Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и осуществляются с момента рождения человека и прекращаются с его смертью.
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.[1]
Все экологические права подразделяются на два вида: общие и специальные. Общие права сформулированы в Конституции РФ и Федеральном законе “Об охране окружающей среды”. Специальные права закреплены в законодательстве, регулирующем использование и охрану отдельных видов природных ресурсов и природных объектов.
Так, основными конституционными правами являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Перечень прав человека и гражданина сформулирован в главе 2 Конституции РФ.
Конституцией России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:
• судебная защита прав и свобод;
• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
• право на получение квалифицированной юридической помощи;
• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.[2]
Выделяют следующие органы защиты экологических прав граждан:
- суды;
- органы исполнительной власти;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
- общественные объединения;
- Европейский суд по правам человека.
Существует достаточно широкий перечень органов, куда могут обраться граждане в случае нарушения экологических прав. Но стоит не забывать, что в соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Но дело в том, что Конституция, а также другие законодательные акты, не определяют формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.
Содействует в реализации президенту его конституционных полномочий, как гаранта прав и свобод человека и гражданина, Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Она является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.[3]
Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в аппарате Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.
Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует возможность последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.
Все остальные способы защиты экологических прав довольно широко указаны в законодательстве и предусматривают как дисциплинарную или административную, так и уголовную ответственность. Но на практике оказывается, что происходит серьезное ущемление прав граждан именно в сфере экологии, потому что серьезно запущена экологическая ситуация в стране. Существует много экологических проблем, которые необходимо решать. Многие ученые и специалисты считают экологическую ситуацию в России кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет способностей к самостоятельному мышлению[4].
Помимо вышеперечисленной проблемы, существует и еще одна ситуация, которая тормозит процесс защиты экологических прав. К сожалению, большинство граждан, не знают о существовании своих экологических прав и обязанностей. Отсюда и возникают многочисленные разногласия с органами государственной власти. Зачастую, люди даже не знают, что они обладают определенным перечнем прав и могут обращаться в любой природоохранный орган за интересующей их информацией и объяснениями, реализуя тем самым свое право на получение информации.
Вывод: Для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо:
Во-первых, наделить комиссию по правам человека соответствующими административными полномочиями в области охраны окружающей среды. Например, выписыванием штрафов за нарушение экологического законодательства, а за неуплату штрафа можно предусмотреть и уголовную ответственность. Причем штрафовать следует не только органы исполнительной власти, но и физических и юридических лиц.
Почему это необходимо сделать? Дело в том, что многие экологические споры не увенчиваются успехом, и права граждане остаются не защищенными. А ведь речь идет не просто о каких-то материальных правах, поскольку зачастую экологические споры связаны с жизнью и здоровьем.
Из этого можно сделать вывод о том, что необходимо решать проблему на государственном уровне, прописав административные полномочия Комиссии по правам человека. При этом будет осуществляться механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.
Во-вторых, необходимо расширять знания граждан о своих экологических правах в целом. Проводить различные семинары в университетах и школах, где до подрастающего поколения доводились бы сведения об окружающей среде и своих неотъемлемых экологических правах. Это должно проводиться, как и на государственном уровне, то есть непосредственно под контролем государства, но также и на уровне негосударственных субъектов, что позволит повысить уровень правовой грамотности населения России в области экологического законодательства.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что современный правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации характеризуется отсутствием полноты и системности в законодательном закреплении правовых средств реализации экологических прав граждан и множественностью пробелов. Это затрудняет правовое регулирование отношений по предоставлению экологической информации, участию граждан в принятии экологически значимых решений, доступу граждан к правосудию в случае нарушения их экологических прав.[5]
Не стоит забывать и о том, что защита прав граждан должна осуществляться не только всевозможными организациями, но и самими гражданами. Поэтому граждане должны четко понимать перечень своих прав и уметь ими пользоваться.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№ 237); – СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в актуальной редакции) // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
- Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: Учебник для вузов. – Волгоград, 2005
- Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2005.
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 2000.
- Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав граждан в России и Германии: вопросы терминологии. //Экологическое право. 2010. № 2. С. 22-27 (0,6 п.л.).