Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе, – это межэтнические отношения. Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения [1].
Межэтнические отношения всегда являлись краеугольным камнем политических проблем в России. Между тем, сегодня в стране происходит возрождение религиозного самосознания и конфессиональной самоидентичности, некий ренессанс мусульманского права, что обуславливает появление неформальной юрисдикции живущей вне правового поля, а также способствует дестабилизации межэтнических отношений, порождает социальную напряжённость и правовой нигилизм. Представляется, что это результат недостаточной гласности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов. Информация о том, кто и как принимает решения, необходима для того, чтобы сохранить доверие к властям всех уровней, поддержать равные условия для всех граждан в реализации своих прав, а значит, и обеспечить межнациональное согласие.
Много лет назад было официально признано, что именно недостаточная правовая информированность населения, отсутствие или неэффективность каналов качественной передачи информации во многих случаях служат причиной нарушений прав и законных интересов граждан, девольвации духовных ценностей [2]. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация государством информационной функции. Именно информационная сфера является системообразующим факторов жизни общества и поэтому, активно влияет на состоянии межэтнических отношений.
Исходя из вышесказанного, вполне оправданным представляется постановка вопроса о роли и месте правового информирования населения в ранней профилактике межэтнических отношений, и можно соответственно, сказать, что правовое информирование – это условие стабилизации состояния межэтнических отношений, особенно в тех регионах страны, где ситуация в этой сфере является критической.
Правовое информирование – это форма правового воспитания, которая заключается в предоставлении гражданам информации об их правах и обязанностях, об уровне правотворчества и правореализации в стране, при этом указанная информация всегда обладает определенной социальной значимостью.
Не вызывает сомнения то, что правовое информирование, пожалуй, одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. От их информационной открытости зависит не только их деятельность, но уровень доверия населения к властям. А, кроме того, согласно «Основам государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее – Основы), утверждённых Президентом РФ Д.А. Медведевым 4 мая 2011 года, оно является мерой государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения. Основы, по своей сути, программный документ, реализация которого позволит наладить диалог власти и общества. Именно с принятием Основ официально признано, что государство должно создавать условия для правового информирования населения. Все ветви власти должны подробно и бесплатно информировать граждан о способах защиты их прав, а также предоставлять им свободный доступ к квалифицированной юридической помощи, постоянно разъяснять жителям РФ их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от расы,
национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств [3, с. 1,4].
Важнейшими конституционными гарантиями правового информирования населения являются положения ст. 15 и 24 Конституции Российской Федерации. Так, ст. 15 Конституции указывает на необходимость обязательного опубликования всех нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а ст. 24 – обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность непосредственного ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.
Система правового информирования населения определена Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» (далее – Закон № 324-ФЗ) [4]. Закон № 324-ФЗ стал первым федеральным законом, принятым во исполнение Основ. В статье 28 Закона № 324-ФЗ определены уполномоченные на правовое информирование субъекты: те, кто обязан и те, кто вправе осуществлять указанную деятельность. Обязаны участвовать в правовом информировании населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица. Обязанность по правовому информированию населения может быть возложена и государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.
На добровольных началах в правовом информировании населения вправе участвовать юридические клиники образовательных организаций высшего образования и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. В ст. 28 Закона № 324-ФЗ определён перечень информации, которую указанные субъекты обязаны доводить до граждан. Сегодня действующее законодательство не содержит легального определения «правовое информирования», в теории также ведутся дискуссии относительно содержания этого термина. Однако, представляется, что исходя из смысла ст. 28 Закона № 324-ФЗ, правовое информирование – это доведение до граждан указанной информации различными способами, перечень которых является открытым. Так, уполномоченные субъекты обязаны доводить до сведения граждан посредством размещения в местах, доступных для них, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо иным способом, в том числе информацию о:
содержании, пределах осуществления, способах реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, содержании обязанностей граждан и юридических лиц и пределах исполнения таких обязанностей;
компетенции и порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочиях их должностных лиц;
порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий.
В настоящее время создана необходимая нормативная база, направленная на регулирование деятельности уполномоченных субъектов по правовому информированию населения. Детально процедуру правового информирования населения регламентируют нормы ряда Федеральных законов:
от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5], от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» [6], от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [7]. Каждый из указанных законов является инструментом повышения правосознания граждан, обеспечивает поддержание информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления.
Правовое информирование – инструмент профилактики межэтнических отношений, так как диалог в обществе между представителями различных национальностей возможен только в условиях правовой информированности каждого члена общества. Правовая информированность позволяет проявлять
нетерпимость к проявлениям шовинизма и национализма.
Особое значение правовое информирование имеет в профилактике межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. В настоящее время политическая ситуация в регионе характеризуется конфронтацией представителей различных этнических групп, нарастанием антагонизма между русскоязычным населением и представителями некоторых этносов, особенно там, где русские являются нетитульной этнической группой. Возможно, что подобная тенденция характеризируется на сегодняшний день пока на уровне обыденного сознания и не имеет четко выраженного стремления к выдвижению жестких требований одной стороны по отношению к другой. Однако, это оказывает значительное негативное влияние на эмоционально-психологическое состояние значительной части населения, способствует возникновению отрицательных стереотипов по отношению к представителям тех или иных этносов и формируют
обстановку напряженности и нетерпимости, внутреннюю психологическую готовность к открытому противостоянию.
Ситуация на Северном Кавказе привела население к убеждённости в невозможности достичь результата правовыми средствами, поэтому жители СКФО,
как носители правосознания, перестали мыслить себя субъектами права. Это привело к нежеланию большей части населения Северного Кавказа участвовать в
реализации права и расширению неправовой практики удовлетворения своих потребностей [8, с. 127]. Именно поэтому, правовое информирование населения в условиях Северного Кавказа – это мера раннего предупреждения межэтнических конфликтов с целью недопущения их актуализации и перехода противостояния в фазу насильственных действий. Жителям региона должны чётко представлять социальный смысл и значение правовых норм, обеспечивающих реализацию их прав. Только в состоянии «защищённости», поведение радикально настроенных представителей отдельных этнических групп будет восприниматься населением в целом как девиация, а, следовательно, будет лишено массовой поддержки.
Сегодня государства ищет новые способы профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов. Подтверждение тому служить принятие Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий» (далее – Закон № 284) [9] .
Законом № 284 и внесены изменения в ряд федеральных законом в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. Законом № 284 признано, что обеспечение реализации прав граждан вне зависимости от национальности, отношения к религии и других обстоятельств – важнейший элемент системы профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. Практическая ценность указанного Закона состоит в персонифицированной ответственности лиц, допустивших массовые нарушения прав граждан, которые привели к возникновению межэтнического конфликта.
Обилие культур, обычаев и традиций народов, населяющих Северный Кавказ, создают неповторимую индивидуальность региона. Поэтому правовое информирование способно решить проблему радикально настроенных националистов, особенно там, где русские являются нетитульной этнической группой, если в его основе будут заложены государствообразующие идеи. Это идеи о полном равноправии граждан независимо от национальности и вероисповедания, об общенародной собственности на основные средства производства. Укоренение в правосознании граждан Российской Федерации, вне зависимости от национальной принадлежности, указанных идей – формула прочного национального устройства Российской Федерации.
Таким образом, в основе стабилизации межэтнических отношений лежит информационный аспект, поэтому роль правового информирования в ранней профилактике межэтнических конфликтов нельзя недооценивать. Понимание этой роли может серьёзным образом изменить вектор государственной политики в указанной сфере. А, кроме того, социальная значимость правового информирования не просто велика. Он позволяет перейти на новый уровень организации работы органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению правовой защищенности российских граждан.
Библиографический список
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета, № 282, 13.12.2013.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 28.09.2000.
- Пантелеев Б. Правовая культура - секрет выживания народа // ЭЖ-Юрист. 2011. № 42.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6725.
- Федеральных закон: от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
- Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6217.
- Федеральный закон 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, № 7, ст. 776.
- Васильев Ю.В. Минина А.А. Правовое воспитание и его роль в системе профилактики межэтнических конфликтов // Конфликтология.
№ 1. 2013. - Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2013, № 43, ст. 5454.