Государство принято рассматривать как единую совокупность понятий «территория», «власть» и «население». Впервые немецкий государствовед Г. Еллинек использовал эти элементы для определения сущности государства: «Чтобы избегнуть юридических фикций и признать предшествующее всякой юриспруденции естественное бытие государства, представляется естественным искать объективное существо государства в одном из его составных, по-видимому, реально существующих, элементов. Эти элементы суть – территория, народ, властитель» [1].
Согласно ст.67 Конституции России каждый субъект РФ имеет собственную территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ. На территорию субъекта Федерации распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции и законов РФ по вопросам, относящимся к ведению Федерации и совместному ведению.
Правовое регулирование территорий субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации. Однако в тексте Конституции Российской Федерации отсутствует правовое регламентирование категории «территория субъекта федерации». Наряду с этим практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется положение, что его территория является составной частью территории Российской Федерации [5].
В Конституции также не закреплено и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют целостную территорию единого федеративного государства [5].
Территории субъектов Российской Федерации разделены административными границами, признанными Российской Федерацией по состоянию на момент принятия федеральной Конституции, описынными и закреплёнными в конституциях и уставах субъектов федерации или в иных правовых актах, согласно которым эти субъекты были образованы. Административный характер границ вытекает из содержания ч. 1 ст. 74 Конституции, которая запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Таким образом, правовой статус границ субъекта РФ отличается от статуса Государственной границы России.
К сожалению, Российская Федерация не смогла полностью избавиться от проблемы межтерриториальных конфликтов. Определенные исторические события обусловили некоторую чрезмерную политизацию территориальных вопросов. Примером того может стать ст. 11 Конституции Республики Ингушетия, закрепляющая следующее положение: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия – важнейшая задача государства» [3].
Источником большинства сохранившихся территориальных споров является советская политика административно-командного центром вопросов границ между регионами без надлежащего учета мнения населения соответствующих территорий, а также сталинская политика переселения целых народов с их исконных земель [2].
Сложившаяся ситуация свидетельствует о неурегулированности вопросов условий и порядка разрешения территориальных споров, возникающих в современном федеративном государстве. На наш взгляд, необходим федеральный закон, который устанавливал бы единые правила урегулирования территориальных споров и определяющий роль населения в их разрешении (к слову, депутатами ГД Иванченко Л. А., Коневым Ю.М., Лысенко В.Н., Шеиным О.В.на рассмотрение ГД выносился проект федерального закона N 208899-3 “Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации”, однако он был с рассмотрения снят [4]).
- Еллинек Г. Общее учение о государстве. 1908. С. 103.
- Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А. Кряжков. – М.: ООО «Городец-издат». С.126.
- Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.)т (с изменениями и дополнениями):http://constitution.garant.ru/region/cons_ingush/chapter/1/#1001
- Постановление ГД ФС РФ от 09.09.2003 N 4290-III ГД
“О проекте Федерального закона N 208899-3 “Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации”: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=262013 - Сысоева, Елена Александровна. Категория “территория” в правовой теории и практике законодательного регулирования федеративного устройства современной России [Электронный ресурс]: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Ростов н/Д: РГБ, 2006. – (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). С. 89.