ИМАНОВ Г.М. ОТВЕТСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ


ИМАНОВ Г.М. ОТВЕТСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2012/03/180 (дата обращения: 14.07.2023).

Иманов Г.М., академик, Президент научно-образовательного комплекса «Смольный университет», Председатель Региональной общественной организации «Азербайджанская диаспора Санкт-Петербурга»

           Жизнь каждой национальной диаспоры уникальна, как неповторима и своеобразна судьба любого человека.  Глубокой самобытностью отличается и развитие азербайджанской диаспоры города на Неве. Для азербайджанцев в Петербурге всегда была характерна  быстрая и успешная адаптация к новым условиям при сохранении связей с исторической Родиной, сбережении языка, обычаев, культуры. Их выделяла органичная вовлеченность в мир Петербурга и России в целом. Речь идет о вовлеченности, не подразумевающей деление на «свое» и «чужое», вовлеченности, сопряженной с внесением ощутимого вклада в повышение экономического, научного и культурного потенциала страны. Свойственен петербургским азербайджанцам  высокий уровень солидарности и взаимопомощи, который способствовал эффективному осуществлению хозяйственных проектов, активному влиянию на все сферы общественной жизни России. Причем присущая им взаимопомощь и солидарность выходила за границы исключительно  пространства соотечественников,  становилась достоянием всех народов. К важным чертам диаспорального бытия могут быть отнесены и сильные религиозные традиции, высокий гражданский  дух, стремление достичь блага для себя и всего общества путем совершенствования образования, толерантное отношение к различиям между народами, убежденность в значимости семейных ценностей.

        Жизнь азербайджанской общины Санкт-Петербурга исторически строилась на принципе ответственного участия. Наши соотечественники старались никогда не забывать: на сильном лежит большая ответственность. При этом самих себя они видели людьми сильными – сильными, прежде всего, духовно. Для них рост силы, подлинное развитие сопровождалось увеличением ответственности. Можно сказать и по-другому: увеличение ответственности делало их сильнее. Принцип ответственного участия остается ключевым для  развития  азербайджанской общины и сегодня.

         Ответственность всегда конкретна. Когда мы говорим о ней, то мы имеем ввиду нашу Родину, наш народ, наших соотечественников в России. Мы несем ответственность за сохранение традиций национальной культуры, поддержание связей с исторической Родиной, всестороннюю поддержку наших земляков. Но мы также имеем ввиду и Петербург, Северо-запад, Россию в целом. Пусть кто-то назовет такой подход слишком амбициозным. Но разве мы не ощущаем в глубине сердца себя россиянами? Разве мы отделяем свою судьбу от судьбы страны? Разве все что происходит вокруг не отзывается в наших сердцах?

         Дух азербайджанца – это дух мудрого, преисполненного чувства достоинства за свой народ и в силу этого уверенного в своей правоте человека. Это дух человека творческого, активного, дух строителя и созидателя.

         Наш народ никогда не был сторонним наблюдателем исторических событий. Он активно и ответственно творил историю. Сегодня мы имеем все основания продолжить эту традицию. Активная гражданская позиция, глубокая вовлеченность в российские проблемы, ответственность, выраженная в служении – вот что сегодня важно для России и что мы готовы дать ей.

      Современное российское общество стоит перед лицом серьезных исторических вызовов. Страна нуждается в новом этапе модернизации. Фактически, всеми осознано, что развитие страны невозможно без духовного возрождения. Важно также и формирование гражданского общества, укрепление гармонии межнациональных отношений. Обо всем этом  не раз упоминали за последние годы лидеры страны.

      Мы можем и должны творчески ответить на эти вызовы. Модернизация никогда не станет успешной без повышения качества образования. Наша задача – внести свой вклад в его развитие. Земля Азербайджана, как и российская земля, дала миру ученых мирового значения. Нация Насреддина Туси не может быть равнодушной к развитию образования в России. Много уже сделано в этом направлении сегодня. Речь может идти, к примеру, о развитии Смольного института Российской Академии Образования, которое осуществляется в режиме интенсивного сотрудничества с национальной диаспорой. Но многое еще предстоит сделать.

     Мы призваны активно участвовать и в духовном возрождении. Наш дух крепок своей опорой на традиционные ценности – ценности веры, солидарности, служения, семьи. Это наше подлинное богатство. Его необходимо хранить и развивать во имя всех народов России, во имя общего блага российского общества.

     Сегодня много говорят о значении рыночной экономики. Но именно сейчас пора вспомнить, что человеческая жизнь не может быть сведена к прагматическим рыночным принципам. Общество, где отношения между людьми всецело подчиняются рыночной логике, может легко утратить человеколюбие, милосердие, сострадание, в нем  распадаются семьи, рушатся духовные связи, люди превращаются в эгоистов-потребителей, исчезает гармония в отношениях человека и природы. Сама рыночная экономика, перестав служить высшим целям, утрачивает свою эффективность. В конечном итоге, общество без традиционных духовных ценностей, дающих человеку опору, может оказаться нежизнеспособным. Именно поэтому их сохранение и преумножение должно рассматриваться как стратегическая задача.

       Важно внести свой вклад и в формирование гражданского общества. Его западные модели потеряли свою привлекательность для россиян. Они подразумевают, что гражданские ассоциации защищают сугубо свои узкие интересы, находятся в состоянии непрекращающейся войны с друг другом и государством. Последнее видится неким злом, препятствующим осуществлению желаний граждан. При чем никак не позиционируется связь этих желаний с миром духовных ценностей.

           Кстати, в таком случае деятельность ассоциаций может стать проблемой для безопасности государства. К сожалению, утратив дух подлинной гражданственности, они могут разрушительно влиять на общественную жизнь. Возможно прикрытие ими криминальных структур, нелегального бизнеса, различно рода незаконных формирований, могут они встать и на путь разрушения государства, получив поддержку из-за рубежа.

           Нашим народам исторически присуще иное понимание гражданской жизни. В России, как и в Азербайджане, гражданские объединения формировались под влиянием духовных ценностей. Особенно сильным было влияние религиозных традиций. Основанием развития гражданских союзов были патриотизм и солидарность.

        Гражданские союзы считали себя ответственными за жизнь всего общества. Их участники полагали, что они призваны хранить и творчески раскрывать национальные ценности. Им был чужд корпоративный эгоизм. Личный успех рассматривался как успех всех. При этом всегда очень сильными были ценности семьи и служения.

       И в России и в Азербайджане гражданское общество воспринимало себя в качестве опоры государственного развития. Это совсем не значит, что исключалась критика государства или государство сливалось с гражданскими союзами, поглощая их. Просто свободные объединения граждан не противопоставляли свои интересы государственным, были нацелены на глубокое сотрудничество и оказание всесторонней помощи в общем деле. При этом отношения с властью отличались открытостью и прозрачностью.

       Азербайджанская община Санкт-Петербурга, несомненно, призвана сегодня воплотить лучшие традиции развития гражданского общества России и Азербайджана, которые имеют много сходного. В силу этого она сможет стать одной из связующих нитей между гражданскими ассоциациями внутри России, а также выполнять роль моста между гражданскими сообществами обеих стран, всесторонне содействуя созидательному диалогу между ними.

          Исторически Россия формировалась как государство братского сожительства народов. Нам необходимо всеми силами участвовать в деле укрепления этого братства. Каким образом можно это сделать? Глубоко воспитывая самих себя в наших культурных традициях, актуализируя  собственный культурный потенциал. Личность, сформированная на основе принципов  духовной культуры Азербайджана, всегда будет источником упрочнения солидарности российского общества, противостояния расизму и экстремизму. Важно и творческое включение в свой опыт русской культуры, духовности всех народов России. Именно таким образом мы можем активно содействовать формированию этики межнациональных отношений. Надо помнить, при всех различиях культурные традиции объединены едиными духовно-нравственными основаниями, наличие которых делает возможным глубокую солидарность разных народов, позволяет обрести гармонию межнациональных связей.

         Деятельность нашей общины предполагает и международное измерение. Речь идет о поддержке интеграционных проектов на постсоветском пространстве, а также о создании поясов дружбы вокруг Азербайджана и России.  Принцип ответственного участия подразумевает, что мы призваны нести  ответственность в значимых процессах поддержания как региональной, так и глобальной стабильности. Таким образом, мы выходим на проблему необходимости развития народной дипломатии.

         Идея народной (гражданской или общественной) дипломатии достаточно прочно вошла в современную жизнь. Сегодня отмечается усиление ее роли в мировом масштабе. Гражданская дипломатия обладает очень большими возможностями. Она влияет на  принятие политических решений, определение  стратегий государственного развития,  международный имидж страны, положение государства в глобальном сообществе. Резко возрастает ее миротворческая роль, поскольку одними государственными силами часто бывает невозможно решить сложнейшие национальные, этнические, религиозные проблемы, найти выход из сложившихся на их почве  конфликтных ситуаций.

      Народная дипломатия – дипломатия, основанная на открытости, доверии, широком вовлечении общественных сил, способности глубоко выражать нужды населения. К ней относят деятельность неправительственных организаций,  движений, институтов и лиц всегда направленную на достижение взаимопонимания,  сохранение мира и укрепление дружбы между народами, улучшение межгосударственных отношений. Она подразумевает  широкую информационно-просветительскую деятельность, вырабатывание форматов взаимодействия, нацеленных на поиск консенсуса.

      Гражданская дипломатия способна органически дополнять официальную, являющуюся правительственной прерогативой. Можно сказать, существует взаимная потребность друг в друге, нужда в помощи. Правительственная и народная дипломатия могут добиться гармонии взаимоотношений, выраженной в эффективном сотрудничестве ради достижения общественных благ. Осуществление гражданской дипломатии на благо наших народов при тесном взаимодействии с правительствами наших стран – безусловный приоритет деятельности Азербайджанской общины Санкт-Петербурга в современных условиях.

        Процесс развития российско-азербайджанского партнерства, несомненно, переживает сегодня  подъем. Всесторонний анализ опыта взаимодействия двух стран приводит к выводу: в целях построения долгосрочной и эффективной модели сотрудничества необходимо расширение диалога общественных сил. Расширение сети контактов в неправительственной сфере, при опоре на духовный опыт наших народов, их  культурно-цивилизационные особенности, ведет к наращиванию ценностного капитала, который скрепляет здание официальных отношений России и Азербайджана.

        Важно отметить, настоящий уровень совместной  общественной работы, ведущийся простыми гражданами, показывает глубокое понимание  общей логики развития межгосударственных связей. Недаром президенты России и Азербайджана подчеркивали значение диалога между гражданскими обществами.

        Азербайджан и Россия – страны, обладающие глубокими духовными связями. Их укрепление и развитее должно стать основанием народной дипломатии, всех форм политического и экономического сближения.

        Сегодня становится очевидным, что различные формы международного взаимодействия  не будут достаточно крепкими, если их фундаментом не станут культурные ценности, исторически вызревшая духовная общность между народами. Экономическая прагматика – слишком слабое основание для выстраивания стратегического партнерства. Вызывает серьезную озабоченность зыбкость политики партнерства, лишенной подлинной ценностной базы.

        Крайне важно содействовать преемственному развитию устойчивой системы духовных связей между нашими народами, поскольку именно они всегда определяли и будут определять   политический  курс на сближение позиций между Азербайджаном и Россией, задавать формат  перспективных интеграционных проектов, входящих в сферу интересов двух стран. В таком случае никакие изменения в мире глобальной политики не смогут воспрепятствовать российско-азербайджанскому сотрудничеству.

      Объединение усилий в сфере поддержки значимых для наших народов духовных проектов, совместное развитие ценностного потенциала обеих стран, действия, взаимно дополняющие друг друга – приоритетные направлениея деятельности Азербайджанской общины Санкт-Петербурга.

     Как уже отмечалось, чрезвычайно важно сегодня и сопровождение  посредством народной дипломатии интеграционных проектов на постсоветском пространстве, с которым Россия связана мириадами нитей. Особо значимой представляется концепция формирования Евразийского союза В.В.Путина. Действительно, углубление интеграции на базе Таможенного союза и ЕЭП предстает сегодня велением времени. Думается, выход на новый уровень международного сближения позволит открыть  перспективные горизонты совместного творчества и создать лучший мир для всех нас.



Все статьи автора «Рущин Дмитрий»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: