В условиях глобализации политических и экономических процессов проблема противодействия коррупции является транснациональным вопросом, который не может быть урегулирован только нормами национального законодательства. Следует отметить, что неравномерность социально-политического развития стран отразила особенности национальной коррупции, а следовательно и выработке различных моделей по её противодействию. Вместе с тем как политическое явление коррупция имеет рая характерных признаков, на которых базируются общие подходы и методы борьбы с ней. Именно поэтому вопрос противодействия коррупции на международном уровне и в опыте зарубежных стран всегда имеет актуальное звучание.
В современной юридической литературе коррупцию рассматривают как транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех государств [2, с. 276].
Стремление бороться с коррупцией в последние десять лет возрастает. В этот вопрос много международных организаций вкладывают ресурсы. Международное сотрудничество противодействия коррупции позволило расширить перечень антикоррупционных инструментов.
Увеличение объема законодательной деятельности связано с задачей установления общих глобальных стандартов по противодействию коррупции путем обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, введения уголовной ответственности за коррупционные преступления и предупреждения нарушения антикоррупционного законодательства на национальном уровне. Действующие нормативные акты в области борьбы с коррупцией можно условно разделить на два вида:
- мягкие рекомендательные документы в виде деклараций, резолюций и инструкций;
- жесткие требования в виде ратифицированных конвенций и договоров.
Особую роль в системе международных актов играют «Двадцать принципов борьбы с коррупцией», принятые Советом Европы в 1997 г. Этот документ был призван содействовать созданию специализированных институтов или специальных должностных лиц, ответственных за предупреждение, расследование и судебные наказания за преступления, связанные с коррупцией.
Значительное число рекомендаций из двадцати принципов представлены в Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупционные преступления от 26 мая 1997 г. Конвенция была принята в Страсбурге 27 января 1999 г. на заседании Совета Европы (ETC 173) и вступила в силу с 1 июля2002 г. Российская Федерация ратифицировала данный документ Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», вступившим в силу с 1 февраля 2007 г. После подписания данного документа РФ взяла на себя обязательства по выработке норм и стандартов на основе международных договоренностей, с целью установления единого и принятого на взаимной основе законодательства при проведении расследования дел коррупционных преступлений.
Для разработки национального законодательства важен тот факт, что в Конвенции приведены дефиниции «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр», «судья» и другие. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 декабря 2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества» на Минюст России возложена обязанность сотрудничества с международными организациями по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, на Прокуратуру России – иные вопросы международного сотрудничества.
Дополнительным инструментом борьбы с коррупцией на международном уровне является Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г. Присоединение России к данной Конвенции являлось одним из условий ее вступления в ОЭСР.
Первым международным договором, предъявляющим к странам-участницам жесткие требования к созданию антикоррупционной системы на национальном уровне является Конвенция ООН против коррупции, участницами которого стали 160 государств. Подписав данный документ страны-участницы взяли на себя обязательства по внедрению квалифицированных антикоррупционных мер, которые влияют на национальное законодательство, деятельность финансовых институтов и правоприменительную практику. Российской Федерацией данный документ был ратифицирован Федеральным законом от 8 марта 2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».
Международные обязательства в сфере противодействия коррупции сосредоточены в международных антикоррупционных конвенциях, которые приняты под эгидой международной универсальной организации (ООН) и на уровне ряда международных региональных организаций: Совета Европы, Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития и др.
В юридической литературе под международными антикоррупционными стандартами понимают закрепленные в международных правовых актах (международных договорах и решениях международных организаций, имеющих обязательный характер для государств-участников) нормы, направленные на противодействие и профилактику коррупции в государствах [1, с. 80].
Обострение международной обстановки позволяет предположить, что под лозунгом противодействия коррупции США и его союзники пытались применить к РФ инструменты дестабилизации политической и экономической обстановки. Сегодня антикоррупционная политика является значимым фактором при распределении геополитических сил. В силу вышеизложенного при реализации международных соглашений и применении норм международного права необходимо соблюдать баланс интересов и не создавать излишнюю регулятивную нагрузку. Данное обстоятельство может послужить негативным фактором для сохранения суверенитета государства, особенно, если международные нормы вступают в коллизии с российским законодательством.
Библиографический список
- Каширкина А.А. Антикоррупционные стандарты ОЭСР: понятие и направления имплементации. / А.А. Каширина // М, Проспект, 2012, – С. 76 – 88.
- Тиунов О.И. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: монография / Кашепов В.П., Тиунов О.И., Хабриева Т.Я.; Отв. ред.: Тиунов О.И. - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, - 2012. – 288 c.