УДК 343.8

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Остапец Никита Евгеньевич1, Горбунова Ирина Викторовна2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт истории и права, магистрант
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт истории и права, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматривается система международных актов по борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: борьба с коррупцией, коррупция.


THE SYSTEM OF INTERNATIONAL INSTRUMENTS ON COMBATING CORRUPTION

Ostapets Nikita Yevgen'yevich1, Gorbunova Irina Viktorovna2
1Khakass state University. N. F. Katanov, Institute of history and law, graduate student
2Khakass state University. N. F. Katanov, Institute of history and law, PhD in law, associate Professor

Abstract
This article discusses the system of international instruments for combating corruption.

Библиографическая ссылка на статью:
Остапец Н.Е., Горбунова И.В. Система международных актов по борьбе с коррупцией // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/11/2105 (дата обращения: 14.07.2023).

В условиях глобализации политических и экономических процессов проблема противодействия коррупции является транснациональным вопросом, который не может быть урегулирован только нормами национального законодательства. Следует отметить, что неравномерность социально-политического развития стран отразила особенности национальной коррупции, а следовательно и выработке различных моделей по её противодействию. Вместе с тем как политическое явление коррупция имеет рая характерных признаков, на которых базируются общие подходы и методы борьбы с ней. Именно поэтому вопрос  противодействия коррупции на международном уровне и в опыте зарубежных стран всегда имеет актуальное звучание.

В современной юридической литературе коррупцию  рассматривают как  транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех государств [2, с. 276].

Стремление бороться с коррупцией в последние десять лет возрастает. В этот вопрос много международных организаций вкладывают ресурсы.  Международное сотрудничество противодействия коррупции позволило расширить перечень антикоррупционных инструментов.

Увеличение объема законодательной деятельности связано с задачей установления общих глобальных стандартов по противодействию коррупции путем обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, введения уголовной ответственности за коррупционные преступления и предупреждения нарушения антикоррупционного законодательства на национальном уровне. Действующие нормативные акты в области борьбы с коррупцией можно условно разделить на два вида:

- мягкие рекомендательные документы в виде деклараций, резолюций и инструкций;

- жесткие требования в виде ратифицированных конвенций и договоров.

Особую роль в системе международных актов играют «Двадцать принципов борьбы с коррупцией», принятые Советом Европы в 1997 г. Этот документ был призван содействовать созданию специализированных институтов или специальных должностных лиц, ответственных за предупреждение, расследование и судебные наказания за преступления, связанные с коррупцией.

Значительное число рекомендаций из двадцати принципов представлены в Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупционные преступления от 26 мая 1997 г. Конвенция была принята в Страсбурге 27 января 1999 г. на заседании Совета Европы (ETC 173) и вступила в силу с 1 июля2002 г. Российская Федерация ратифицировала данный документ Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», вступившим в силу с 1 февраля 2007 г. После подписания данного документа РФ взяла на себя обязательства по выработке норм и стандартов на основе международных договоренностей, с целью установления единого и принятого на взаимной основе законодательства при проведении расследования дел коррупционных преступлений.

Для разработки национального законодательства важен тот факт, что в  Конвенции приведены дефиниции «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр», «судья» и другие. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 декабря 2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества» на Минюст России возложена обязанность сотрудничества с международными организациями по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, на Прокуратуру России – иные вопросы международного сотрудничества.

Дополнительным инструментом борьбы с коррупцией на международном уровне является Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития  21 ноября 1997 г. Присоединение России к данной Конвенции являлось одним из условий ее вступления в ОЭСР.

Первым международным договором, предъявляющим к странам-участницам жесткие требования к созданию антикоррупционной системы на национальном уровне является Конвенция ООН против коррупции, участницами которого стали  160 государств. Подписав данный документ страны-участницы взяли на себя обязательства по внедрению квалифицированных антикоррупционных мер, которые влияют на национальное законодательство, деятельность финансовых институтов и правоприменительную практику. Российской Федерацией данный документ был ратифицирован Федеральным законом от 8 марта 2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

Международные обязательства в сфере противодействия коррупции сосредоточены в международных антикоррупционных конвенциях, которые приняты под эгидой международной универсальной организации (ООН) и на уровне ряда международных региональных организаций: Совета Европы, Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития и др.

В юридической литературе под международными антикоррупционными стандартами понимают  закрепленные в международных правовых актах (международных договорах и решениях международных организаций, имеющих обязательный характер для государств-участников) нормы, направленные на противодействие и профилактику коррупции в государствах [1, с. 80].

Обострение международной обстановки позволяет предположить, что под лозунгом противодействия коррупции США и его союзники пытались применить к РФ инструменты дестабилизации политической и экономической обстановки. Сегодня антикоррупционная политика является значимым фактором при распределении геополитических сил. В силу вышеизложенного при реализации   международных соглашений и применении норм международного права необходимо соблюдать баланс интересов и не создавать излишнюю регулятивную нагрузку. Данное обстоятельство может послужить негативным фактором для сохранения суверенитета государства, особенно, если международные нормы вступают в коллизии с российским законодательством.


Библиографический список
  1. Каширкина А.А. Антикоррупционные стандарты ОЭСР: понятие и направления имплементации. / А.А. Каширина // М, Проспект, 2012, – С. 76 – 88.
  2. Тиунов О.И. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: монография / Кашепов В.П., Тиунов О.И., Хабриева Т.Я.; Отв. ред.: Тиунов О.И. - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, - 2012. – 288 c.


Все статьи автора «Остапец Никита Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: