УДК 341

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА КАК НОВЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Пащенко Илья Юрьевич
ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет"
магистрант юридического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются отдельные проблемы международного гуманитарного права, проблемы урегулирования которых назрели в настоящий период наиболее остро. Автор исследует проблемы гуманитарной интервенции и проведения гуманитарных миссий, затрагивает вопросы морали, нравственности и религии в современном международном праве.

Ключевые слова: гуманитарные миссии, медицина, международное гуманитарное право, международное право., международные организации, права человека, Право, религия


ACTUAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AS NEW THREATS TO THE MODERN INTERNATIONAL RELATIONS

Paschenko Ilya Yuryevich
Kuban State University
undergraduate of law faculty

Abstract
In article separate problems of international humanitarian law which problems of settlement have ripened during the present period most sharply are considered. The author investigates problems of humanitarian intervention and carrying out humanitarian missions, raises the questions of morals, morality and religion in modern international law.

Библиографическая ссылка на статью:
Пащенко И.Ю. Актуальные проблемы международного гуманитарного права как новые вызовы современным международным отношениям // Политика, государство и право. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/04/3852 (дата обращения: 15.07.2023).

К сожалению, неправомерное использование вооружённых сил для разрешения конфликтов – это тенденция современного миропорядка, которая усиливается. Миротворческие операции и их регулирование – исключительное право ООН, однако практика показывает, что ряд государств стремятся добиться своих геополитических целей путем применения так называемой гуманитарной интервенции.

В международном праве нет юридических понятий «гуманитарная интервенция», «многонациональные силы», как и нет четких границ их применения. Важнейшая проблема заключается в необходимости «очерчивания круга» ограничений применения силы в военных или даже в мирных условиях. Каждый конфликт индивидуален, поэтому целесообразность применения вооруженной силы должна определяться его особенностями. Но когда каждая отдельная ситуация индивидуальна и непохожа на иную, то стоит руководствоваться правилом, к использованию которого призывал Ф. Ф. Мартенс, что для любых ситуаций должно быть выработано общее правило, которое было бы понятно и очевидно для всех [1].

В ч. 4 ст. 2 Устава ООН установлено: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». При этом из указанного правила вытекают два исключения, связанные с правом на самооборону государств и с применением сил по мандату ООН в случае угрозы безопасности миру и человечеству.

Последние события показывают, что этого правила и двух исключений из него готовы придерживаться не все участники ООН. Существует мнение, которое отражает важнейшее препятствие на пути правового регулирования указанной проблемы – сами государства не заинтересованы в правовом регулировании данных категорий [2, c. 124]. В такой ситуации государства могут осуществлять гуманитарные интервенции своими контингентами для решения собственных геополитических задач.

Мандат, выдаваемый Советом Безопасности ООН на осуществление миротворческих операций, в ряде случаев является политизированным. Часто решения основаны на соображениях, домыслах и наблюдениях стран, имеющих посредственное отношение к сторонам конфликта, но при этом − не на юридических фактах.

Государства не всегда заинтересованы в осуществлении миротворческой деятельности. При этом решения Совета Безопасности ООН, основанные на главе VI «Мирное разрешение споров» Устава ООН, не связывают государства обязательствами, за неисполнение которых они несли бы ответственность. На основе этого довода возникает логичный вопрос, а что же должно побудить государства на использование миротворческого контингента, как не геополитический интерес [3, c. 299]?

Гуманитарные действия всегда имеют определенные финансовые затраты на осуществление. Миротворцы должны пройти обучение и специальный инструктаж, исходя из конкретной ситуации. Международные организации оказывают соответствующее правовое и информационное сопровождение, однако этих мер недостаточно для подготовки контингентов. Полагаем, что необходима выработка соответствующей нормативной базы, необходимой для регулирования подготовки членов миротворческих контингентов.

Важной юридической проблемой является то, что в рамках миротворческих и иных миссий ООН может произойти задержание лица, подозреваемого в совершении преступлений, с последующей выдачей Международному уголовному суду или местным властям. Международное гуманитарное право содержит обширный перечень общих правил, касающихся гуманного обращения с подобными лицами. Однако выработка стандартов, а самое главное − их обеспечение и реализация, в рамках задержания и содержания под стражей указанных лиц, является важнейшей проблемой, на которой неоднократно в своих докладах останавливались специалисты МККК на заседаниях Генеральной Ассамблеи  ООН [4]. Правовое регулирование в указанной области позволит соблюсти все международные стандарты и требования законности при надлежащей передаче лиц, подозреваемых в причастности к совершению международных преступлений.

Недавние конфликты показывают, что для обеспечения успешности проведения гуманитарных операций и действий миротворческих сил необходима четкая регламентация их деятельности. Для ее реализации активно привлекаются полицейские. Персоналу подобных миротворческих групп в рамках осуществления правоохранительных функций по защите гражданских лиц важно понимать правовые рамки, в которых они действуют. Эти рамки часто условны, даже с учетом выработанных методик по определению ролей и функций членов миссий. Существует опасность, что при превышении своих полномочий в рамках миссии по охране гражданских лиц можно не умышленно стать стороной конфликта. В Профессиональных стандартах работы по обеспечению защиты МККК, опубликованных в 2013 г., переработан масштабный опыт, однако закрепление данных стандартов в более высоком нормативном документе позволило бы усилить правовые рамки разделения функций участников миротворческих сил в целях исключения конфликта интересов или спорных ситуаций при осуществлении разнообразных миротворческих целей.

Резолюции Совета Безопасности ООН содержат формулировки «необходимо предпринять все соответствующие меры». Конкретика давно необходима современному правовому регулированию данных вопросов. К примеру, миротворцы имеют право на самооборону, однако никто не предоставит гарантию, что чрезмерная самооборона не выступит той самой «соответствующей мерой». Буквально двадцать лет назад в условиях очевидно установившегося биполярного мироустройства отсутствие конкретики в решениях подразумевало совершение справедливых и равноправных действий от лица всего мирового сообщества в условиях взаимного сдерживания. Сегодняшняя обстановка на международной арене требует ухода от абстрактных и обобщённых формулировок.

В условиях современных вооруженных конфликтов, вспыхивающих на карте по всему миру, особо чувствуется проблема усиления внимания к нормативному массиву, регулирующему оказание помощи в зоне боевых действий. Безусловно, внушительный перечень международных актов, принятых начиная с 1864 года, свидетельствует о том значении, которое придаёт международное сообщество и, в первую очередь, Международный Комитет Красного Креста (далее – МККК) данной проблеме.

Медицинские службы и гуманитарные организации нередко испытывают сложности при осуществлении своей деятельности в условиях военной обстановки. Так, характер их деятельности даже под эгидой и защитой международного гуманитарного права не исключает риск для жизни и здоровья сотрудников миссии, бесперебойных поставок медикаментов и средств для осуществления гуманитарной деятельности, а также невозможность моментально решать оперативно-организационные мероприятия при оказании медпомощи и даже при эвакуации персонала. Исторический аспект показывает, что часто помощь оказывается не в специализированных помещениях, а в полуразрушенных зданиях, что негативно сказывается на осуществлении медикаментозного вмешательства врача. При осуществлении международных миссий нередки проблемы, связанные с затруднительным поиском лиц, пропавших без вести, отсутствие поддержки со стороны местного населения на определенной территории осуществления миссии, воспрепятствование доступа к местам боевых действий.

«Новые» конфликты на Ближнем Востоке показывают, что проблемы в оказании своевременной, точечной и комплексной медицинской помощи актуальны и существуют до сих пор в рамках этико-религиозной культуры местного населения. Религиозные и духовные установки часто в мусульманском и ином религиозном обществе не сочетаются с уровнем и достижениями современной медицины. Большинство религиозных конфессий накладывают ограничения на меры оказываемой медицинской помощи пострадавшим от боевых действий.

В период военных конфликтов медицинская помощь, а также последующее стационарное лечение подразумевают принятие пациентом определенного спектра лекарств в зависимости от полученной травмы или ранения. Как правило, это обезболивающие препараты, имеющие в своем составе наркотические или иные психовоздействующие компоненты. Осуществление врачебных манипуляций подразумевает нередко прием специального рациона определенной пищи. При этом оказание экстренной помощи пациенту врачом, даже исходя из признаков пола, может вызвать этико-религиозные трудности в дальнейшем проведении лечения.

Достижения современной медицины и тенденции развития этики в отдельных регионах мира, а также религиозные традиции и обычаи наиболее опасно сталкиваются в рамках оказания продолжительных реанимационных процедур и с последующим осуществлением интенсивной терапии. Медико-технические средства способны поддерживать жизнь в человеке на протяжении многих лет. При этом человек может жить физически, но не иметь возможности как-либо осознанно принимать участие в общественной жизни, находясь в состоянии комы. В данном случае религиозные постулаты выступают однозначно против подобной «искусственной жизни». Поддержание жизни пострадавших может затянуться на долгие годы. Зато религия, безусловно, будет заинтересована в поисках ответа на вопрос: угодна ли такая жизнь высшим силам или противна их природе?

Хельсинская декларация Всемирной медицинской организации содержит положение, одобряющее последующее применение интенсивной терапии даже в случае наблюдения у человека незначительных частичных улучшений общего состояния. Моральная оценка грани между физической жизнью и иным состоянием не столь очевидна даже для медицинских работников. Абсолютный характер права на жизнь, являющегося естественным правом, подталкивает нас к мысли, что существует необходимость сохранения жизни такому пострадавшему лицу.

Как показывает практика работы МЧС России и их гуманитарных контингентов в зонах боевых действий, практически половина всех конфликтов между пациентами и врачами возникает на фоне религиозных различий [5, c. 22].

МККК ведет активную работу по имплементации норм гуманитарного права в национальные правовые системы стран мира. Однако имплементация правовых норм не всегда приносит ожидаемый эффект в силу ментальности населения различных государств. В государствах с ярко выраженной религиозной основой общественной жизни международное гуманитарное право не всегда воспринимается населением. Повышение уровня правовой культуры населения и правовое образование, контакт с духовными лидерами позволят успешнее и эффективнее реализовывать цели и задачи международного гуманитарного права.

Грань между религией и гуманитарным правом до настоящего времени остается малоизученной. Международное право, как правило, не вмешивается в сферу религии, которая может являться достаточно интимной сферой для определенного общества. Подобное послабление международного гуманитарного права, имеющего наиболее высокие, чистые и благие цели, не в полной мере позволяет ему развернуться и всеобъемлюще регулировать общественные отношения.

Право, не допуская какую-либо дискриминацию по различным признакам, не всегда взаимодействует с религиозными устоями и традициями. Подобное требует нормативного урегулирования, ведь, как право, так и религия, служат одной общей благородной цели. Отступление от религиозных постулатов в исключительных случаях в условиях необходимости оказания медицинской помощи, подкрепленное правовым регулированием международного гуманитарного права, способно спасти множество жизней в продолжающихся и будущих военных конфликтах.

Образование населения и просветительская работа в рамках распространения сведений о медицинских контингентах и осуществляемой ими деятельности позволит более эффективно оказывать помощь медицинскими сотрудниками населению, которое не будет в первую очередь озадачено религиозными постулатами.


Библиографический список
  1. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / В. А. Томсинова. – М. 2006.
  2. Скулаков Р.М. Гуманитарная интервенция и миротворческая операция как инструменты предотвращения вооруженных конфликтов (о некоторых современных военных проблемах международного права). // Военное право. 2015 № 1. С. 124 – 132.
  3. Зверев П. Г. Устав Организации Объединенных Наций и проблемы применения силы в миротворческих операциях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014 № 10. С. 299–301.
  4. Операции по поддержанию мира: заявление МККК в ООН, 2015 г. // [Электронный ресурс] URL: https://www.icrc.org/ Дата обращения 20.02.16 г. 20:00.
  5. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Якиревич И.А. Этические и правовые проблемы оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях // Медицинское право. 2008№4. С. 22 – 27.


Все статьи автора «Пащенко Илья Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: