УДК 342.41

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Алексеев Владимир Михайлович
АНО ДПО «Академия ГлавСпец»
Краснодар

Аннотация
Действующий Закон об образовании имеет ряд грубых искажений конституционного права граждан на получение образования. В статье не только рассмотрены наиболее спорные положения этого закона, но и сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: заказ в сфере образования, право на образование, принципы образования


CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF EDUCATION

Alekseev Vladimir Mihaylovich
ANO DPO «Akademy GlavSpets»
Krasnodar

Abstract
The current Law on education has a number of distortions of the constitutional right of citizens to receive education. The article not only discussed the most controversial provisions of the law, but also formulated concrete proposals for improving the legislation.

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеев В.М. Конституционные принципы получения образования // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/07/4050 (дата обращения: 14.07.2023).

В ст. 3 Закона об образовании перечислены принципы образования. Однако текст этого акта написан с грубейшими нарушениями юридической техники и свидетельствует о низком уровне образования и низкой квалификации её авторов. Отметим наиболее спорные положения.

1. «Признание приоритетности образования» (принцип № 1). Приоритетности образования над чем – над трудом, обучением, воспитанием? В диспозиции Основного Закона «образование» далеко не приоритетное среди прав и свобод человека. К примеру, более высокий приоритет имеют «право человека на свободное развитие» (ст. 7), «право свободно распоряжаться своими способностями к труду» (ст. 37), а это значит, что человека нельзя принуждать получать образование.

Рекомендация: принцип исключить как заведомо спорный.

2. «Гуманистический характер образования» (принцип № 3). Что такое «гуманистический»? Это слово имеет толкование только в одном НПА более высокого уровня – в УК РФ, где «гуманизм» толкуется как безопасность человека, не причинение физических страданий и унижения человеческого достоинства. Однако многих людей слово «гуманистический» вводит в заблуждение, и этот принцип они воспринимают как указание на приоритет гуманитарных наук над точными науками. Абсурд в том, что некоторые гуманитарные науки, такие как культурология, этнопсихология, политология, история, содержат тексты, целью которых является унижение человеческого достоинства, например, пропаганда демократического и научно-технологического превосходства «запада» над «востоком» и, в частности, над Россией [1].

Отметим, что, раскрывая принцип № 3, авторы Закона об образовании далее пишут о приоритете жизни и здоровья человека. Если законодатели хотели выделить именно принцип безопасности человека, почему бы не выражаться ясно, не называть вещи своими словами?

Рекомендации: слово «гуманистический» и все сопутствующие ему слова исключить из текста закона. Принципу «приоритет жизни и здоровья человека» присвоить второй порядковый номер среди принципов.

3. «Права и свободы личности, свободное развитие личности» (принцип № 3). Грубейшее искажение текста Конституции России, в которой установлены права и свободы человека [и гражданина] и свободное развитие человека, а не личности. Что такое «личность», как «личность» соотносится с «человеком»? Из текста НПА более высокого уровня (ГК РФ) следует, что «личность» – некое дополнение к человеку, а не сам человек. В текстах гуманитарных наук часто встречается словосочетание «личность человека» и ниразу – «человек личности». Из ст. 2 Закона об образовании следует, что образование и воспитание осуществляется в интересах человека, обучение – обучающего, при этом цель воспитания – развитие личности. Также из этой статьи можно предположить методом исключения, что «личность» – это родовое имя «семьи, общества и государства» либо имя этой совокупности. Сами по себе эти факты указывают на то, что «личность» – это не разновидность человека (например, дееспособный человек, сверхчеловек и т.п.).

Буквально получается, что, умаляя права и свободы человека, авторы Закона об образовании допускают «права и свобода личности». Это то же самое, что даровать права и свободы высшей нервной системе и не упомянуть человека – её обладателя.

Рекомендация: слово «личность» и все сопутствующие ему слова исключить из текста закона либо слово «личность» заменить на слово «человек».

4. «Свободное развития личности, воспитание … культуры, бережного отношения …». Если даруется право свободного развития личности, разве уместно тут же устанавливать существенные обременения на это развитие?

5. «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека…» (принцип № 7).

Рекомендация: принцип объединить с принципом № 2 и присвоить ему порядковый номер 1.

6. «Обеспечение права на образование в течение всей жизни…» (принцип № 8).

Рекомендация: принципу присвоить порядковый номер 3.

7. В Законе об образовании неоднократно говорится, что образование осуществляется в интересах граждан и иных лиц (именуемых «семьей, обществом и государством»). Однако нигде, в том числе в основных понятиях (ст.2) эти интересы не названы. Зато в основных понятиях дано определение «качеству образования» как степени соответствия образования федеральным стандартам и требованиям либо ожиданиям заказчика. При этом в этой формулировке отсутствует явное указание на интересы обучающегося. Однако федеральные стандарты и требования могут допускать лженауки (такие как культурология, этнопсихология и многие другие), а заказчик пребывать в заблуждении относительно их научности и полезности. Обучающийся же способен оценить «качество образования» лишь по завершении обучения, когда, получив на руки диплом о высшем образовании, он оказывается невостребованным на рынке труда. Между тем одним из главных интересов человека Конституция подразумевает реализацию права на труд.

Рекомендация: дополнить принципы следующим – «Цель образования – улучшение условий и оплаты труда. Если цель образования заведомо не могла быть достигнута, обучающийся вправе потребовать полного возврата денежных средств и компенсации за напрасно потраченное время на образование»; принципу присвоить порядковый номер 4.

8. Принципы добросовестной и/или достоверной информации (сведений) прописаны в ряде НПА: ТК РФ, законах о защите прав потребителей, об информации, о рекламе, однако эти нормы почему-то отсутствуют в Законе об образовании, в котором приобретение знаний, ценностных установок, компетенций (всё это – виды информации) названы одной из целей обучения.

Рекомендация: дополнить принципы следующими – «Использование заведомо ложной или спорной информации запрещается. Обучающиеся и их законные представители вправе своевременно получать полную достоверную информацию об уровне научности и профессиональной полезности образовательных программ». В целях реализации этого принципа должны быть опубликованы реестры заведомо ложной или спорной информации.

9. Право на бесплатное высшее образование в том виде, в котором оно сформулировано в ч. 3 ст. 43 Конституции России, бессмысленно. Пресловутые третьи лица, используя коррупционные связи, могут ввести в заблуждение абитуриентов и их законных представителей об уровне научности и профессиональной полезности образовательных программ. На свободном рынке многие специальности, по которым готовят по программам бесплатного высшего образования, заведомо не востребованы; на них имеется только искусственно создаваемый спрос по принципу пирамиды, когда каждый новый участник пирамиды получает дивиденды только с новых жертв. Потратив 4-6 лет на «бесплатное образование», выпускник, к примеру, культурологического факультета узнает, что дальнейшая его перспектива – это участие в образовательной пирамиде: стать преподавателем культурологии или участником фондов, нередко финансируемых из федерального бюджета и занимающихся, как правило, антироссийской пропагандой. Однажды и по ошибке использовав право на «бесплатное образование», обучающийся в дальнейшем вынужден получать подходящее высшее образование за плату.

Рекомендация: закрепить право каждого на бесплатное высшее образование до тех пор, пока он не трудоустроится по специальности с заработной платой не ниже среднерыночной. Закрепить административную (в крупном размере) и уголовную ответственность (в особо крупном размере) распорядителей бюджетных средств за нецелевое расходование денежных средств, выделяемых из бюджетов любого уровня на финансирование (дотирование) образования.

10. Принципами образования должны стать такие принципы контрактной системы в сфере закупок, как принципы ответственности за эффективность расходования бюджетных средств, прозрачности информации об образовании, стимулирования инноваций.

В настоящее время государственные и муниципальные школы, сузы и вузы в рамках контрактной системы выступают преимущественно в роли заказчиков, расходуя средства, выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов. В роли поставщиков они выступают лишь на рынке платных образовательных услуг. Правильнее сделать так, чтобы школы, сузы и вузы, независимо от формы собственности, на равных правах боролись за государственный и муниципальный заказ в сфере образования. При этом непосредственным заказчиком выступал бы Минфин – основной институт, ответственный за соответствующие активности [2, с. 123].

Итак, конституционными принципами получения образования должны стать следующие (по аналогии со структурой ст. 37 Основного Закона):

1) образование свободно. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к обучению, выбирать программу обучения и специализацию;

2) принудительное образование запрещено. Обременения в получении образования могут быть установлены только федеральным законом и только в отношении образования, финансируемого из бюджета более чем на 10% от стоимости образования;

3) каждый имеет право на образование в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

4) каждый имеет право на образование в течение всей своей жизни;

5) образование должно способствовать улучшению условий и оплаты труда;

6) запрещается использование заведомо ложной или спорной информации;

7) каждый имеет право своевременно получать полную достоверную информацию об уровне научности и профессиональной полезности образовательных программ;

8) каждый имеет право на бесплатное высшее образование до тех пор, пока он не трудоустроится по специальности с заработной платой не ниже среднерыночной;

9) распорядители бюджетных средств несут ответственность за эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на образование;

10) государственный и муниципальный заказ в сфере образования осуществляется посредством контрактной системы, в которой равные права имеют все образовательные организации, независимо от формы собственности;

11) единство общеразвивающего образования и профессионального образования.


Библиографический список
  1. Алексеев В.М. Преодоление в географии культурологических фикций деления мира на «восток» и «запад» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57034 (дата обращения: 25.05.2016).
  2. Халяпин А.А., Кравцова Р.Е. Финансовая политика государства // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1-1 (56). С. 122-125.


Все статьи автора «Академия ГлавСпец АНО ДПО»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: