образом удар по ним будет более значителен, чем для, например, предприятий розничной торговли.

Цели торгового сбора – это увеличение количества денежных  поступлений. Рассмотрим негативные последствия принятия данного торгового сбора – сначала для самих предпринимателей, а после – для бюджетов городов, в которых введен данный торговый сбор. Одно из наиболее значительных негативных последствий будет отражено в том, что огромное количество предприятий работает через сеть Интернет и имеет лишь склад, с которого и непосредственно доставлялся товар через курьерскую службу. Склады, рынки и иные помещения, с помощью которых осуществляется торговля, начинают облагаться торговым сбором, который предприниматель будет вынужден переложить на плечи покупателя.  При введении данного торгового сбора предприятия интернет-торговли теряют свое главное преимущество – низкие цены по отношению к тем товарам, что выставляются непосредственно на прилавках магазина. Это может привести к банкротству или сокращению экономической деятельности тех предприятий, которых этот торговый сбор затронет наиболее сильно. Для того, чтобы оценить вклад малых предприятий малого бизнеса в формирование рабочих мест в России следует предоставить статистику в динамике о количестве человек, задействованных в работе малого бизнеса.

Таблица № 3: Динамика количества работников, задействованных в сфере малого бизнеса в России, 2010-2013гг. [7,8,10,11]

Год Количество работников (тыс. чел.)
2010 11192,9
2011 11480,4
2012 11683,9
2013 11695,2

Из данной таблицы видно, что численность человек, задействованных в малом бизнесе также неуклонно растет. Более 1 миллиона человек работает в сфере малого и микробизнеса. При массовом банкротстве предприятий экономические и социальные потери государства очевидны – затраты на социальную поддержку безработных, снижение количества налоговых поступлений в бюджет, повышение преступности в связи с ростом безработицы и многие другие последствия.

Кроме того, за счет данного торгового сбора вырастут цены и на большинстве предприятий непосредственной розничной торговли – на рынках, на объектах стационарной и нестационарной торговли, и, как уже было упомянуто выше, будет достаточно высокий рост цен на товары, отпускаемые непосредственно со склада. Эти последствия приведут к неминуемому краху множества предприятий малого бизнеса, включая и микропредприятия, что поведет за собой снижение предпринимательской активности, снижение роста малого бизнеса и уменьшение его доли в  общем отношении количества предприятий. Большая часть предприятий малого бизнеса, чья деятельность подходит под специальный налоговый режим – патентную систему налогообложения, будет покупать патенты. Если в Москве за первые 9 месяцев 2014 года было продано патентов на 640,5 млн. руб. (что в 2,5 раза больше, чем в 2013 году), то с введением торгового сбора доход от патентов в бюджет города увеличится еще сильнее. Однако сильное увеличение количества налоговых поступлений от организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не применяют патентную систему налогообложения, остается под сомнением, ибо снижение количества предприятий малого бизнеса напрямую уменьшит суммы налогов, поступающих в бюджет. Кроме того, количество поступлений в бюджет сократится и на ту сумму, что государство недополучит от снижения экономической и предпринимательской активности граждан: так как бюджет планируется с учетом прогнозов на увеличение количества предприятий малого бизнеса, а соответственно и налоговых поступлений от данных предприятий, то в перспективе это может даже увеличить дефицит бюджета региона, в котором будет введен данный торговый сбор.

Один из отрицательных эффектов ввода нового сбора будет являться уход в тень многих предпринимателей, особенно микропредприятий, ввиду их огромной мобильности. Из-за небольшого уровня оборота денежных средств, а также небольшого количества работников (или же единственного работника – индивидуального предпринимателя) малое и микро предпринимательство крайне мобильно и сложно подвергается контролю, особенно если основная сфера деятельности данного предприятия происходит в сети Интернет. Кроме того, вполне вероятно перемещение малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей из Москвы в Подмосковье, что сможет существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес, координально не меняя месторасположения своего предприятия. Таким образом, в краткосрочной перспективе может произойти крайне болезненная для регионов, которые введут торговый сбор, миграция экономических ресурсов в соседние, не обеременные данным налогом регионы. Миграции стоит не опасаться лишь для среднего и крупно бизнеса, ввиду его низкой мобильности, связанной с дороговизной переезда, его достаточно долгой продолжительности, а также недополученной прибыли за время бездействия фирмы во время переезда. Кроме того, локальные компании среднего и крупного бизнеса могут иметь достаточно хорошую рекламную известность в изначальном месте распложения, а затраты на новую рекламную кампанию в новом регионе могут оказать несравнимо большими. Предприятия малого бизнеса же имеют гораздо меньшую огласку, не проводят крупномасштабных рекламных и иных кампаний и практически не привязаны к месту своего непосредственного сбыта товара.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение нового торгового сбора – это в первую очередь взимание дополнительного налога с предприятий малого бизнеса. В свою очередь малый бизнес не готов к столь быстрым и неожиданным переменам и может не справиться с увеличенной налоговой нагрузкой, что поведет за собой массовые банктротства и снижение экономической активности, а это в свою очередь отразится на бюджете государства.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 ноября2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
  2. Российский статистический ежегодник, 1996
  3. Российский статистический ежегодник, 1999
  4. Российский статистический ежегодинк, 2002
  5. Российский статистический ежегодник, 2005
  6. Российский статистический ежегодник, 2008
  7. Российский статистический ежегодник, 2011
  8. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики, «Основные показатель деятельности малых предприятий за 2013 год»
  9. http://www.pnp.ru/ - Парламентская газета
  10. Российский статистический ежегодник, 2012
  11. Российский статистический ежегодник, 2013
  12. Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”.2011-№4.


Все статьи автора «Наумкина Татьяна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: