Систематизированное вероучение евангельских христиан-баптистов было разработано на основании Библии. Согласно вероучению евангельских христиан-баптистов, брак установлен Богом. Семья – основная единица человеческих отношений – имеет решающее значение для общества и церкви. Брак, семья – это союз между мужчиной и женщиной, созданный для взаимной помощи и поддержки, для продолжения человеческого рода и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии. Понимая святость брака, супруги должны стараться сохранять счастливые, гармоничные и святые взаимоотношения. Сексуальные отношения до брака и с посторонним лицом во время брака категорически запрещены Священным Писанием.
По учению евангельских христиан-баптистов, муж может иметь только одну жену, и жена – только одного мужа. Христиане имеют право вступать в брак только с членами церкви своего вероисповедания. Так, в общинах евангельских христиан-баптистов Пензенского региона [1; 2; 3] в 1940-1980 гг. преобладали женщины, мужчин насчитывалось не более 15%, людей пожилого возраста было свыше 50% [4, л. 256]. Главным источником пополнения членов организаций евангельских христиан-баптистов являлись семьи последователей баптизма и их родственное окружение [4, л. 257]. Так, в1953 г. среди пензенских евангельских христиан-баптистов из 20 «приближенных» 5 были из семей верующих; в1957 г. – 3; в1967 г. – 1 [4, л. 460-461]. По результатам исследования Д.Е. Мануйловой, 87% состава пензенской общины евангельских христиан-баптистов в той или иной мере связаны родственными узами [5, с. 191].
Желавшие вступить в общину евангельских христиан-баптистов должны были сначала в течение нескольких месяцев и даже лет посещать молитвенные собрания. После подачи заявления пресвитер и члены группы евангельских христиан-баптистов проводили с ними беседы много раз о мотивах их поступков, вероучении, нравственной и религиозной стойкости и т.п., в результате которых принималось решение – допустить к крещению или отказать. В1953 г. из 32 чел., подавших заявление, в отношении 16 верующих было решено совершить крещение, остальным было отказано и предложено отложить обряд [6, л. 27-28, 105].
По мнению евангельских христиан-баптистов, Бог установил, чтобы вступившие в брачный союз не разводились, чтобы супруги были верны друг другу до смерти. Единственное основание для развода, согласно Библии, – супружеская измена.
Христианская семья нерасторжима до наступления смерти одного из супругов. После смерти одного из супругов Слово Божье позволяет вступать в повторный брак, но только в Господе. Действительно, например, в Пензенской области случаев развода в советских семьях евангельских христиан-баптистов не зафиксировано.
Если же ситуация с разводом в семье евангельских христиан-баптистов становится актуальной, то такие сложные бракоразводные вопросы церковь, руководствуясь «Словом Божьим», рассматривает с участием ответственных служителей.
Как правило, семьи евангельских христиан-баптистов многодетны. По мнению верующих, уклонение от деторождения – грех. Бог дает жизнь человеку и определяет ее продолжительность. Дети в семье являются драгоценным даром Божьим. Родители, и в первую очередь отцы, несут ответственность за духовное воспитание детей. Их христианский долг – воспитывать детей в религиозном учении и наставлении, подавая личный пример христианского благочестия. Так, в июне 1955 г. пензенских евангельских христиан-баптистов посетила делегация американских квакеров из 4 чел. В беседе со старшим пресвитером Г.М. Бузыниным особо много вопросов гости задавали в отношении работы членов религиозной группы среди подрастающего поколения. Ответы были отрицательными, поскольку «обязанность воспитывать детей в вере в бога возложена на родителей; и старые и молодые посещают богослужения общины, поэтому юношеские собрания излишни» [4, л. 573].
Однако к началу 1970-х гг. процесс общественной секуляризации советского общества затронул и семейной стороны жизни верующих, и руководство евангельских христиан-баптистов заняло более лояльную позицию в отношении смешанных браков. Собственно религиозные догматы евангельских христиан-баптистов не требовали изоляции от общества, но консервативно настроенные верующие настаивали на том, чтобы заниматься исключительно жизнью общины евангельских христиан-баптистов, отказываться от всего светского, что приводило к более медленным темпам секуляризации евангельских христиан-баптистов, нежели православных.
Строгое исполнение нравственных принципов является обязательным для всех членов общин евангельских христиан-баптистов: верующим запрещено употреблять алкоголь, курить, применять нецензурную лексику. Евангельские христиане-баптисты отрицали добрачный секс, супружеские измены, разводы и аборты и т.п. По большому счету греховным объявлялось все, что выходило за рамки религиозной общины. На молитвенных собраниях пензенских евангельских христиан-баптистов звучало: «Жить снова без бога меня мир зовет, и радость плотскую в награду дает. Но нет на земле, где во всем суета, мне большей отрады, чем верить в Христа» [7, с. 4]. Среди верующих-приближенных распространялось стихотворение «Где счастье?», в котором говорилось, что «счастье нельзя найти ни в красоте природы, ни в звучании певучего стиха, ни в «вопросах жгучих мировых проблем», ни в произведениях искусства, ни в музыке Бетховена и Моцарта. …Счастье следовало искать в словах «самого бога»: «И он (т.е. бог) промолвил: не в земных обманах найдешь ты счастье, а в христовых ранах» [7, с. 4].
Хотя формально равенство мужчины и женщины утверждалось, реально женщина находилась в подчинении мужчины, что отражалось в семейно-бытовой сфере.
Неисполнение данных этических норм влекло отлучение от церкви. Так, решением молитвенного собрания пензенских евангельских христиан-баптистов из общины были исключены верующие О.И. Панькина, Ф.И. Котельникова и М.С. Шестопалова за «пение светских песен, пляску и другие нехристианские поступки» [7, с. 4].
Евангельские христиане-баптисты, несмотря на препятствия со стороны советского государства, понимая свою ответственность перед Богом и обществом в вопросах полноценного, гармоничного и интеллектуального развития христианской личности, стремились к овладению всеми видами светского и духовного образования. Но в целом, уровень образования евангельских христиан-баптистов невысоким. Так, в среде пензенских евангельских христиан-баптистов по данным1968 г. неграмотных и малограмотных было 255 верующих, из них 29 – мужчин и 226 – женщин; с низшим образованием – 165 чел., 20 и 145 мужчин и женщин соответственно; с неполным средним – 36, 18 и 18 мужчин и женщин соответственно; со средним образованием – 66, 22 и 44 мужчины и женщины соответственно [6, л. 47]. В 1980-х гг. наблюдаются некоторые изменения в плане повышения образовательного и культурного уровня верующих евангельских христиан-баптистов в Пензенской области.
Таким образом, советские семьи евангельских христиан-баптистов представляли собой сплоченные верой сообщества, образование и пополнение которых происходило, как правило, из среды самих верующих. В семьях евангельских христиан-баптистов воспитанию детей придавалось очень серьезное значение. Евангельские христиане-баптисты вели исключительно здоровый образ жизни, иногда доходя до крайности.
Библиографический список
- Королева Л.А., Артемова С.Ф. Советская партийно-государственная политика в отношении евангельских христиан-баптистов в 1940-1950 гг. (По материалам Пензенской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. № 4. С. 44-50.
- Королева Л.А., Артемова С.Ф. Евангельские христиане-баптисты в СССР. 1940-1980 гг. (На примере Пензенской области) // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История. Политология». 2010. № 4/3 (68/3). С. 109-117.
- Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф., Гринцов Д.М. Евангельские христиане-баптисты и государство в СССР во второй половине 1940 – 1950-х гг. (по материалам Пензенской области) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 4. С. 187-195.
- ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 1.
- Мануйлова Д.Е. Религиозная община в общинах секуляризации // К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества). М.: Мысль, 1970.
- ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 5.
- Степанов В. Чему учат баптистские проповедники? // Пензенская правда. 1960. 12. 04.