УДК 342.59

ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Минина Анна Александровна1, Лебедева Елена Павловна1
1Ставропольский филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

Аннотация
В статье рассматривается роль и место правового информирования в системе ранней профилактики межэтнических конфликтов. Автор приходит к выводу, что условие стабилизации состояния межэтнических отношений на Северном Кавказе.

Ключевые слова: межэтнические отношения, межэтнический конфликт, правовое информирование, профилактика межэтнических конфликтов.


LEGAL INFORMATION AS A CONDITION OF STABILIZATION OF ETHNIC RELATIONS IN THE NORTH CAUCASUS

Minina Anna Aleksandrovna1, Lebedeva Elena Pavlovna1
1Stavropol Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract
This article examines the role and place of legal information in the system of early prevention of interethnic conflicts. The author concludes that the condition of stabilization of inter-ethnic relations in the North Caucasus.

Библиографическая ссылка на статью:
Минина А.А., Лебедева Е.П. Правовое информирование как условие стабилизации состояния межэтнических отношений на Северном Кавказе // Политика, государство и право. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/01/1196 (дата обращения: 13.07.2023).

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе, – это межэтнические отношения. Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения [1].

Межэтнические отношения всегда являлись краеугольным камнем политических проблем в России. Между тем, сегодня в стране происходит возрождение религиозного самосознания и конфессиональной самоидентичности, некий ренессанс мусульманского права, что обуславливает появление  неформальной юрисдикции живущей вне правового поля, а также способствует дестабилизации межэтнических отношений, порождает социальную напряжённость и правовой нигилизм. Представляется, что это результат недостаточной гласности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов. Информация о том, кто и как принимает решения, необходима для того, чтобы сохранить доверие к властям всех уровней, поддержать равные условия для всех граждан в реализации своих прав, а значит, и обеспечить межнациональное согласие.

Много лет назад было официально признано, что именно недостаточная правовая информированность населения, отсутствие или неэффективность каналов качественной передачи информации во многих случаях служат причиной нарушений прав и законных интересов граждан, девольвации духовных ценностей [2]. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация государством информационной функции. Именно информационная сфера является системообразующим факторов жизни общества и поэтому, активно влияет на состоянии межэтнических отношений.

Исходя из вышесказанного, вполне оправданным представляется постановка вопроса о роли и месте правового информирования населения в ранней профилактике межэтнических отношений, и можно соответственно, сказать, что правовое информирование – это условие стабилизации состояния межэтнических отношений, особенно в тех регионах страны, где ситуация в этой сфере является критической.

Правовое информирование – это форма правового воспитания, которая заключается в предоставлении гражданам информации об их правах и обязанностях, об уровне правотворчества и правореализации в стране, при этом указанная информация всегда обладает определенной социальной значимостью.

Не вызывает сомнения то, что правовое информирование, пожалуй, одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. От их информационной открытости зависит не только их деятельность, но уровень доверия населения к властям. А, кроме того, согласно  «Основам государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее – Основы), утверждённых Президентом РФ Д.А. Медведевым 4 мая 2011 года, оно является мерой государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения. Основы, по своей сути, программный документ, реализация которого позволит наладить диалог власти и общества. Именно с принятием Основ официально признано, что государство должно создавать условия для правового информирования населения. Все ветви власти должны подробно и бесплатно информировать граждан о способах защиты их прав, а также предоставлять им свободный доступ к квалифицированной юридической помощи, постоянно разъяснять жителям РФ их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от расы,
национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств [3, с. 1,4].

Важнейшими конституционными гарантиями правового информирования населения являются положения ст. 15 и 24 Конституции Российской Федерации. Так, ст. 15 Конституции указывает на необходимость обязательного опубликования всех нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а ст. 24 – обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность непосредственного ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

Система правового информирования населения определена Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» (далее – Закон № 324-ФЗ) [4]. Закон № 324-ФЗ стал первым федеральным законом, принятым во исполнение Основ. В статье 28 Закона № 324-ФЗ определены уполномоченные на правовое информирование субъекты: те, кто обязан и те, кто вправе осуществлять указанную деятельность. Обязаны участвовать в правовом информировании населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица. Обязанность по правовому информированию населения может быть возложена и государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.

На добровольных началах в правовом информировании населения вправе участвовать юридические клиники образовательных организаций высшего образования и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. В ст. 28 Закона № 324-ФЗ определён перечень информации, которую указанные субъекты обязаны доводить до граждан. Сегодня действующее законодательство не содержит легального определения «правовое информирования», в теории также ведутся дискуссии относительно содержания этого термина. Однако, представляется, что исходя из смысла ст. 28 Закона № 324-ФЗ, правовое информирование – это доведение до граждан указанной информации различными способами, перечень которых является открытым. Так, уполномоченные субъекты обязаны доводить до сведения граждан посредством размещения в местах, доступных для них, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо иным способом, в том числе информацию о:

содержании, пределах осуществления, способах реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, содержании обязанностей граждан и юридических лиц и пределах исполнения таких обязанностей;

компетенции и порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочиях их должностных лиц;

порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий.

В настоящее время создана необходимая нормативная база, направленная на регулирование деятельности уполномоченных субъектов по правовому информированию населения. Детально процедуру правового информирования населения регламентируют нормы ряда Федеральных законов:
от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5], от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» [6], от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [7]. Каждый из указанных законов является инструментом повышения правосознания граждан, обеспечивает поддержание информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления.

Правовое информирование – инструмент профилактики межэтнических отношений, так как диалог в обществе между представителями различных национальностей возможен только в условиях правовой информированности каждого члена общества. Правовая информированность позволяет проявлять
нетерпимость к проявлениям шовинизма и национализма.

Особое значение правовое информирование имеет в профилактике межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. В настоящее время политическая ситуация в регионе характеризуется конфронтацией представителей различных этнических групп, нарастанием антагонизма между русскоязычным населением и представителями некоторых этносов, особенно там, где русские являются нетитульной этнической группой. Возможно, что подобная тенденция характеризируется на сегодняшний день пока на уровне обыденного сознания и не имеет четко выраженного стремления к выдвижению жестких требований одной стороны по отношению к другой. Однако, это  оказывает значительное нега­тивное влияние на эмоционально-психологическое состояние значительной части населения, способствует возникновению отрицательных стереотипов по отношению к представителям тех или иных этносов и формируют
обстановку напряженности и нетерпимости, внутреннюю психологическую готовность к открытому противостоянию.

Ситуация на Северном Кавказе привела население к убеждённости в невозможности достичь результата правовыми средствами, поэтому жители СКФО,
как носители правосознания, перестали мыслить себя субъектами права. Это привело к нежеланию большей части населения Северного Кавказа участвовать в
реализации права и расширению неправовой практики удовлетворения своих потребностей [8, с. 127]. Именно поэтому, правовое информирование населения в условиях Северного Кавказа – это мера раннего предупреждения межэтнических конфликтов с целью недо­пущения их актуализации и перехода противостояния в фазу насильственных действий. Жителям региона должны чётко представлять социальный смысл и значение правовых норм, обеспечивающих реализацию их прав. Только в состоянии «защищённости», поведение радикально настроенных представителей отдельных этнических групп будет восприниматься населением в целом как девиация, а, следовательно, будет лишено массовой поддержки.

Сегодня государства ищет новые способы профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов. Подтверждение тому служить принятие Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий» (далее – Закон № 284) [9] .

Законом № 284 и внесены изменения в ряд федеральных законом в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. Законом № 284 признано, что обеспечение реализации прав граждан вне зависимости от национальности, отношения к религии и других обстоятельств  – важнейший элемент системы профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. Практическая ценность указанного Закона состоит в персонифицированной ответственности лиц, допустивших массовые нарушения прав граждан, которые привели к возникновению межэтнического конфликта.

Обилие культур, обычаев и традиций народов, населяющих Северный Кавказ, создают неповторимую индивидуальность региона. Поэтому  правовое информирование способно решить проблему радикально настроенных националистов, особенно там, где русские являются нетитульной этнической группой, если в его основе будут заложены государствообразующие идеи. Это идеи о полном равноправии граждан независимо от национальности и вероисповедания, об общенародной собственности на основные средства производства. Укоренение в правосознании граждан Российской Федерации, вне зависимости от национальной принадлежности, указанных идей – формула прочного национального устройства Российской Федерации.

Таким образом, в основе стабилизации межэтнических отношений лежит информационный аспект, поэтому роль правового информирования в ранней профилактике межэтнических конфликтов нельзя недооценивать. Понимание этой роли может серьёзным образом изменить вектор государственной политики в указанной сфере. А, кроме того, социальная значимость правового информирования не просто велика. Он позволяет  перейти на новый уровень организации работы органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению правовой защищенности российских граждан.


Библиографический список
  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета, № 282, 13.12.2013.
  2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 28.09.2000.
  3. Пантелеев Б. Правовая культура - секрет выживания народа // ЭЖ-Юрист. 2011. № 42.
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6725.
  5. Федеральных закон: от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  6. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6217.
  7. Федеральный закон 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, № 7, ст. 776.
  8. Васильев Ю.В. Минина А.А. Правовое воспитание и его роль в системе профилактики межэтнических конфликтов // Конфликтология.
    № 1. 2013.
  9. Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2013, № 43, ст. 5454.


Все статьи автора «Минина Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: