УДК 352

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Мезенцева Светлана Николаевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
студент кафедры государственного и муниципального управления и права

Аннотация
На сегодняшний день, в Российской Федерации в систему предоставления государственных и муниципальных услуг активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, развивается электронное правительство. Все это делается для того, чтобы улучшить взаимоотношения между государством и обществом.
Данная статья посвящена рассмотрению деятельности многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, которые были созданы, с целью максимально упростить процедуру получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна», а также возможных перспектив дальнейшего развития подобных центром на территории Приморского края.

Ключевые слова: госуслуги, многофункциональный центр, Мои документы, Приморский край, принцип «одного окна», система предоставления государственных и муниципальных услуг, ФЦП «Электронная Россия», электронное правительство


THE ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE MULTISERVICE CENTERS’ WORK AND THE CONTEMPLATION OF THEIR FUTURE EXISTENCE IN PRIMORSKY REGION

Svetlana Nikolaevna Mezentseva
Vladivostok State University of Economics and Service
student of State and Municipal management and Law Department

Abstract
Nowadays the system of public services of Russian Federation changes because of the Information and Communication Technologies’ adaptation in it. The eGovernment is developing and creates all these things because they want to improve the relationship between the Government and the society.
This article contemplates the work of the multiservice centers that were created in the system of public services to make the process of getting the services by civilians much easier. Also the article considers possible development of these centers in the near future.

Keywords: eGovernment, Internet Russia Federal Target Program, My documens, one contact principle, Primorsky region, public services, system of public services


Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцева С.Н. Анализ эффективности деятельности и перспективы развития многофункциональных центров на территории Приморского края // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/02/3691 (дата обращения: 18.07.2023).

В январе 2002 года была официально утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия», ставившая перед собой очень много целей и задач, которые необходимо было выполнить к 2010 году.

Основной же целью программы являлось повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, а так же внедрения единых стандартов обслуживания населения. Кроме того, планировался переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти [1].  Также, государственная программа предусматривала создание особенных учреждений, так называемых многофункциональных центров, принцип работы которых строится на делегировании государством некоторых полномочий по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Данные центры стали появляться на территории Российской Федерации совсем недавно, всего несколько лет назад, благодаря принятию Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», на основе которого и были созданы, и действуют современные многофункциональные центры.

Принцип работы подобных учреждений строится на том, что они заключают договор с органами, предоставляющими государственные услуги (ЗАГС, Росреестр и т.д.), тем самым, перенимая право оказывать услуги населению на себя и играя роль неких посредников.

Также, МФЦ работают по принципу «одного окна», который заключается в том, что визит заявителя в учреждение сокращается всего до двух раз. Гражданин обращается в МФЦ, предоставляя первичный пакет документов, необходимых для какой-либо государственной услуги, сотрудники МФЦ документы принимают и уже далее формируют полный пакет документов, обращаются в необходимую инстанцию, ответственную за исполнение госуслуги, затем, получив ответ (отказ в оказании или же выполненную услугу), вызывают заявителя и ответ передают.

Таким образом, заявителю нет необходимости обращаться во все необходимые инстанции за получением услуги – все это переходит в обязанности Центра.

На данный момент, на территории Приморского края работают около 107 многофункциональных центров и территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП). Все они, кроме госуслуг, оснащены также и дополнительным оборудованием, которое тоже помогает экономить время и силы заявителей. К примеру, во всех центрах есть банкоматы, позволяющие оплатить госпошлины или иные платежи прямо на месте. Кроме того, можно сделать копии необходимых документов и даже сфотографироваться [2]. В Центрах действует система электронной очереди – в специальных аппаратах необходимо взять талончик с номерком и дождаться, когда на специальном дисплее появится порядковый номер и номер окна, в котором заявителя готов принять квалифицированный специалист. На входе в Центр заявитель сразу попадает на ресепшн, где может задать интересующие его вопросы и получить первичную консультацию. Другими словами, многофункциональные центры предлагают широкий спектр услуг, не только государственных, чтобы заявителям было максимально комфортно.

Кроме того, был создан Портал сети многофункциональных центров Приморского края, где также можно ознакомиться с перечнем услуг, которые предоставляют МФЦ каждого района, узнать адреса учреждений и номера телефонов справочных [3].

На самом деле, многофункциональные центры имеют очень хорошие перспективы развития не только в Приморском крае, но и в Российской Федерации в целом. Это очень свежее решение, которое позволяет сократить количество действий не только заявителей, но и органов, ответственных за предоставление услуг, что помогает избежать огромных очередей в коридорах, в ожидании той или иной справки. Также решается проблема огромных расстояний, особенно для малых населенных пунктов, если, к примеру, необходимый государственный орган находится в ближайшем городе, до которого ехать час или даже больше. Создание многофункционального центра в таком удаленном населенном пункте легко разрешит эту трудность.

Подводя итоги 2014 года, было выявлено, что Приморский край вошел в число регионов, которые лучше всего проявили себя при создании многофункциональных центров «Мои документы» (бренд МФЦ с 2013 года). А в конце 2015 года директор Департамента информатизации и телекоммуникаций, Илья Красильников, отметил, что более 40% жителей Приморского края имеют личные кабинеты на Едином портале госуслуг. Около 2,5 тысяч человек ежедневно пользуются услугами Центров и с начала 2015 года принято более 400 тысяч заявлений [4]. Что по сравнению с цифрами первых лет, когда практика подобных центров только зарождалась – огромный скачок вперед.

Внедрение государственных услуг в электронную систему многофункциональных центров происходит постепенно, по статистике в Приморском крае наиболее популярными оказались услуги Росреестра, замены паспорта гражданина Российской Федерации, а также комплексная услуга при рождения ребенка [5]. В действительности, на сегодняшний день, все МФЦ Приморского края обладают очень широким спектром государственных и муниципальных услуг, и их становится только больше. А в первом квартале 2016 года, планируется передать в Центры более 60 услуг в сфере социальной защиты населения.

На данный момент, созданию многофункциональных центров власть края уделяет приоритетное внимание, и это приносит свои плоды. Сеть центров «Мои документы» еще сравнительно молода, но уже, как показывает практика, имеет определенную популярность у жителей Приморского края. Единственным недостатком подобных учреждений, пожалуй, является недостаточный опыт сотрудников, но эта проблема решаема, ведь, как уже было сказано, система только развивается, и, прежде чем она окончательно установится в обществе, необходимо какое-то время.


Библиографический список
  1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» // Минкомсвязь России. 2014. URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/
  2. Справочно-информационный портал в области миграционных вопросов «ZagranGuru.ru» // URL: http://www.zagranguru.ru/mfc/
  3. Портал сети многофункциональных центров Приморского края // URL: http://mfc-25.ru/
  4. Интервью с директором Департамента информатизации и телекоммуникация Ильей Красильниковым. «Электронные технологии вышли на новую ступень» // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края (21.12.2015). URL: http://www.primorsky.ru/news/common/105431/
  5. Статья «Приморье остается лидером в сфере пользования онлайн услугами» // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края (26.01.2016). URL: http://www.primorsky.ru/news/common/106405/


Все статьи автора «Мезенцева Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: