УДК 342.9

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ, СКВОЗЬ ПРИЗМУ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН – ЧЛЕНОВ СНГ

Супонина Елена Александровна1, Долгих Игорь Петрович2
1Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент
2Независимый ученый

Аннотация
В статье авторами анализируются нормы, регламентирующие административную ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации, а также странах - членах Содружества Независимых Государств. Вносятся конкретные предложения по оптимизации административно-деликтного законодательства в указанной сфере.

Ключевые слова: административная ответственность несовершеннолетних, административно-деликтное законодательство стран - членов СНГ, возраст административной ответственности, правонарушения несовершеннолетних


LOOK AT THE PROBLEMS ASSOCIATED WITH BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF PERSONS UNDER THE AGE OF MAJORITY, THROUGH THE PRISM OF ADMINISTRATIVE-TORT LEGISLATION OF MEMBER COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Suponina Elena Alexandrovna1, Dolgikh Igor Petrovich2
1Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», candidate of legal Sciences, associate professor
2independent scientist

Abstract
In the article the authors analyze the rules governing the administrative liability of minors in the Russian Federation and member countries of the Commonwealth of Independent States. Made concrete proposals for the optimization of administrative-tort legislation in this area.

Библиографическая ссылка на статью:
Супонина Е.А., Долгих И.П. Взгляд на проблемы, связанные с привлечением к административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия, сквозь призму административно-деликтного законодательства стран – членов СНГ // Политика, государство и право. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/03/3772 (дата обращения: 12.07.2023).

Применяемая к несовершеннолетним нарушителям закона административная ответственность является формой государственного реагирования на административные деликты, совершаемые данной категорией субъектов, выраженной в применении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфической обязанностью нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных юридических мер [1, с. 49].

Из года в год вопросы, связанные с административной ответственностью несовершеннолетних, становятся все более актуальными. Причина здесь кроется не только в активизации процессов реформирования отечественного законодательства вообще и административно-деликтного законодательства в частности, но и в перманентном росте количества административных деликтов, совершаемыми детьми и подростками. При этом реакцию властей на все возрастающее число посягательств со стороны несовершеннолетних на общественные отношения, охраняемые нормами административного права, язык не поворачивается назвать адекватной.

Прискорбно отмечать, но действующий уже четырнадцатый год Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях до сего времени так и не смог внести принципиальных изменений в регулирование института административной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Мало того, из основного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы административной ответственности в России, исчезла специальная статья, посвященная административной ответственности несовершеннолетних, которая в КоАП РСФСР присутствовала (статья 14) [2].

Практическая и теоретическая значимость вопросов оптимизации российского законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, коррелирует с необходимостью их углубленного изучения на основе сложившейся за время существования КоАП РФ практики применения соответствующих норм. Проводимые в России глобальные преобразования, в том числе и в области правотворчества, неминуемо вызывают интерес к подобному же опыту зарубежных государств. Анализ аналогичного опыта, рассмотренный сквозь призму российской действительности, позволяет применять в отечественном законодательстве правовые нормы, имеющие прогрессивное, позитивное значение, и, наоборот, ликвидировать те, которые оказались контрпродуктивными и безжизненными. В первую очередь, безусловно, речь идет об административно-деликтном законодательстве государств, ранее входивших в состав СССР и являющихся ныне членами Содружества независимых государств (СНГ).

Конечно, законодательства об административных правонарушениях этих стран принципиальным образом отличаются друг от друга как в прикладном, так и в теоретическом смыслах, в том числе имеются существенные различия в законодательном закреплении оснований привлечения к административной ответственности несовершеннолетних и условий применения соответствующих норм. Вместе с тем, в условиях всеобщей глобализации все большее значение приобретает элемент унификации национальных законодательств. Последнее обстоятельство требует глубокого теоретического осмысления и изучения преимуществ и слабых сторон различных подходов к институту административной ответственности несовершеннолетних, в том числе – их сопоставления.

Сегодня в Российской Федерации наличествует целый комплекс проблем, связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности. Во-первых, это проблема юридического закрепления в КоАП РФ минимального возраста административной ответственности. Во-вторых, это несовершенство имеющейся нормативной базы административной ответственности несовершеннолетних. И, наконец, третьей проблемой являются многочисленные сложности, возникающие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Остановимся вкратце на каждой из перечисленных проблем.

В последние годы вопрос о снижении возраста, по достижении которого физическое лицо в России может быть привлечено к административной ответственности, неоднократно поднимался на всевозможных юридических форумах и в трудах видных отечественных административистов [3, с. 179]. Тем не менее, единой точки зрения на эту проблему не существует и поныне. Несмотря на обоснованные и вполне аргументированные позиции многих авторитетных российских исследователей, ратующих за изменение данной нормы, КоАП РФ в статье 2.3. до сих пор указывает, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет [4]. Однако современные исследования доказывают, что и в четырнадцатилетнем возрасте физическое лицо уже способно отдавать отчет своим действиям, в состоянии оценить противоправный характер своих поступков, а также оценить наступающие в случае привлечения его к административной ответственности негативные последствия [5, с. 201]. Анализ практики показывает динамику негативных, девиантных тенденций в молодежной среде и свидетельствует о том, что противоправное поведение несовершеннолетних изменяется, становится все более изощренным и дерзким, происходит утрата нравственных ценностей, возникает стремление к быстрому обогащению, распространяются различные формы дискриминации. Все это способствует стремительному росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации [6, с. 83]. Поэтому фактическое игнорирование со стороны государства фактов совершения административных правонарушений лицами, не достигшими 16-летнего возраста, кажется нам неоправданным.

Подобного же взгляда придерживается законодатель в Республике Беларусь, закрепивший в части 2 ст. 4.3. КоАП РБ перечень из 16 пунктов, содержащих указание на составы правонарушений, в случае совершения которых административная ответственность наступает с 14 лет. Сюда отнесены, в первую очередь, деликты, характеризующиеся повышенной степенью общественной вредности, такие как: умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия; мелкое хищение; умышленные уничтожение либо повреждение имущества; мелкое хулиганство и некоторые другие [7].

С высказанной точкой зрения коррелирует и позиция группы депутатов Государственной Думы РФ, внесших 18 декабря 2015 года в высший законодательный орган нашей страны проект федерального закона №957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий в исключительных случаях установление минимального возраста административной ответственности на уровне 14 лет [8]. Сложно сегодня говорить о том, станет ли со временем упомянутый законопроект законом, но сам факт принятия его к рассмотрению уже говорит о многом.

В административно-деликтных законодательствах остальных стран-членов СНГ по-прежнему возрастом, с которого физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, является шестнадцатилетний возраст. Более того, в Кодексе Республики Молдова о правонарушениях минимальный возраст административной ответственности определен по общему правилу в 18 лет. И только по некоторым составам возраст ответственности снижен до 16 лет (статья 16 Кодекса РМ о правонарушениях) [9].

Что касаемо второй озвученной проблемы, то ее решение авторы видят в следующем. Оптимизацию законодательства об административных правонарушениях несовершеннолетних необходимо проводить, отталкиваясь от российского уголовного права. Уже два десятилетия составной частью Уголовного Кодекса Российской Федерации является глава 14, определяющая специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. Точно таким же образом надлежит разработать соответствующую главу и в КоАП РФ. В ней должны быть определены цели административной ответственности несовершеннолетних, функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних, виды основных и дополнительных административных наказаний и процедура их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних, порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности, порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за противоправные деяния, совершенные детьми.

Подобная законодательная практика уже имеет место в Республике Казахстан. Так, составной частью Кодекса РК об административных правонарушениях является глава 9 («Административная ответственность несовершеннолетних»), состоящая из восьми статей, детально регламентирующих особенности применения административных взысканий к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, а также специфику их освобождения от административной ответственности [10].

К положительным моментам данного кодифицированного закона следует также отнести наличие в нем подробного описания мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетнему правонарушителю. Кроме того, казахский административно-деликтный закон закрепляет норму, согласно которой несовершеннолетний, на которого наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение шести месяцев со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания, а не в течение одного года, как в указано в законодательствах большинства стран СНГ.

Говоря о сложностях правоприменительной практики, возникающих в работе российских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их аналогов в странах СНГ (комиссий по делам и охране прав несовершеннолетних в Республике Азербайджан, комиссий по защите прав ребенка в Республике Таджикистан и т.п.), то необходимо, в первую очередь, отметить недостаточный профессиональный уровень членов данных комиссий, на которые возложены обязанности по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних. Специалисты отмечают многочисленные факты нарушения процессуальных норм при осуществлении производств по делам об административных правонарушениях такими органами [11, с. 10]. Во многом это связано с отсутствием у подавляющего большинства их членов юридического образования. Согласитесь, что невозможно всесторонне, в полном объеме и объективно выяснить все обстоятельства дела, а главное – разрешить его в соответствии с законом, если в составе коллегиального органа сплошь одни дилетанты.

Кроме того, объективному рассмотрению дел во многом мешает отсутствие в большинстве законодательств стран СНГ принципа раздельной кодификации материальных и процессуально-исполнительных норм, препятствующее приведению значительного нормативного массива в соответствие с современными социальными реалиями этих государств, в том числе касающихся и защиты прав несовершеннолетних. Подобным разделением на сегодняшний день может похвастаться лишь административно-деликтное законодательство Республики Беларусь, состоящее из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП РБ).

Авторы убеждены, что именно по этому пути должен идти законодатель в странах СНГ, направляя свои усилия на разработку самостоятельных кодексов, регулирующих административно-деликтные процессуальные и исполнительные отношения. С нашей позицией солидаризируется точка зрения В.Г. Татаряна и В.А. Круглова, уверенных, что подобная практика приведет к упорядочению административно-юрисдикционной деятельности многочисленных государственных органов и их должностных лиц [12, с. 56].

В конечном итоге именно такая направленность законодательного процесса будет способствовать оптимизации как всего административно-деликтного-законодательства в странах ближнего зарубежья, так и непосредственно законодательства, связанного с административной ответственностью несовершеннолетних.


Библиографический список
  1. Лобанов К.Н., Москаленко С.А. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. №1. С. 48-53.
  2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (принят ВС РСФСР 20.06.1984) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2016).
  3. Долгих И.П., Черняев Г.М., Шебанов Д.В. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. 13 марта 2014 г.: в 2 ч. Ч.2 / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 178-180.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2016).
  5. Ивакин С.В., Долгих И.П., Черняев Г.М. К вопросу о снижении возраста привлечения к административной ответственности // Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 200-202.
  6. Баранов А.Д., Дорофеева Ж.П., Меняйло Д.В. Особенности административной ответственности несовершеннолетних // Философия права. 2015. №4(71). С. 80-83.
  7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194-З (ред. от 15.07.2015) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pravo.by (дата обращения: 12.03.2016).
  8. Законопроект № 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 12.03.2016).
  9. Кодекс Республики Молдова о правонарушениях от 24.10.2008 г. №218-XVI (ред. от 29.12.2015) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.spinform.ru (дата обращения: 12.03.2016).
  10. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 г. №235-V (ред. от 22.01.2016) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399 (дата обращения: 12.03.2016).
  11. Долгих И.П. Актуальные проблемы административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. С. 7-11.
  12. Татарян В.Г., Круглов В.А. Некоторые проблемы законодательства об административной ответственности в начале XXI века и пути их решения // Юридический журнал. 2009. №2. С. 54-58.


Все статьи автора «Супонина Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: