УДК 346.62

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Борцова Татьяна Сергеевна
Новосибирский государственный технический университет

Аннотация
В статье проанализирована нормативно-правовая база в области негосударственных пенсионных фондов, рассмотрены вопросы надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, а также правовое регулирование направлений инвестирования средств фондов.

Ключевые слова: добровольное страхование, негосударственный пенсионный фонд, пенсионные накопления., правовое регулирование экономики


NON-GOVERNMENT PENSION FUNDS LEGISLATURE

Bortsova Tat'jana Sergeevna
Novosibirsk State Technical University

Abstract
The paper covers legislation on non-government pension funds, issues on its’ supervision, and requirements for investment instrument in non-government pension funds.

Библиографическая ссылка на статью:
Борцова Т.С. Правовое регулирование негосударственных пенсионных фондов // Политика, государство и право. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/06/3060 (дата обращения: 09.09.2023).

Институты обязательного и добровольного пенсионного страхования являются важной частью формирования пенсионной системы современной России. Особое место принадлежит негосударственным пенсионным фондам. Значимость российских негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за прошедшие несколько лет в системе негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования значительно возросла и продолжает развиваться [1-3].

Негосударственные пенсионные фонды играют значительную роль в развитии пенсионной системы России. Негосударственный пенсионный фонд – организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют финансовую деятельность и потому выступают субъектами финансового рынка страны. НПФ выступают в качестве коллективных инвесторов. Федеральный закон № 111-ФЗ определяет объекты инвестирования, также требования к содержанию инвестиционного портфеля.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется специальным уполномоченным федеральным органом, который следит за финансовыми рынками в целом. Так как НПФ является коллективным инвестором, то сейчас функция контроля и надзора находится в ведение Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального Банка РФ.

Кроме того, НПФ входят в число активных участников финансового рынка. Как коллективный инвестор, НПФ аккумулируют средства вкладчиков для осуществления портфельных инвестиций. В отличие от инвестиционных фондов, основной задачей НПФ является увеличение и сохранение пенсионных сбережений населения, а значит минимизация рисков для участников и вкладчиков.

Федеральный закон № 111-ФЗ [3, 4] содержит информацию об активах, в которые разрешено инвестировать НПФ, а также требования к структуре инвестиционного портфеля фондов.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ – такие ценные бумаги, которые выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом бумаг выступает орган исполнительной власти субъекта.

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов [3, 6-7].

Федеральный закон № 111-ФЗ содержит требования к структуре инвестиционного портфеля (табл.).

Таблица – Требования к структуре инвестиционного портфеля

Структура инвестиционного портфеля

Максимальная доля в инвестиционном портфеле

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов

Не более 10%

Облигации одного эмитента

Не более 20%

Акции одного эмитента

Не более 10%

Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги

Не более 25%

Ценные бумаги, эмитированных аффилированными лицами управляющей компании и специализированного депозитария

Не более 10%

Ценные бумаги одного эмитента

Не более 50%

Депозиты, размещенные в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами управляющей компании

Не более 20%

Пенсионные резервы не допускаются к размещению в казначейские обязательства РФ и ее субъектов, а также в производные ценные бумаги, ценные бумаги управляющей компании, депозитария, аудитора и актуария НПФ, фьючерсы, в любые займы (кредиты), интеллектуальную собственность и многое другое.

За исполнением всех этих требований следит государство в лице ЦБ РФ.

Основным принципом в работе НПФ является безопасное инвестирование. Средства, инвестируемые НПФ, вернутся обратно и принесут дополнительный доход. Однако, фонды не имеют права кредитовать другие организации, но могут инвестировать свои активы в акции и облигации на фондовых рынках.

НПФ имеет право инвестировать пенсионные средства только с целью получения дополнительного дохода. Для размещения пенсионных резервов существует ограничение – пенсионный фонд не может вложить более 20% средств в один объект. Также, доля средств, которые были размещены в ценных бумагах без признанных котировок, не может превышать 20% от общего объема резервных средств. Негосударственные пенсионные фонды не имеют права вкладывать в выпущенные учредителями фонда ценные бумаги более 30% размещенных резервов.

Помимо данных ограничений на инвестиционную деятельность фондов накладываются также и ограничения по степени риска. Например, если риск потери средств составляет более 50%, НПФ имеет право вложить не более 10% резервных средств. Если же риск потерь составляет 25-50%, процент доступных для вложения резервов, увеличивается до 20.

В совокупном инвестиционном портфеле НПФ в 2013 году основную долю активов составили государственные ценные бумаги (43,98% от общего портфеля), на втором месте – облигации российских эмитентов с долей в 31,82%. Меньшей популярностью пользуются ценные бумаги международных финансовых организаций, акции российских эмитентов, ценные бумаги субъектов РФ.

Популярность государственных ценных бумаг объясняется важными преимуществами по сравнению с другими ценными бумагами:

1)                 высокий уровень надежности для вложенных средств и минимальный риск потерь;

2)                 льготное налогообложение, часто на ценные бумаги государства отсутствуют налоги на операции с ними.

Сравнивая структуру инвестиционного портфеля 2013 года с 2012 и 2011 годами можно отметить, что тенденция инвестирования в государственные ценные бумаги сохраняется, не смотря на то, что с годами объем инвестиций становится меньше.

Рассмотрим инвестиционную политику, а в частности пенсионные накопления, двух крупных негосударственных пенсионных фондов: НПФ Лукойл-Гарант и НПФ Газфонд.

Большую долю в структуре объектов инвестирования двух НПФ занимают банковские депозиты и корпоративные облигации. Доля ценных бумаг государства мала, несмотря на то, что они являются более надежными и контролируемыми инструментами инвестирования, и менее зависимы от реакции финансового рынка на те или иные события [5, 6, 9].

Банковские депозиты привлекательны для НПФ тем, что их доходность выше, чем у облигаций, а также отсутствует риск волатильности. Такое выгодное сочетание надежности и доходности подталкивает НПФ инвестировать в банковские депозиты.

Для НПФ различные депозиты являются одним из наиболее значимых инструментов вложения пенсионных средств, в том числе и на длительные сроки, так как это дает возможность «пенсионному капиталу» работать для будущих пенсионеров.

В связи с развитием и преобразованием пенсионной системы России появляется необходимость нахождения ориентиров для инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (с изменениями и дополнениями). [Ресурс – информационно-правовой портал Гарант]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12111456/
  2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” (29 июля 1998 г.). [Ресурс - КонсультантПлюс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131175/
  3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями). [Ресурс – информационно-правовой портал Гарант]. Режим доступа: http://base.garant.ru/184744/9/#block_900
  4. Рыманов А. Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – № 13 (349). – С. 29-31.
  5. Институты коллективного инвестирования в РФ: ПИФы, ОФБУ,НПФ : учеб. пособие / Л. П. Давиденко [и др.]. Санкт-Петербург : Издательство С.-Петерб. гос. университета экономики и финансов, 2008. – 134 с.
  6. Бочарова И.Ю. Бенчмаркинг в корпоративном управлении //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 8. С. 31-39.
  7. Бончик, Вл.М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты / В. М. Бончик. – Москва : Дашков и Ко, 2014. – 202 с.
  8. Долина, О.Н. Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации / О. Н. Долина. – Москва : Адвансед Солюшнз, 2010. – 203 с.
  9. Хоминок, А.Н. Негосударственные пенсионные фонды в России / А. Н. Хоминок ; Смол. ин-т экономики С.-Петерб. акад. упр. и экономики. – Смоленск : Маджента, 2009. – 380 с.


Все статьи автора «tf ste»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: