УДК 377.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Дронова Елена Николаевна
Алтайский государственный университет

Аннотация
Автор, актуализируя вопрос профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращается к программе повышения квалификации специалистов в области реализации восстановительных практик. Анализирует профессионально-личностные ресурсы слушателей программы "Инновационные методы профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних" (мотивационные, организационные, прогностические). Показывает их влияние на снижение правонарушений в среде несовершеннолетних.

Ключевые слова: , , , , ,


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Dronova Elena Nikolaevna
Altai State University

Abstract
The author highlights the issue of prevention of child neglect and juvenile delinquency. It shows the importance of training programs for specialists in the field of restorative mediation. Analyze professional and personal resources of the audience of the program "Innovative methods of prevention of repeat offenses minors" and their impact on the reduction of juvenile delinquency.

Keywords: prevention of neglect and juvenile, professional and personal resources, training


Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н. // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/07/3920 (дата обращения: 29.09.2017).

Решение задач предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, требует от специалистов (социальных педагогов, психологов, специалистов по социальной работе и др.) знания современных подходов, технологий оперативного реагирования на причины и последствия антиобщественных действий, делинквентного поведения несовершеннолетних.
В 2015 году на базе Центра переподготовки и повышения квалификации факультета социологии Алтайского государственного университета была разработана образовательная программа «Инновационные методы профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних», направленная на развитие у субъектов системы профилактики профессиональных и специальных компетенций в новой области — восстановительный подход и медиация. Программа реализована в рамках проекта «Социальная профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних на основе восстановительного подхода» в партнерстве с некоммерческим сектором — Алтайской краевой женской общественной организацией «Отклик».
Реализации программы предшествовал отбор слушателей, мотивированных на освоение новых технологий работы с несовершеннолетними, что позволяет выстроить процесс обучения базируясь в первую очередь на внутренней мотивации специалистов и стремиться содействовать решению проблемы снижения преступности несовершеннолетних. В результате формирования целевой группы, которое осуществлялось на основе анкетирования, нам удалось выявить некоторые тенденции и потребности специалистов, которые выступают предпосылками для повышения квалификации, характеризуют их мотивационные, организационные и прогностические профессионально-личностностные ресурсы.
1. В повышении квалификации в сфере реализации восстановительного подхода и медиации большую заинтересованность проявляют представители системы образования — социальные педагоги и педагоги-психологи. На основании поданных заявок распределение выглядит следующим образом:
76,4% – образовательные организации;
7,3% – организации социального обслуживания;
5,5% – общественные социально-ориентированные организации;
подразделения по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — по 0%.
По занимаемой должности социальные педагоги составили 40%, педагоги-психологи — 20%, специалисты по социальной работе — 5,5%, иные специалисты (учителя, воспитатели, специалисты общественных организаций) — 34,5%.
2. Мотивационную составляющую заявки характеризуют ответы специалистов на вопрос: «Почему Вы решили стать участником программы повышения квалификации «Инновационные методы профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних»? Качественный анализ мотивов позволяет выделить следующие их группы:
а) «профессиональная необходимость» («актуальное направление деятельности нашей организации», «создать в колледже систему работы по данному направлению», «необходимы курсы», «…потому что работаю в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних», «необходимо для работы в школе»);
б) «перспективы» («реализация полученных ЗУН в социальной практике», «социальное партнерство с субъектами системы профилактики по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних», «являюсь практикующим медиатором, интересуюсь восстановительными практиками, планирую совместную деятельность с действующими организациям социального обслуживания»);
в) «поддержка несовершеннолетнего» («…работаю в детском доме, часто дети, поступающие в учреждение, имели опыт правонарушений, считаю важным в работе использовать инновационные методы», «часто сталкиваюсь с подобными случаями, актуальность проблемы работы с подростками», «консультирую детей и их родителей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, детей состоящих на учете в КНД»);
г) «профессиональное саморазвитие» («тема курсов актуальна для повышения моего профессионального уровня», «с целью повышения знаний», «в целях самообразования», «узнать новые формы и методы работы», «хочу работать грамотнее, продуктивнее, интереснее»).
При этом заметим, что при ранжировании частоты ответов первое место занимают мотивы профессионального саморазвития, второе — «профессиональная необходимость», третье – «перспективы» и только четвертое – «поддержка несовершеннолетнего». В этой связи актуализируется вопрос: «Как стимулировать специалистов в направлении организации профилактической работы с самим несовершеннолетним, в интересах ребенка?».
3. Чем характеризуется профилактика повторных правонарушений несовершеннолетних в организациях в настоящее время, с чем работают специалисты?
Во-первых, отметим, что, согласно поданным заявкам, профилактика правонарушений осуществляется в среднем в 75 % случаев — в 3 из 4 организаций (в 72,7% организациях). Основными технологическими направлениями деятельности специалистов являются:
- организация социально-полезной занятости, досуговое («принимаем участие в районных и краевых спортивных мероприятиях», «вовлечение во внеурочную деятельность», «игры, вовлечение в общественную жизнь», «работа в рамках клуба для несовершеннолетних, совершивших правонарушение “Преодоление”», «вовлечение несовершеннолетнего к участию во внеклассных мероприятиях, кружках, секциях»);
- посредническое/диспетчерское («ведем тесное сотрудничество с инспектором ПДН, сотрудниками МЧС, воинской части», «организация встреч с представителями правоохранительных органов», «в школе существует совет профилактики», «координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств», «сотрудничество с уголовно-исполнительной инспекцией», «организация совместных мероприятий с КДНиЗП, представителями прокуратуры, нотариальной конторы района»);
- коммуникативное («беседы с учащимися и родителями», реализуются технологии «старший брат», «виртуальный консультант», «выездной интенсив», «психолого-педагогические консультации», «проводим профилактические беседы», «посещение семьи», «метод убеждения, метод положительного примера»);
- контрольно-надзорное («организация рейдов с представителями администрации села и участковым инспектором», «закрепление шефа-наставника», «привлечение родственников к воздействию, постановка на учет, контроль»).
Реже используются инструменты таких направлений работы, как: диагностическое («проведение анкетирования», «наблюдение») и правовое («знакомство с законодательством РФ»).
В части реализации восстановительного подхода 20% заявителей указали, что в их организациях уже созданы службы примирения. Из них более 3 лет работает 27,3% служб примирения, от 1 до 2 лет — 45,5%, менее 1 года — 27,3%. Однако опыт рассмотрения криминогенных ситуаций в службах примирения нет, медиатор работает по конфликтам между подростками (100%), между подростками и родителями (36,4%), между подростками и педагогами (54,5%). Число рассматриваемых случаев — различно: до 5 случаев — рассматривается в 70% служб (7 служб), от 5 до 10 — в 20% (2 службы) и от 10 до 15 — в 10% (1 служба). Роль медиатора в службах выполняют в большинстве случаев специалисты образовательных организаций как субъекты социального воспитания — в 70% службах. В 30% служб наряду со специалистами к рассмотрению конфликтов в качестве медиатора привлекаются и школьники («председатель Суда Чести из числа учащихся 8-11 классов, избранный на Школьной конференции», «обучающиеся 10 класса»).
Оценивая готовность внедрять восстановительные практики в организациях системы профилактики, отметим, что несмотря на направленность и задачу программы повышения квалификации «Инновационные методы профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних», акцент в которой сделан на последующее создание и развитие служб примирения в своих организациях, только 70,9% слушателей на момент подачи заявки планируют после обучения развитие примирительных практик через Службу примирения, 29,1% – затрудняются с ответом.
Таким образом, предварительная диагностическая работа с потенциальными слушателями программы повышения повышения квалификации — специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет сделать следующий вывод: обучение реализации восстановительных программ и инновационным методам профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних является актуальным направлением, но его его актуальность, преломляясь через профессионально-личностную позицию специалистов, не всегда коррелирует с задачей повышения профессиональных компетенций как необходимого условия снижения уровня совершения несовершеннолетними правонарушений.



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: