Местный уровень власти – это самый близкий и доступный путь гражданина к решению своих жизненных проблем. Насколько хорошо муниципалитет выполняет свои функции можно судить по элементарным показателям – свет, газ, бесперебойное водоснабжение, подача тепла. Именно в этом и заключается главная задача государства - слаженная работа местного самоуправления.
На международном уровне понятие «местное самоуправление» было закреплено в 1985 году, когда была принята «Европейская хартия о местном самоуправлении» В п.1 ст.3 Хартии говорится: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправлении регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».(1) Следовательно, без реформирования органов местной власти нельзя добиться обеспечения действенности государственной власти. Именно на местном уровне происходит осознание населением ответственности за свою судьбу. Необходимо активное участие и заинтересованность местного электората в осуществлении своего права на местное самоуправление. Для этого необходимо наличие организационных структур – референдумов, сходов, конференций. Муниципальная деятельность строиться на сочетании местных и государственных интересов, гармоничного их взаимодействия. После принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты РФ и органы местного самоуправления выполнили все предписания переходных положений закона. Существенно изменена структура органов местной власти, все соответствующие законы претерпели внесение изменений. Прошло определенное время и можно посмотреть на это со стороны. Стремление государства сделать местное самоуправление полноправным институтом понятно, но нужно преодолеть еще ряд проблем. При реализации данной реформы нужно учитывать особенности культуры местного населения, его менталитет. В некоторых городских поселениях до сих пор не приведен в соответствие с данным законом устав и другие нормативные акты. Происходит это либо в силу правовой неграмотности, либо из-за низкого уровня политической культуры населения. Необходимо четко определить полномочия муниципальных образований, а не прикрываться размытыми формулировками. Большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. В бюджетной системе муниципальные образования не в силах решить самостоятельно свои проблемы, они так и остались несостоятельными – дотационными, поэтому требуется бюджетное реформирование. Несомненно, введенные поправки в налоговый и бюджетный кодекс помогут работе муниципалитетов, но нужно время. Происходит превышение расходов местного самоуправления над доходной базой местных бюджетов. Как бы государство не обязывало муниципальные образования оптимизировать свои расходы, денег все равно не хватает на решение проблем местного значения. Если район слабый, то о каком развитии доходной базы может идти речь. Главная задача состоит в том, чтобы муниципалитеты сделать финансово независимыми, самостоятельными. Но пока этого достичь не удается.
Местное самоуправление выполняет и часть государственных полномочий, следовательно, ответственности перед государством уделяется большее внимание, чем ответственности перед населением. Чтобы данный закон работал эффективно нужно создать благоприятные условия – ограничить постоянный государственный контроль. Например, органы государственной власти субъекта напрямую влияют на назначение главы администрации, если этот глава нанимается по контракту. Государственное регулирование не должно ограничиваться определением общих принципов организации, а контроль – вопросами исполнения государственных полномочий, ведь многие функции осуществляемые местным самоуправлением носят общегосударственный характер. Контроль работы местного самоуправления нужен только тогда, когда он способствует эффективности местного управления и защите граждан от злоупотребления местных органов. (2)
Новая модель местного самоуправления, безусловно, будет работать, даже, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в стране. Муниципальным органам дается экономическая и финансовая свобода. Граждане получают еще больше самостоятельности в решении местных вопросов. Произошло четкое разграничение полномочий между различными уровнями власти.
Библиографический список
- Европейская Хартия о местном самоуправлении // Местное самоуправление: нормативная база. М: Деловой Альянс. – 1998г. – С. 4.
- Яшин В.В. Некоторые проблемы и пути развития местного самоуправления на современном этапе // Ленинградский юридический журнал. – 2005. – №1. – С.107.