УДК 343.852

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Сорокин Михаил Владимирович1, Сорокина Ольга Евгеньевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора
2Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых Юридический институт, ассистент кафедры теории и истории государства и права

Аннотация
В статье на основе анализа норм федерального законодательства и ведомственных нормативных актов выявлены пробелы в законодательстве связанные с обеспечением антитеррористической защищенности объектов уголовно-исполнительной системы в случае угрозы совершения террористических актов на объектах исправительных учреждений и предложены пути совершенствования оперативно-служебной деятельности подразделений безопасности (режима).

Ключевые слова: антитеррористическая защищенность, объекты уголовно-исполнительной системы


ANTITERRORIST PROTECTION OF OBJECTS THE PENAL SYSTEM

Sorokin Mihail Vladimirovich1, Sorokina Olga Evgenevna2
1Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, senior lecturer of the chair of regime and supervision
2Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs, Law School, assistant of the chair theory and history of state and law

Abstract
On the basis of analysis of the norms of federal legislation and departmental regulations identified gaps in the legislation related to the provision of counter-terrorism security of objects of the correctional system in the event of threats to commit terrorist acts on objects prisons and suggested ways to improve the operational performance security units.

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Антитеррористическая защищенность объектов уголовно-исполнительной системы // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/11/3575 (дата обращения: 12.07.2023).

В современных условиях приходится констатировать о возросшей угрозе совершения террористических актов на территории Российской Федерации. Объектами совершения рассматриваемых преступных посягательств могут выступать и режимная (прилегающая) территория исправительных учреждений, а также следственных изоляторов[1] уголовно-исполнительной системы. Целью совершения террористических актов могут выступать:

  1. Значительные человеческие жертвы среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на ограниченной (замкнутой) территории исправительных учреждений.
  2. Нанесение материального ущерба.
  3. Дестабилизация деятельности (оперативной обстановки), как в самом исправительном учреждении, так и на территории субъекта Российской Федерации.
  4. Массовые (групповые) побеги из-под охраны (надзора).
  5. Захват вооружения, специальной техники, специальных средств, средств связи, хранящейся на складах, комнатах хранения оружия.
  6. Паника среди гражданского населения.

Кроме того, проведенный нами анализ криминологической характеристики лиц, содержащихся в ИУ, свидетельствует о возможной попытке совершения террористического акта с целью освобождение лидеров (участников) террористических и экстремистских организаций.

Количество подозреваемых (обвиняемых), осужденных, содержащихся в ИУ за преступления террористического характера[2]

2010

2011

2012

2013

2014

1-ое полугодие 2015

исправительные колонии

754

772

825

742

814

837

воспитательные колонии

0

1

0

0

0

0

тюрьмы

36

17

37

30

45

49

СИЗО (вместе с ПФРСИ[3])

195

161

289

183

191

181

Количество подозреваемых (обвиняемых), осужденных, содержащихся в ИУ за преступления экстремистской направленности[4]

2010

2011

2012

2013

2014

1-ое полугодие 2015

исправительные колонии

249

235

276

277

290

305

воспитательные колонии

1

0

0

0

0

1

тюрьмы

8

1

1

1

2

4

СИЗО (вместе с ПФРСИ)

115

45

72

61

105

95

Из приведенных выше данных Федеральной службы исполнения наказаний видно, что в последнее время отмечается рост количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за совершения преступлений террористического и экстремистского характера, что в совокупности с внешнеполитической ситуацией свидетельствует о необходимости принятия конкретных правовых и организационных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объектов ФСИН России.

В ходе проведенного нами анализа законодательства по противодействию терроризму мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, законодатель уделяет пристальное внимание правовому регулированию деятельности органов государственной и исполнительной власти, направленной на противодействие террористической угрозе и действиям в случае совершения рассматриваемых противоправных действий. В настоящей момент оперативно-служебную деятельность ФСИН России по антитеррористической защищенности регламентируют следующие федеральные и подзаконные нормативные акты: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы».

Во-вторых, на ведомственном уровне, пока организация деятельности структурных подразделений учреждений и органов УИС не нашла своего четкого правового регулирования. В приказе Минюста России от 05.12.2014 № 233-дсп «Об утверждении Инструкции по подготовке уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» нашел свое законодательное закрепление только незначительный аспект связанный с антитеррористической деятельностью, а именно:

- действия дежурного помощника начальника учреждения (ДПНК, ДПНСИ, ДПНТ), оперативного штаба, элементов группировки, связанные с освобождением лиц, захваченных и удерживаемых в качестве заложников на объектах УИС;

- действия при отражении вооруженного нападения на учреждение (объекты) УИС;

- закреплены сигналы оповещения взаимодействующих органов, предусматривающие сбор членов оперативного штаба в субъектах Российской Федерации и их группировок, сил и средств, привлекаемых к  участию в предупреждении и пресечении преступлений террористического характера. Выделение сил и средств УИС проводится в соответствии с приказами оперативных штабов в субъектах Российской Федерации с учетом планов проведения контр террористических операций.

В ведомственном законодательстве отсутствует нормативное закрепление алгоритма конкретных действий, на первоначальном этапе, по обеспечению безопасности. В связи с этим нами разработан и предлагается для включения в локальные акты меры и мероприятия, которые необходимо осуществлять в исправительном учреждении в зависимости от уровня возникшей террористической опасности.

При принятии председателем антитеррористической комиссии решения об установлении «синего» уровня террористической опасности на территории, где дислоцировано исправительное учреждение необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. Оперативно-розыскные мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта (с привлечением оперативно-технических подразделений во взаимодействии с другими субъектами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Указанные мероприятия проводятся под общей координацией оперативного подразделения ФСБ в субъекте Российской Федерации.
  2. Дополнительный инструктаж (инструктивные занятия) с личным составом, задействованным в пресечении противоправных действий. В первую очередь с руководством структурных подразделений, входящим в группу управления и дежурными помощниками начальника учреждения, сотрудниками подразделений безопасности (режима), охраны, оперативного отдела. При необходимости инструктажи должны проводится с привлечением специалистов (в зависимости от полученной информации).
  3. Усиление охраны объекта, а также выдвижного поста (при его наличии) от отдела безопасности (режима).
  4. Организация патрулирования прилегающей к исправительному учреждению территории с привлечением кинологического подразделения отдела охраны.
  5. Усиление контроля за проведением обысков и досмотр на контрольно-пропускном пункте по пропуску людей на режимную территорию и транспорта с обязательным использованием кинологических подразделений и технических средств обнаружения.
  6. Ежедневное обследование объектов расположенных на охраняемой территории и в 50 метровой полосе местности прилегающей к основному ограждению в целях обнаружения взрывных устройств.

При установлении «желтого» уровня террористической опасности на территории, по месту дислокации исправительного учреждения, дополнительно к выше перечисленным  мерам, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. Уточнить расчеты сил и средств нештатных аварийно-спасательных формирований (технических средств и специального оборудования), предназначенных для ликвидации последствий террористических актов.
  2. Проведение тренировок по применению сил и средств, выделяемых от учреждений и органов УИС в состав сводного отряда.
  3. Провести проверку готовности личного состава к действиям по пресечению террористического акта и проведению спасательных работ (во взаимодействии с органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям).
  4. Перевод персонала медико-санитарной части исправительного учреждения в режим повышенной готовности с оценкой возможностей по оказанию медицинской помощи пострадавшим, наличия необходимо оборудования и медикаментов.

При установлении «красного» уровня террористической опасности на территории, по месту дислокации исправительного учреждения, дополнительно к выше перечисленным  мерам, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Приведение в готовность силы и средства группировки, входящих в сводный отряд, привлекаемый к участию в контр террористической операции.
  2. Перевод медико-санитарной части исправительного учреждения в режим чрезвычайной ситуации.
  3. Перевод личного состава на казарменное положение с объявлением усиленного варианта несения службы.
  4. Содействие бесперебойной работе аварийно-спасательных служб.

Указанные алгоритмы действий администрации исправительного учреждения с учетом уровня террористической опасности (повышенного, высокого, критического) необходимо закрепить в приложении к Паспорту безопасности исправительного учреждения, что позволит добиться четких и слаженных действий на первоначальном этапе, а также повысит эффективность взаимодействия, как структурных подразделений самого учреждения, так и взаимодействующих органов при угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) УИС.


[1] Далее по тексту для обозначения всех видов исправительных учреждений (исправительных колоний общего, строгого и особого режимов; лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений; воспитательных колоний; колоний поселений; тюрем и следственных изоляторов УИС) авторами будет использовано общий термин исправительное учреждение (ИУ).

[2] Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС: форма 2-УИС за 2007-2015 год.

[3] ПФРСИ – помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора.

[4] Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС: форма 2-УИС за 2007-2015 год.


Библиографический список
  1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Рос. газ. – 2006. – 10 март.
  2. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 – URL: http//www.rg.ru/2013/09/02/tambov-post957-reg-dok.html
  3. Об антитеррористической защищенности объектов (территорий): Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 – URL: http//www.rg.ru/2013/12/27/antiterror-site-dok.html
  4. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы : Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 – URL: http//www. rg.ru/2014/11/20/trebovaniya-site-dok.html


Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: