УДК 340.14

РЕГУЛЯТИВНАЯ РОЛЬ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУНДРОВЫХ НЕНЦЕВ

Боровской Виктор Акиндинович1, Иконникова Ольга Владимировна2
1НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск), доцент кафедры теории и истории государства и права, почетный работник ВПО
2ФГАОУ ВПО Северный (Арктический) федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Аннотация
В процессе понимания периодичности природных явлений у народов возникает необходимость во времяисчислении и создании народного (трудового) календаря. В статье рассматриваются вопросы систематизации естественных норм и видов деятельности тундровых ненцев.

Ключевые слова: народный календарь, трудовой календарь, тундровые ненцы


REGULATORY ROLE IN THE NATIONAL CALENDAR OF ECONOMIC ACTIVITY TUNDRA NENETS

Borovskoi Viktor Akindinovich1, Ikonnikova Olga Vladimirovna2
1Institute of Management (Arkhangelsk), Associate Professor of the Theory and History of State and Law, Honorary Worker of Higher Professional Education
2Northern (Arctic) Federal University, PhD in Economics, associate professor of Accounting and Auditing Department

Abstract
In the process of understanding the frequency of natural phenomena among the peoples there is a need in time-calculation and the establishment of national (labor) calendar. The article deals with the natural ordering of norms and activities Tundra Nenets.

Keywords: labor calendar, national calendar, Tundra Nenets


Библиографическая ссылка на статью:
Боровской В.А., Иконникова О.В. Регулятивная роль народного календаря в хозяйственной деятельности тундровых ненцев // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2055 (дата обращения: 12.07.2023).

Стремление к измерению времени и создание календаря – закономерные явления в развитии каждого народа, целью которого было максимальное приспособление к среде обитания, наиболее эффективное и бережное ее использование.

Народный календарь отражает своеобразие природопользования и жизненного уклада, самобытность материальной и духовной культуры этноса.

Ненецкий народный календарь, безусловно, содержал в себе общие черты, характерные для календарей других этносов – традиционный уклад жизни и традиционное природопользование, но имел ряд особенностей:

- устную форму существования;

- своеобразную структуру;

- трудовую направленность.

Письменность у ненцев появилась только в советский период, поэтому информация о смене сезонов и месяцев года передавалась от поколения к поколению в процессе трудовой деятельности.

В своем исследовании С.В. Котов и Г.П. Сикорская определяют своеобразие структуры ненецкого календаря. «Природный год (по) делится на два полугодия, считающихся отдельными летним и зимним годами, а также на 4, 5 или 7 сезонов, 12 (13) месяцев. Сезоны счисляются по состоянию солнца, месяцы – по движению луны». [1, С. 120]

Количество сезонов и их названия отличаются в календарях разных этнических групп ненцев.

Л.В. Хомич [2, С. 23-28] предлагает несколько классификаций этнических групп ненцев. В зависимости от языка, хозяйства и традиций она делит их на тундровых, лесных и колвинских. Тундровые ненцы подразделяются на большеземельских, малоземельских, канинских, тиманских, ямальских, приуральских, тазовских. В основе этой классификации заложен географический критерий. Ненцы большеземельской тундры имели внутреннее разделение, зависящее от мест перекочевок.

Анализируемый далее календарь является народным (трудовым) календарем тундровых ненцев полуострова Ямал.

Ненецкий год состоит из двух полугодий – зимы и лета, – семи сезонов и 12 (постоянных) или 13 (с учетом «високосного») месяцев. Каждый месяц начинается с новолуния и исчисляется четырьмя семидневками лунного месяца – периодами зарождения и убывания Луны. Началом календарного года считается начало зимы.

В целях понимания регулятивной сущности ненецкого календаря целесообразно представить его в форме таблицы.

Народный (трудовой) календарь тундровых ненцев п-ова Ямал

Естественно-природные нормы

Виды деятельности ненцев

полугодие

название сезона

название ненецкого месяца

месяц современного календаря

природные явления

1

2

3

4

5

6

Зима I. «Сырэй» – «снег» 1. «Носиндалва» – «месяц песцового промысла» ноябрь – нач. декабря качественный мех у пушных зверей 1) массовая охота на песца и др. пушных зверей;

2) обучение опытными ненцами молодых постановке капканов, приучение у упряжке оленей, наезживание полозьев новых нарт;

3) возможность женщинам съездить погостить к родственникам;

4) подготовка к перекочевью за р. Обь в таежную зону

2. «Нюдя пэвдей» – «месяц малой темноты» середина декабря наступление холодов и ледостав 1) разборка чумов, упаковка бытовых принадлежностей и погрузка на нарты;

2) перекочевка за р. Обь в таежную зону;

3) постановка зимних чумов

II. «Сыв» – «холодное солнце» 3. «Нарка пэвдей» – «месяц большой темноты»

4. «Лимбя иры» – «месяц орла»

конец декабря – январь

 

 

февраль

самый холодный месяц

 

 

 

- солнце в тайге поднимается выше деревьев, а в тундре – выше вертикально поставленного хорея, т.е. достаточно высоко (так, как и парит орел);

- дует мягкий ветер (как пух орла);

- у оленей выпадают старые рога

1) перекочевки в таежной зоне (смена пастбищ для оленей);

2) заготовление строительных материалов для нарт, хореев, шестов для чума, бересты для летних чумов;

3) заготовление «нявэй» – гигиенического порошка из трухлявой древесины для чистки обуви и меховых изделий;

4) сбор лекарственных средств (березовой чаги и смолы хвойных деревьев);

5) время торгов и гостеваний;

6) время рассказывания мифов и легенд

5. «Яра Иры» – «месяц выпадения оснований старых рогов и появления молодых мора-пантов» март - появление новых рогов у оленей;

- начало весны

1) перекочевывание небольшими перегонами (10-15 км) на север в тундровую зону;

2) врачевание оленей ягельным отваром;

3) починка нарт, хореев;

4) изготовление новых шестов для чумов

III. «Нара» – «снежный наст» 6. «Сие ниць» – «месяц ложного отела» апрель - начало таяния льда и снега, но сохранение возможности пурги и заморозков;

- преждевременное рождение телят

1) переход через р. Обь до ледохода;

2) перекочевывание к весенним стоянкам;

3) отдых для собак перед массовым отелом

Лето IV. «Юнуй» – «половодье» 7. «Ты ниц» – «месяц массового отела» май - вскрытие рек и озер от льда;

- тундра расцвечивается красками

1) выбор пастбища для важенок, защищенного от ветра с тонким слоем снега;

2) охрана новорожденных оленят;

3) завершение постройки новых нарт, хореев, пола для чума

8. «Мангты’ иры» – «Месяц гнездования птиц», или «Нявды’ иры» – «месяц незаконнорожденных оленят» июнь - кладка яиц перелетных птиц;

- появление телят у годовалых важенок;

- нерест рыбы

1) поиск птичьих гнезд;

2) выхаживание рожденных телят годовалых важенок, отказавшихся от них;

3) лов и вяление рыбы;

4) заготовление рыбного жира;

5) просушивание и подновление зимних вещей;

6) упаковка зимнего имущества и непортящихся продуктов

V. «Епдя» – «жара» 9. «Ненянг’ иры» – «Комариный месяц» июль появление комаров 1) смазывание голов оленей рыбьим жиром;

2) разжигание костров-дымокуров;

3) перекочевка к морю в прохладу

10. «Пилю’ иры» – «месяц оводов» август до дождей (конец августа) - линька у оленей;

- появление оводов;

- появление мошкары

1) забой оленей;

2) выделка шкур;

3) ловля, обработка и вяление рыбы;

4) сбор ягод;

5) лечение оленей

VI. «Сельвенянгы» – «время дождей и чистки оленями рогов» 11. «Вэба’ иры» – «месяц листопада» конец августа – сентябрь - дожди, заморозки;

- олени снимают кожицу с новых рогов;

- олени от сырости и заморозков страдают «головными болезнями»

вяление оленины на зиму
VII. «Нгэрей» – «осень» 12. «Хор иры» – «месяц любви оленей и добрых надежд людей» октябрь - брачный период у оленей;

- земля покрывается снегом

1) охрана стада;

2) постановка зимних чумов

Названия сезонов и месяцев, виды трудовой деятельности ненцев позволяют сделать вывод о том, что главной темой народного (трудового) календаря тундровых ненцев, безусловно, является олень – источник пищи, одежды, жилища, транспорт. Основной вид хозяйственной деятельности – оленеводство; охота и рыболовство выступают в качестве дополнительных занятий.

Сам по себе народный календарь гораздо более сложное явление, чем форма времяисчисления.

Трудно не согласиться с С.В. Комовым и Г.П. Сикорской, которые считают народный календарь своеобразным дневником и энциклопедией жизнедеятельности этноса.

Он включает в себя и знание природы, и осмысление закономерностей человеческой жизни, и опыт ведения хозяйства, и произведение устного народного творчества, и установившиеся веками нормы общественной жизни.

Предложенная выше таблица доказывает, что наличие у народного (трудового) календаря тундровых ненцев свойства нормативности (правил поведения, обязательных для тундровых ненцев).

Нормы в указанном календаре имеют характер естественных норм, т.е. правил, созданных самой природой, представленных в виде временных природных периодов – сезонов и месяцев. Сезоны и месяцы имеют для хозяйственной деятельности ненцев важное значение, которое отражено в их названиях.

Так, сезон «Нара» – «снежный наст» – определял временные рамки перехода через реку Обь до ледохода и возможность перехода к весенним стоянкам по плотному снегу. Сезон «Сельвенянгы» – «время дождей и чистки оленями рогов» – предупреждал о возможности «головных болезней» у оленей вследствие дождей и заморозков, воздействовавших на неокрепшие рога.

Месяц «Ненянг’ иры» – «комариный месяц» – предостерегал о тучах кровососущих насекомых, приводивших к потере веса и болезням оленей. Месяц «Хор’ Иры» – «месяц любви оленей и добрых надежд людей» – позволял ненцам увеличить в будущем численность стада и свое благосостояние и т.д.

Следовательно, обладая нормативностью, календарь выполняет регулятивную функцию, регламентируя поведение людей. Народный (трудовой) календарь тундровых ненцев представляет собой систематизацию естественных норм и видов трудовой деятельности ненцев. Целью данной систематизации является сведение к единству природных норм и поведения людей, использующих данные нормы в своей хозяйственной деятельности для создания материальных благ.


Библиографический список
  1. Комов С.В., Сикорская Г.П. Экологическое образование. Уральский вариант. – Екатеринбург, 2007. – 2000 с.
  2. Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: Русский двор, 1995. – 336 с.


Все статьи автора «Иконникова Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: