УДК 340

ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКИХ АРХИВАХ И БИБЛИОТЕКАХ (ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ В НИУ ВШЭ 11-12.02.2013 Г.)

Кучинов Артемий Михайлович
Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова
студент

Аннотация
В статье исследуется проблема соблюдения информационного законодательства в российских архивах и библиотеках.

Ключевые слова: архивы, библиотеки, информационное право, информация, нарушения законодательства, открытость, транспарентность, формальные и неформальные нормы


THE PROBLEM OF COMPLIANCE WITH INFORMATION LEGISLATION IN THE RUSSIAN ARCHIVES AND LIBRARIES (REPORT AT THE CONFERENCE, THE HSE 11-12.02.2013)

Kuchinov Artemiy Mikhaylovich
Lomonosov Moscow State University
student

Abstract
The problem of compliance with information legislation in the Russian archives and libraries is examined in this article.

Библиографическая ссылка на статью:
Кучинов А.М. Проблема соблюдения информационного законодательства в российских архивах и библиотеках (доклад на конференции в НИУ ВШЭ 11-12.02.2013 г.) // Политика, государство и право. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/07/880 (дата обращения: 14.07.2023).

Проблема соблюдения информационного законодательства присутствует не только при обращении граждан в государственные органы. Объектом нашего исследования мы сделали проблему соблюдения информационного законодательства в учреждениях культуры Российской Федерации – это, главным образом, библиотеки и архивы.

В Конституции РФ (ст. 29 п. 4 и ст. 44)[1], ст. 3 п. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[2] в Российской Федерации установлена презумпция доступности информации, т. е. пользование любой информацией разрешено, если в федеральном законе не оговорено иное. Применительно к архивам и библиотекам это значит, что любой человек может прийти за получением информации (архивного документа, книги, электронного носителя и т. д. и т. п.), и учреждение обязано ему выдать тот материал, о чём сказано в ст. 25, 26 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»[3], гл. 2. ФЗ «О библиотечном деле»[4] и в общероссийских правилах пользования архивными читальными залами[5]. Теоретически, предоставление тем или иным государственным учреждением (архивом, библиотекой, музеем и т. д.) является государственной услугой по предоставлению информации.

Получается, что любой гражданин вне зависимости от социального, научного и профессионального статуса имеет право смотреть в оригинале средневековую рукопись Радзивиловской летописи, Лицевой Свод Ивана Грозного, писцовые книги, Соборное уложение 1649 г., рукописи русских писателей, материалы Государственной Думы нач. XX в., переписку русских царей, Ленина В. И. и мн. др. документы, доступ к которым не ограничен. Единственными законными основаниями для отказа являются ограничения на выдачу той или иной информации, оговорённые в федеральных законах – это например, персональные данные, судебная тайна, государственная тайна и др.

На практике существует достаточно много случаев нарушения этих норм, которые трудно поддаются количественному измерению в связи с тем, что нарушения, как правило, не регистрируются. Подобные случаи злоупотреблений автору данного исследования встречались в некоторых библиотеках и архивах.

Чаще всего учреждения требуют от пользователей письмо от направляющей организации, которое они не имеют права требовать в обязательном порядке. На сленге работников читальных залов такое письмо называется «отношением». Это часто бывает даже в некоторых учреждениях в г. Москве, не только в региональных. Иногда такое требование предъявлено даже в правилах записи в библиотеку, но не соответствует федеральному законодательству, что делает те правила незаконными. На самом же деле, «отношение» оказывается обязательным в случае, если пользователь будет исследовать информацию ограниченного доступа – например, это – архивный документ, содержащий персональные данные о гражданине, после смерти которого не успело пройти 70-ти лет, или исторический документ, содержащий государственную тайну (чаще всего это документы XX, реже XIX в., но никак не средневековые, например), или издание с экстремистским произведением и др.

Отказ учреждений оформлять пользователей в соответствии с вышерассмотренным законодательством приводит к тому, что исследователи отказываются от пользования высококачественной и подходящей научной информации и предпочитают более доступные издания гораздо худшего качества. Изоляция исследователей от высококачественной литературы и архивов приводит к снижению качества научных исследований, снижению конкурентоспособности российской науки, и, как следствие, к профанации науки. Некоторые пользователи пытаются удовлетворить незаконные требования архивов и библиотек, беря на работе письмо от направляющей организации, которое, как мы уже акцентировали, не имеют права требовать в обязательном порядке. Выполнение таких незаконных требований приводит к увеличению документооборота научных организаций и излишней бюрократизации, что тоже очень неудобно, и вызывает много трудностей теперь уже не только пользователям учреждений культуры, но и на их работе.

Недостаточно совершенны механизмы обжалования. Согласно существующему законодательству, пользователь, которому отказали в оформлении записи в архив или библиотеку, может обжаловать отказ через «обращение гражданина»[6] (внесудебный способ) или в порядке административного иска (через суд, ст. 5.39 КоАП РФ[7]). В законодательстве даже нет отдифференцированной статьи.

По нашему мнению, такая ситуация имеет исторические корни, порождённые ограничениями свободы информации в советское время. «Отношения» были обязательными в советское время, отказ от их обязательности в 1990-е гг.[8] был частью гуманизации и демократизации информационной и культурной политик, добавление в российское законодательство прогрессивного опыта зарубежных стран. Но всё же, оказывается, что 20-ти лет недостаточно для того, чтобы все изменения в нормах были освоены, и чтобы соблюдение норм стало повсеместной повседневной практикой. Помимо вышеназванных формальных норм, среди сотрудников архивов и библиотек существуют весьма сильно укоренившиеся неформальные, которые противоположны российскому законодательству, но соответствуют устаревшим советским требованиям.

Существованию описанных нарушений способствуют, по нашему мнению, такие факторы, как низкая степень контроля работы государственных учреждений со стороны пользователей, низкая мотивация сотрудников архивов и библиотек к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей и безнаказанность сотрудников-нарушителей.

В качестве решения данной проблемы видится возможным создание механизмов оценки пользователями учреждений работы сотрудников; изменение оплаты труда сотрудников – его необходимо поставить в зависимость от удовлетворённости пользователей работой сотрудников учреждения, связать с той оценкой, которые давали бы пользователи того или иного архива и библиотеки. Добросовестное исполнение трудовых обязанностей невозможно при существующих низких зарплатах работников сферы культуры. Так же, необходимо ужесточать ответственность за нарушения подобных норм.


Библиографический список
  1. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина // Конституция Российской Федерации. – режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
  2. Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Голиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Консультант Плюс. – режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_6.html#p991
  4. Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации // Голиков А. Г. Архивоведение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Голиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 141-148.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ – режим доступа: http://base.garant.ru/103585/
  6. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ – режим доступа: http://base.garant.ru/12146661/
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская Газета. 2004. Федеральный выпуск № 3614. 27 октября. – режим доступа: http://www.rg.ru/2004/10/27/arhiv-dok.html
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская Газета. 2006. Федеральный выпуск № 4131. 29 июля. – режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html


Все статьи автора «Кучинов Артемий Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: