УДК 35.07(83):004:303.442.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАБРИК МЫСЛИ» В РЕСПУБЛИКЕ ЧИЛИ И ИХ РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Макарова Елена Игоревна
Фонд Президентов Украины НБУ им. В.И. Вернадского
младший научный сотрудник

Аннотация
В данной статье на примере основных информационно-аналитических центров Чили рассматривается роль «фабрик мысли» в поддержке органов государственного управления. Проводится общий анализ аналитических центров Чили и их деятельности, в частности, формирования идей и мыслей общества, которые бы влияли на принятия решений в государственной сфере.

Ключевые слова: политическая деятельность


THE POLITICAL ACTIVITY OF THINK TANKS IN THE REPUBLIC OF CHILE AND IT’S ROLE IN THE POLICY MAKING

Makarova Elena Igorevna
Fund of the Presidents of Ukraine in Vernadsky National Library of Ukraine
Junior research fellow

Abstract
This article delivered to the role of Think Tanks in the support of government in case of the major clearing houses in the Republic of Chile. It was conducted a general analysis of analytical centers of Chile and their activities, in particular, the formation of the ideas and thoughts of society that would influence on the decision-making in public sphere.

Keywords: political activity


Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Е.И. Организация политической деятельности «фабрик мысли» в Республике Чили и их роль в поддержке органов государственного управления // Политика, государство и право. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/03/2753 (дата обращения: 12.07.2023).

Социально-экономическое и политическое развитие страны невозможно без глубокой интеллектуальной работы, направленной на выявление серьезных проблем в обществе и прогнозов его развития. В современном мире эффективными институтами стратегического интеллектуального обеспечения стали так называемые «фабрики мысли» [1]. «Фабриками мысли» (англ. Think Tanks) принято называть публичные институты, осуществляющие консультирование по государственным и корпоративным контрактам, как правило, в области политического производства и оценки возможных социально-экономических последствий политических решений. Интеллектуальная продукция этих организаций — прикладная политическая экспертиза, исследования и аналитика, а также фундаментальные теоретические труды [2]. Как правило, деятельность этих организаций направлена на стратегическое формирование целей, основанное на определенных представлениях о желаемых социально-экономических и политических результатах. Это позволяет политикам и обществу принимать решения на основании предоставленной этими институтами информации.

Аналитические центры реализуют оригинальные исследования и образовательные программы, направленные на обучение и оказание воздействия на политиков и лиц, формирующих общественное мнение по широкому кругу экономических, социальных, политических, экологических вопросов и проблем безопасности. Кроме того, они выступают инструментом общественного контроля, а, следовательно, влияют на цели и ценности общества. Среди направлений деятельности информационно-аналитических центров, которые касаются проблем участия общественности в государственном управлении можно выделить три ключевых: 1) сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления с целью разработки управленческих решений согласно компетенции этих органов; 2) повышение уровня владения информацией населения относительно их прав и свобод, актуальных проблем социально-политического развития и восприятия реализации механизмов общественного участия; 3) сотрудничество между аналитическими центрами с целью координации собственной деятельности [1].

«Фабрики мысли» начали появляться в США в начале ХХ века как университетские структуры, разрабатывающие правительственные программы. Их задачей было изучение общественного мнения, национальных и геополитических проблем, научных и промышленных разработок. Первым Центром стал The Brookings Institution, основанный в 1918 году. В задачу Центра входило изучение экономики, международных отношений и вопросов государственного устройства. The Brookings Institution и поныне считается одной из самых уважаемых «фабрик мысли». Толчком для нового этапа развития «фабрик мысли» начавшегося в 70-е годы, стала консервативная революция. В это время «фабрики мысли» стали развиваться по всему миру и с каждым годом их становится все больше, а круг их задач и направлений деятельности расширяется. На данном этапе развития, по политической ориентации, «фабрики мысли» принято разделять на политически ангажированные (Think Tanks при политических партиях и движениях) и политически независимые. Учитывая их влияние на общественно-политические, экономические и другие процессы, Think Tanks причисляют к «пятой власти» (после законодательной, исполнительной, судебной и СМИ)

В России и Украине развитие информационно-аналитических центров с каждым годом набирает обороты. Согласно международному рейтингу университета Пенсильвании в 150-ке лучших «мозговых» центров («фабрик мысли»), работающих за пределами США, Россия представлена 12 центрами, а Украина – 5 организациями. Кроме того, лучшей организацией Центральной и Восточной Европы в течение нескольких лет называют московское представительство Центра Карнеги. Всего в рейтинг вошло семь российских организаций – Московский центр Карнеги, Институт США и Канады (ИСКРАН), Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), Институт современного развития (ИНСОР), фонд «Информатика для демократии» (ИНДЕМ), ПИР-Центр и Институт экономического анализа. Еще одна российская организация – Институт демократии и сотрудничества – попала в список так называемых фантомов, то есть формально независимых исследовательских центров, которые на деле служат рукой правительств [3]. Из украинских аналитических центров в рейтинг попал Центр Разумкова, занявший 56-е место, он занял также 83-е место среди 150 лучших аналитических центров всего мира. А в категории лучшая «адвокационная кампания» 51-е место получил украинский Независимый центр политических исследований. Также в списке лидеров среди аналитических центров Центральной и Восточной Европы Украинский Центр Разумкова занял 8-е место, Киевский национальный университет имени Вадима Гетьмана – 35-е место и Международный центр перспективных исследований – 43-е место [4]. Исследование осуществляет программа аналитических центров и гражданского общества под руководством Джеймса МакГанна на основании опроса более 1500 исследователей, журналистов, представителей общественных и международных организаций из 120 стран, чья работа тесно связана с «фабриками мысли». Всего в исследовании оценивались 6545 центров из 182 стран. Критики рейтинга отмечают, что его оценки свидетельствуют не столько о достижениях организации, сколько о ее популярности. Впрочем, на сегодня этот рейтинг является единственным общемировым рейтингом «мозговых центров» [3]. Кроме попавших в рейтинг, в России и Украине сформирована широкая сеть аналитических центров, которая охватывает практически все большие города. Ядро «мозговых» центров находится в столице, в Москве и Киеве, соответственно. Аналитические центры создаются при крупнейших вузах, научных и публичных библиотеках. Кроме того, в этих странах действуют аналитические центры структур бизнеса, политических партий, олигархов.

Актуальность развития и эффективного функционирования информационно-аналитических центров России и Украины обуславливают необходимость изучения позитивного мирового опыта в этом направлении. В качестве примера хочется остановиться на успехах развития информационно-аналитических центров в Латинской Америке, в частности в Республике Чили. Так как демократизация Республики Чили, как и Украины и России, началась в конце XX века, что повлияло и на развитие информационно-аналитических центров, становится актуальным изучения «фабрик мысли» Республики Чили.

Появление и развитие аналитических центров в Чили – явление недостаточно исследованное. Как и в большинстве стран Латинской Америки, «фабрики мысли» Чили начали формироваться с конца 1970-х годов, во время установления новой институционной культуры, которая связала аналитические центры с политической деятельностью. На этом этапе аналитические центры формировались благодаря усилиям ученых, интеллектуалов, исследователей, которые в условиях военной диктатуры были уволены из университетов. Значительная часть их работы заключалась в попытках найти объяснения происходящему в стране [5].

С начала 1990-х годов в чилийском обществе растет число новых организаций, целью которых является распространение идей, ориентированных на политику государства. В большинстве случаев эти группы прямо или косвенно связаны с политическими или деловыми кругами, иногда и смешанными. Их основной целью является не прямое воздействие на социальную реальность, а высказывание и формирование идей и мыслей общества, которые бы влияли на принятия решений в государственной сфере. Эти организации в основном не связаны с социальными движениями, которые работают в непосредственной близости от политической системы. Напротив, эти функциональные группы поддерживают идею «рыночной демократии», хотя и действуют методами, заимствованными из академических кругов и сочетают их с тактикой рекламной коммуникации. Аналитические центры Чили являются некоммерческими организациями, но это не означают, что они работают на добровольной основе, как это происходит со многими организациями, связанными с социальными движениями. «Фабрики мысли» состоят почти исключительно из профессионалов, нанятых «обдумывать» государственную политику и влиять на процесс принятия решений, что, само собой, влечет значительные экономические затраты. На данный момент одной из главных проблем является именно количество и формы финансирования этих организаций. В Чили они имеют статус частных некоммерческих, поэтому они не обязаны раскрывать свои счета и балансы, а, следовательно, можно получить только информацию, которую они откроют добровольно.

Только с 2000-го года появилось несколько организаций, которые используют определенную политическую платформу, что выходит за рамки традиционного аналитического центра. Некоторые социал-демократические организации, такие как «Проект Америка» (“Proyect América”) и «Демократия и развитие» (“Democracia y Desarrollo”), например, связаны с бывшим Президентом Риккардо Лагосом, или «Ярмарка Чили», близкая к Независимому демократическому союзу (Unión Democrática Independiente, UDI). Они являются частью новых организаций, которые позиционируют себя как информационно-аналитические центры.

Как уже говорилось, большинство из этих групп, хотя и считаются независимыми в отношении конкретной партии, но имеют определенные интересы и тенденции, которые по идеологическим соображениям мы можем разделить на 3 категории: 1) «консерваторы» (“Conservadores”) (в том числе те, которые определяются как либерально-консервативные); 2) «либеральные демократические христиане” (“Liberales socialcristianos”) (вероятно, наиболее сомнительная категория, куда входят учреждения близкие как к христианским демократам, так и к либералам); 3) «прогрессивные либералы» (“Liberalessocialcristianos) (в данном случае делается акцент на социал-демократах, склонных к большему вмешательству государства, и широкий спектр светских либералов) [6].

Среди аналитических центров, которые определяются как «консервативные» и ассоциируются в Чили с политическим правом, дерегулированием экономического либерализма, консерватизмом и интересами крупных компаний, можно выделить следующие:

  • Центр изучения общественного мнения (Centro de Estudios Públicos (CEP));
  • Институт свободы и развития (Instituto Libertad y Desarrollo (ILD));
  • Институт свободы (Instituto Libertad);
  • Фонд Хайме Гусмана (Fundación Jaime Guzmán);
  • Фонд мира граждан (Fundación Paz Ciudadana);
  • Фонд будущего (Future Foundation) [5].

К «фабрикам мысли» «либеральной социал-христианской группы» можно отнести организации, которые близки к христианским демократам и корпоративным социальным христианам, а также организации, которые считаются либеральными и не полностью разделяют экономическое наследие военного режима [5]. К этой группе можно отнести следующие аналитические центры:

  • Корпорация исследований Латинской Америки (Corporación de Estudios para Latinoamérica (CIEPLAN));
  • Фонд справедливости и демократии (Fundación Justicia y Democracia);
    • Центр по изучению развития (Centro de Estudios del Desarrollo (CED));
  • Центр по изучению современной действительности (Centro de Estudios de la Realidad Contemporánea (CERC));
  • Объединение Время (Corporación Tiempo 2000);
  • Фонд Фрея (Fundación Frei);
  • Институт Хорхе Аумада (Instituto Jorge Ahumada) [5].

Аналитические центры «Прогрессивных либералов», или, как их еще можно назвать – социал-демократов, как правило, защищают рыночную модель экономики, не исключая государство как важнейший компонент экономического регулирования. Основным отличием от предыдущей группы является их уровень либерализма и светскости [6]. Изначально ориентированные на левоцентристскую политику (обновленный социализм), эти организации имеют существенные различия касательно развития экономики. Основными «фабриками мысли» этой группы являются:

  • Фонд Чили 21 (Chile 21);
  • Обширная корпорация (Corporación Expansiva);
  • Проект Америка (Proyect América);
  • Демократия и развитие (Democracia y Desarrollo) [5].

Остановимся более детально на некоторых наиболее известных информационно-аналитических центрах каждой группы.

Центр изучения общественного мнения (CEP) направлен на исследование общественного мнения и принятие решений, основанных на личных свободах, праве на собственность, и демократии как мирной и стабильной формы государственного управления [7]. Основанный в 1980 году, CEP является частной, некоммерческой организацией академического характера, посвященной общественным вопросам. Ее целью является изучение и распространение ценностей, принципов и институтов, лежащих в основе свободного общества. С момента своего создания, CEP концентрируется на обсуждении основных вопросов национального значения. Обзор публикаций центра позволяет проследить интеллектуальную эволюцию последних лет в Чили. Нет никаких серьезных спорных моментов, которые не были бы конструктивно и глубинно исследованы. Кроме того, все публикации являются авторскими, т.е. автор несет полную ответственность за их содержание [7]. Эта организация является центром идей и информации, представляющих интерес общественности [5]. Благодаря всему этому, CEP считается серьезным, сбалансированным и ответственным академическим учреждением. Кроме того, Центр изучения общественного мнения входит в 30-ку лучших «фабрик мысли» мира, согласно Международному рейтингу «мозговых» центров университета Пенсильвании.

Корпорация исследований Латинской Америки (CIEPLAN) является частной некоммерческой организацией, которая начала свою деятельность в 1976 году, с целью внести вклад в государственную политику Чили и Латинской Америки. Из ее рядов вышли главные создатели стратегии экономического роста и социального равенства, а также инициаторы открытия Чили для мировой торговли, начавшееся в 1990-х годах [8]. CIEPLAN признан исследовательским центром, который оказал заметное влияние во время восстановления демократии в Чили [8]. Действительно, CIEPLAN принимал активное участие как в создании экономических предложений и государственной политики, так и в формировании сети исследователей, которые занимали высокие политические должности в Чили в период между 1990 и 2010 годами. И в самом деле, четыре из пяти министров финансов этого периода, формировались как исследователи в учебном центре CIEPLAN. В настоящее время Корпорация исследований Латинской Америки обладает командой профессионалов в различных дисциплинах, которая выполняет сравнительные исследования по вопросам демократии и развития, экономического и социального единства в Чили и Латинской Америки [9]. CIEPLAN концентрирует свои исследования, анализ и обсуждения на четырех стратегических аспектах:

  1. Стратегия развития и экономики;
  2. Укрепление демократии;
  3. Социальная сплоченность в Латинской Америке;
  4. Законодательное консультирование в Чили [8].

Кроме того, специалисты CIEPLAN регулярно проводят исследования таких областях как качество и конкурентоспособность высшего образования или анализ влияния небезопасности граждан в Латинской Америке. С момента своего создания CIEPLAN была профинансирована на проектной основе многосторонними организациями, учреждениями и фондами. На современном этапе развития поддержку оказывает Всемирный Банк, Программа Организации Объединенных Наций по Развитию и Европейское Сообщество. Как и в прошлом, CIEPLAN работает над консолидацией нового поколения экспертов в области политики общественности, разделяющих ценности демократии, свободы и солидарности [8].

Фонд Чили 21 стремится представлять взгляды прогрессивного мышления в Чили. Этот фонд появился в 1992 году в результате объединения группы людей и институтов с целью обеспечения пространства для размышлений, анализа и разработки прогрессивной мысли [9]. До 2000 года его возглавлял бывший президент Республики Рикардо Лагос Эскобар. Фонд Чили 21 работает над усилением левых и прогрессивных мыслей в диалоге со всеми политическими секторами, без исключений [9]. На сегодняшний день, Чили 21 стал одним из основных центров политической мысли как в Чили, так и в регионе [5]. Он укрепляет свое международное присутствие, состоя в Сети Прогрессивного Фонда Южного Конуса (la Red de Fundaciones Progresistas del Cono Sur), которая способствует эффективной региональной интеграции. В состав этой Сети входят: Фонд Perseo Abramo (Бразилия); Центр политических и социальных исследований (Аргентина) – Centro de Estudios Políticos y Sociales CEPES и Фонд Liber Seregni (Уругвай). С 2006 года под их управлением проходит Ежегодный прогрессивный форум, на котором обсуждаются проекты прогрессивизма, сконцентрированные на странах Южного Конуса, и связанные с прогрессивными взглядами Европы и США [9]. Начиная с 2011 года, проходит семинар, сфокусированный на ключевых аспектах прогрессивного мышления, отражающего опыт и личностно-ориентированные практики союзных правительств в регионе. Фонд Чили 21 способствует продвижению идей прогрессивного мышления путем проведения национальных и международных семинаров, симпозиумов, научных исследований, исследований и публикаций, а также распространению ценностей демократического социализма и поиска политических альтернатив неолиберализму. Его работа строится на программах, ориентированных на такие проблемы, как: качество демократии, всестороннее развитие, социальные права, защита окружающей среды, права коренных народов, гендерное равенство и международная политика и т.п. Среди наиболее важных идей, разрабатываемых Фондом Чили 21, можно выделить:

  1. Развитие и разработка программных предложений для новой Чили;
  2.  Необходимость достижения прогресса в области социальной политики в контексте социальной защиты и гарантии прав;
  3. Подготовка молодых прогрессивных деятелей;
  4. Поощрение гендерного равенства во всех сферах общественной жизни [9].

Таким образом, на сегодняшний день для распространения идей в сфере государственного управления используются различные инструменты и информационные ресурсы. Исторически складывалось так, что университеты, элита и политические партии выполняли эту роль. Тем не менее, с конца 1970-х годов начинает распространяться особый тип организаций – так называемые «фабрики мысли», которые представляют собой фонды, исследовательские центры или частные корпорации, которые служат лабораториями для создания механизмов влияния на государственное управление. Вслед за американскими «фабриками мысли», эти организации стали широко распространяться по всему миру, особенно после падения Берлинской стены. И Чили не стал исключением.

Начиная с конца 1970-х годов, в Чили растет количество «фабрик мысли». На сегодняшний день ни одна из амбициозных политических партий, течений или организаций не может позволить себе прекратить работу или консультации с существующими информационно-аналитическими центрами. Особенно это касается тех центров, которые не определяются как политические группы, а представляют идеи гражданского общества, заинтересованного во влиянии на государственную политику. К таким центрам можно отнести Центр изучения общественного мнения, Корпорацию исследований Латинской Америки и организацию Чили 21.

В целом, если политическую систему рассматривать как зону ограниченного доступа, где работает «фабрика мысли», и где каждая группа пытается навязать свои взгляды, то роль аналитических центров значительно возрастает. И аналитические центры уже выступают не только  консультантами или генераторами идей, но и могут влиять на определенный круг лиц, способных принимать решения, и в этом случае их идеологический нейтралитет может подвергаться серьезным сомнениям. Чили как раз и является прекрасным примером страны с растущим числом информационно-аналитических центров, которые участвуют в формировании государственной политики. В то же время там существует и некоторая непрозрачность в идеологической определенности их интересов, финансировании и реальном уровне влияния.


Библиографический список
  1. Сытников А.П. Функции и направления деятельности «фабрик мысли» в политической жизни стран // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – М., 2010. – № 2. – С. 66-79.
  2. Присяжна Л.В. Бібліотеки як центри інформаційно-аналітичної підтримки органів державного управління // Збірн. мат. третьої міжн. наук. конф. мол. уч. – 17 травня 2012. С.135-138.
  3. Составлен первый международный рейтинг “мозговых центров”. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005717(дата обращения: 15.01.2015).
  4. Наконечна Д. 11% «мозкових центрів» України потрапило до списку найкращих аналітичних центрів. URL: http://gurt.org.ua/news/recent/21172/ (дата звернення: 14.01.2015).
  5. Moreno M. Think tanks en Chile: Estilos y prácticas tecnocráticas en la formación de políticas // Revista Enfoques: Ciencia Política y Administración Pública. – Santiago de Chile, 2010. – Vol. VIII. – №12. – pp. 103-125.
  6. Gárate M. Think Tanks y Centros de Estudio. Los nuevos mecanismos de influencia política en el Chile post-autoritario. URL: http://nuevomundo.revues.org/11152 (дата обращения: 14.01.2015).
  7. Centro de Estudios Públicos, Chile. URL: http://www.cepchile.cl/dms/lang_1/home.html (дата обращения: 14.01.2015).
  8. Corporación de Estudios para Latinoamérica, CIEPLAN. URL: http://www.cieplan.org/ (дата обращения: 14.01.2015).
  9. Fundación Chile 21. URL: http://www.chile21.cl/ (дата обращения: 14.01.2014).


Все статьи автора «Макарова Елена Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: