УДК 94(470)

ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1960-1980-Е ГГ.

Молькин Алексей Николаевич1, Королева Лариса Александровна1, Королев Алексей Александрович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматривается деятельность православной епархии Пензенской области в 1960-1980-е гг., активность местных православных верующих, взаимоотношения с властью.

Ключевые слова: епархия, Пензенская область, православие, СССР


THE PENZA DIOCESE IN THE 1960-1980TH

Molkin Alexey Nikolaevich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Korolev Alexey Aleksandrovich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article activity of the orthodox diocese of the Penza region in the 1960-1980th, activity of local orthodox believers, relationship with the power is considered.

Keywords: diocese, Orthodoxy, Penza region, USSR


Библиографическая ссылка на статью:
Молькин А.Н., Королева Л.А., Королев А.А. Пензенская епархия в 1960-1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2058 (дата обращения: 14.07.2023).

С 22 марта 1960 епископом Пензенским и Саранским стал Феодосий (Дмитрий Михайлович Погорский) [1]. Архиепископ Феодосий требовал от священников изучать антирелигиозные статьи. Лично Феодосий постоянно изучал журналы «Вопросы истории», «Вопросы философии», «Коммунист», «Школа и жизнь» и другие научно-популярные издания. Архиепископ считал, что атеистические публикации становятся все более серьезными [2, л. 42].

Довольно здраво Феодосий рассуждал относительно атеистического воспитания. Он заявлял, что роль антирелигиозной пропаганды в степени религиозности населения и отказе верующих от православия ничтожна; не стоит надеяться на то, чтобы верующий человек вдруг так легко отказался бы от своих взглядов и убеждений под влиянием пропаганды других людей, с противоположным мировоззрением и мировосприятием [2, л. 41; 3, л. 42; 4, л. 140].

Довольно типичен для того времени эпизод о Параскевинской церкви в г. Кузнецке. В июне1963 г. в Параскевинской церкви кузнецкий горисполком запретил проведение служб, т.к. община не имела права пользоваться двумя молитвенными домами в одно и то же время. Но по советскому религиозному законодательству запрет местной власти, председатель которой просто повесил на дверь храма замок, были неправильными. В г. Кузнецке и близлежащих селах насчитывалось значительное количество православных верующих. Функционировавший храм не охватывал всех страждущих не только во время больших православных праздников, но и в будничные дни. 30 марта1967 г. Феодосий общался с председателем Совета по делам религий В.А. Куроедовым по проблеме реконструкции и возобновления функционирования Параскевинской церкви. Этот вопрос обсуждался Феодосием в беседе с патриархом Московским и всея Руси Алексием. Уполномоченный по Пензенской области провел «грозную» разъяснительную работу с верующими, и за время 1968-1971 гг. от них не поступило ни одного заявления по поводу Параскевинской церкви. У столичного Совета появились все формальные основания для вынесения 20 июня1973 г. вердикта о принятии предложения местного облисполкома и снять с регистрации православное религиозное объединение Параскевинской церкви в г. Кузнецке, в связи со слиянием его с объединением Казанской церкви. Здание Параскевинской церкви предписывалось использовать в хозяйственных целях [5, л. 295].

Согласно информации пензенского уполномоченного, в 1960-х гг. в Пензенском регионе наблюдался значительный рост активности православных священнослужителей, что связывалось, как он считал, с целенаправленной работой управляющего Феодосия.  Уполномоченный расценивал Феодосия как очень властного, образованного, энергичного и целеустремленного служителя культа, который прилагал многие силы для повышения авторитета и влияния православных церквей на местное население. Уполномоченный подчеркивал, что Феодосий требовал от служителей православного культа четкого соблюдения религиозной дисциплины, сильно наказывал священнослужителей за недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей и за аморальные проступки, при этом стимулируя священников, которые проявляли особое рвение в религиозной службе. Феодосий  часто выезжал по приходам для совершения архиерейских служб, параллельно контролируя ситуацию в церквах. Пензенский уполномоченный сообщал в информационной записке В.А. Куроедову, что данные шаги определили значительную активизацию деятельности местных религиозников, и существование пензенских православных организаций [6, л. 18-19].

Энергичная церковная активность епископа Феодосия, «неверное» отношение к православным диссидентам, принципиальность, настойчивость и методичность епископа не получали поддержки не только у государственных чиновников, но и не приветствовалось самими служителями РПЦ. В1968 г. епископ был переведен в Ивановскую епархию.

Сменивший Феодосия назначенный управляющим епархией епископ Поликарп (Георгий Кондратьевич Приймак) принципиально отличался от предшественника, поскольку, как докладывал местный уполномоченный, не собирался придерживаться позиции Феодосия [2, л. 42].

С1970 г. епархиальное управление возглавлялось епископом Мелхиседеком (Василий Михайлович Лебедев). Пензенский уполномоченный подчеркивал, что Мелхиседек при разрешении проблем, связанных с церковной практикой в целом «правильно» вел себя.

Мелхиседек регулярно посещал приходы Пензенского региона, но, как подчеркивал уполномоченный, эти выезды не выходили за пределы законодательства о культах. Представитель власти характеризовал епископа как человека вспыльчивого, который в быту часто не сдерживается и раздражается [7, л. 57].

В1978 г. управляющим Пензенской епархии стал Серафим (Дмитрий Захарович Тихонов). Пензенский уполномоченный А.С. Васягин писал, что в общении с представителями власти Серафим был вежлив и обходителен; по большей части прислушивался к просьбам, рекомендациям и предложениям уполномоченного, пытался выполнить их как можно быстрее. В то же время, замечал А.С. Васягин, Серафим настойчив, когда отстаивал свои взгляды. В отношениях со священнослужителями Серафим не допускал никаких возражений, требовал неукоснительного исполнения своих предписаний без обсуждения или прекословия.

В1981 г. патриарх Пимен опубликовал заявление о подготовке и проведении Всемирной Конференции руководителей и других видных деятелей религий мира. Конференция была посвящена рассмотрению вопроса о сохранении жизни человечества и предотвращении ядерного уничтожения. Как следствие, Серафим, управляющий Пензенской епархией, направил на места исполнительным органам церквей епархии письмо, в котором указывал, что необходимо в реальности поддержать высокое дело служения миру Русской Православной церкви и сделать возможные перечисления в «Фонд мира», что следует расценивать как «жертву» на такое важное и нравственное дело, как мир, содружество, разоружение на всем земном шаре, и потому богоугодную. Серафим призывал не забывать своего христианского и патриотического долга миротворческого служения РПЦ и Родине. В1985 г. епископа Серафима наградили Почетной медалью правления «Фонда мира» в знак признания его заслуг в миротворческой деятельности.

Несмотря на возможные негативные последствия, пензенские верующие отличались активностью в плане подачи различного рода жалоб и прошений [8]. Так, если в 1947 г. всего было подано 21 заявление от верующих, то в течение 1967 г. было зафиксировано 127 заявлений и ходатайств от верующих; больше всего из них – 26 – о возобновлении деятельности закрытых молитвенных зданий и открытии новых церквей, 6 – о незаконных шагах и злоупотреблениях священнослужителей; 3 – о нарушениях советского законодательства местными организациями в отношении религиозных объединений. В остальных заявлениях содержались взаимные претензии верующих друг другу и к церковным служащим, рассказывалось о церковных скандалах и т.д. В 1967 г. пензенский уполномоченный персонально пообщался с 134 верующими.

В1968 г. было подано 68 ходатайств, причем 22 касалось неправомерных действий и злоупотреблений церковных работников; в 8 содержалась информация о злоупотреблениях священнослужителей; 7 ходатайств были об открытии новых храмов и возобновлении функционирования закрытых и о назначении служителей культа; 4 заявления – о нарушении закона должностными лицами и верующими; 2 – о вмешательстве священнослужителей в финансовые и административно-хозяйственные функции общин и т.д. Следует отметить, что каждый год число заявлений, ходатайств и требований от православных верующих Пензенской области постепенно становилось меньше: если в1980 г. от прихожан поступило 16 просьб, в1981 г. – 15, в 1982 – 14 [9, л. 56; 10, л. 4].

Основная масса заявлений была представлена ходатайствами об открытии храмов, авторами которых были, в большинстве своем, люди преклонного возраста [11, л. 7]. Так, в 1968 г. среди 127 прошений в 20 письмах излагалось требование о восстановлении и возобновлении деятельности Параскевинской церкви в г. Кузнецке. В течение 1975-1981 гг. в различные советские и партийные инстанции были направлены заявления об открытии храмов в с. Красная Дубрава Земетчинского района, с. Кевдо-Мельситово Каменского района, с. Орловка Наровчатского района, г. Пензе, с. Теплое Малосердобинского района. Но детальная проработка поданных ходатайств доказала, что эти документы инициировались достаточно узким кругом лиц, причем, подписи иногда были подделанными. Например, среди авторов заявления об открытии церкви в с. Красная Дубрава Земетчинского района были подписи жителей 6 соседних сел, в том числе, комсомольцы, коммунисты, депутаты местного Совета, беспартийные активисты, школьники, не достигшие совершеннолетия. Более того, среди лжеподписантов были члены десятков семей, уехавших из области более 5 лет назад [10, л. 12].

В 1970-е гг. в Пензенской области было зафиксировано резкое увеличение количества верующих, желавших поступить в православные духовные заведения. Например, в 1971 г. Н.А. Москвитин, житель г. Пензы, 1937 года рождения, инженер-электрик завода ВЭМ, выпускник политехнического института, женатый, написал заявление с просьбой принять на учебу в Ленинградскую духовную семинарию. В1975 г. слесари завода ВЭМ А.Ф. Кожевников из Заречного и Л.М. Брынский, 1951 года рождения, из Сердобска, также изъявили желание поступить в семинарию. В1975 г. уже 4 человека стремились попасть на учебу в Ленинградскую и Московскую духовные семинарии. В1986 г. из Пензенской епархии, включая Мордовскую АССР, в духовных семинариях и академиях обучалось 4 человека на дневных отделениях, 11 верующих, служивших в местных приходах, – на заочных отделениях [12, л. 90; 13, л. 266].

Во второй половине 1970-х гг. местные верующие стали гораздо действеннее проявлять свою веру. В1975 г. 21 человек (все проживали в Пензенской области) послали в Почаевскую лавру Тернопольской области пожертвования в виде переводов общей суммой 1471 руб.; через 4 года 29 пензенцев направили в Лавру средства более 2500 руб. [14, л. 19, 43-119].

Идеи о правах человека вместе со свободами, объявленными новой Конституцией, все более укоренялись в советском обществе, и верующие даже в такой глубинке, как Пензенская область, начинали в судебном порядке отстаивать свои права. Так, областная аттестационная комиссия на заседании 27 февраля1980 г. и местный комитет профсоюза на собрании 7 мая1980 г. приняли решение об увольнении с работы мастера производственного обучения СГПТУ № 18 с. Махалино Кузнецкого района В.Ф. Чебурашкиной, которую уволили с формулировкой в приказе администрации училища «за несоответствие занимаемой должности – мастера-воспитателя». В.Ф. Чебурашкина написала заявление в Городищенский народный суд о незаконности своего увольнении и с требованием восстановления в прежней должности. Суд ей отказал, мотивировав тем, что В.Ф. Чебурашкина совершила «безнравственный поступок» крещения своих двух детей в августе1979 г., что явилось причиной увольнения в соответствии со ст. 254 п. 3 КЗОТ РСФСР. В.Ф. Чебурашкина не согласилась с решением суда и подала в Коллегию по гражданским делам областного народного суда кассационный иск. Областной народный суд на жалобу В.Ф. Чебурашкиной ответил отказом, подтвердив постановление Городищенского народного суда. Обращаясь к вышестоящим советским органам, В.Ф. Чебурашкина апеллировала именно к ст. 52 Конституции. В судебном процессе принимали участие уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области А.С. Васягин, председатель пензенского облсуда П.А. Симонов и т.д. В ходе судебного разбирательства в1983 г. председатель пензенского облсуда П.А. Симонов пришел к выводу о законности и правильности решения народного суда, кроме пункта об «аморальном поступке», который содержался в решении суда первой инстанции [15, л. 41-121].

Пензенская епархия и в советских атеистических условиях стремилась максимально использовать легальные возможности для укрепления и расширения своего влияния на население региона [16; 17].


Библиографический список
  1. Королева Л.А., Королев А.А., Степнова Д.А., Гарькин И.Н. Православные религиозные объединения в СССР. 1940-1960 гг. (по материалам Пензенской области) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 3. С. 85-95.
  2. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 6064.
  3. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 4714.
  4. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 49.
  5. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 77.
  6. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 183.
  7. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 5235.
  8. Королева Л.А., Молькин А.Н. Религиозность советского населения в 1960-1980 гг. (по материалам Пензенской области) // NB: Исторические исследования. 2014. № 1. С. 17-23.
  9. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 4617.
  10. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 109.
  11. РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д. 554.
  12. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 16. Д. 742.
  13. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 87.
  14. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 91-а.
  15. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 100.
  16. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Государственно-православные отношения в СССР в период «перестройки» (по материалам Пензенской области) // NB: Исторические исследования. 2013. № 5. С. 120-130.
  17. Королева Л.А., Королев А.А. Власть и Русская Православная церковь в СССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг. (по материалам Пензенской области). М., 2011.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: