ЙЫЛДЫЗ Д. ФИЛЬМ “АССА” КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ

Ключевые слова: , , , , ,


ЙЫЛДЫЗ Д. ФИЛЬМ "АССА" КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2012/10/525 (дата обращения: 12.07.2023).

Драма режиссёра Сергея Соловьёва «Асса» – первый фильм трилогии «Асса» (1987); «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989); «Дом под звёздным небом» (1991). Это один из тех фильмов, снятых в 80-х годах, в котором значительная роль принадлежит музыке, (в частности, року), делается акцент на её место в жизни советских людей. В картине задействованы популярные исполнители рок-музыки, один из которых – Виктор Цой, также звучат композиции Жанны Агузаровой, таких групп, как: «Аквариум», «Браво», «Кино».

События фильма разворачиваются в Ялте, морозной зимой далёкого 1980 года. Главная героиня – молоденькая медсестра Алика, которая влюбилась в крупного бандитского «авторитета» Крымова. Раньше он был её пациентом, теперь они стали сожителями. Крымов намного старше Алики, производит впечатление этакого «папика» – недалёкого в моральном плане человека, который уверен, что в этом мире всё можно купить за деньги. Эгоист.

Впервые зритель встречает Алику, когда она сходит с поезда на вокзале в Ялте (она приезжает раньше Крымова, который прибудет только утром). Наступает вечер, девушка решает переночевать на съёмной квартире, познакомившись с сыном хозяйки – жизнерадостным и неунывающим  юношей-музыкантом Банананом.

Бананан – полная противоположность Крымову. Он искренний и немного наивный,  работает в театре сторожем и поёт в ресторане. Его кумиры – Борис Гребенщиков и Ник Кейв. В принципе, у этого молодого человека нет каких-то определённых целей в жизни, он живёт настоящим и не думает о будущем. С одной стороны, наверное, это в какой-то мере правильно, ведь важен каждый прожитый день. С другой стороны, такая пассивность по отношению к жизни выражается в том, что Бананан  «плывёт по течению», он не живёт, а существует. Это не сильная личность, в нём нет потенциала борца. Он не борется даже за свою любовь. У них нет с Крымовым общих интересов, да и что общего может быть у скромного парнишки-музыканта и вальяжного «интеллигента»? Однако, «точкой их пересечения» становится Алика, которой нравится Бананан. Молодые люди становятся друзьями, они проводят больше и больше времени вместе. Во-первых, они примерно одного возраста, с Банананом Алика может чувствовать себя «самой собой», вести себя естественно, непосредственно. Она, по сути, ещё – ребёнок, в то время как с Крымовым же ей приходится играть роль взрослой женщины, именно  такой её хочет видеть «папик».

Между тем, Крымов очень недоволен их дружбой. Ревность выводит его из себя, когда он находит фотографию улыбающихся Алики и Бананана. Крымов решает разделаться с соперником. Сначала он пытается утопить  юношу, предложив ему искупаться в ледяной воде. Затем, пытается «договориться» – предложив Бананану крупную сумму денег, Крымов просит парня  уехать из Ялты, пока они с Аликой там отдыхают. Однако Бананан не соглашается покинуть родной город. Тогда Крымов нанимает «своих людей», чтобы они убили несговорчивого молодого «выскочку». Леденящая душу сцена убийства, во время которого  Крымов даже не повернул головы в сторону окна, за которым убивали парня – просто поражает, насколько циничным может быть человек… Действительно, как просто – нет человека, нет проблемы… Кажется, что для Крымова убийство – привычный способ убирать тех, кто встаёт на его пути. Его нисколько не мучает совесть, а мысли заняты другим – планированием очередного преступления – кражи скрипки Гварнери. И здесь он действует не своими руками, а шантажирует и ставит в безвыходное положение несчастного актёра-лилипута, который находится в тяжёлом материальном положении, и ему ни остаётся ничего, кроме как выполнить поручение Крымова. Но, преступлению не суждено свершиться. Когда Алика узнаёт от Крымова, что Бананан убит, она, кажется, в первые минуты не может поверить в то, что слышит. В подтверждение своих слов, Крымов показывает девушке серёжку,   Бананана, и Алика окончательно понимает – юноши больше нет, и это дело рук Крымова – мерзавца, эгоиста и бандита, считавшего себя вправе распоряжаться чужими судьбами. Случайно Алике попадается в руки пистолет, и она совершает смертельный выстрел в спину в один миг ставшего ненавистным убийцы её друга. Девушку жаль – ей так мало лет, а её жизнь уже загублена, ведь впереди – тюрьма…

Финальная сцена фильма происходит в ресторане. Друг Бананана Витя приводит в ресторанную группу нового музыканта. Это Виктор Цой. Он не сообщает ни своего места жительства, ни род занятий, очень уклончиво отвечает на расспросы администратора. Недослушав её назидательное и монотонное повествование о том, каким должен быть моральный облик советского артиста, он проходит на сцену и исполняет свою знаменитую песню «Мы ждём перемен», которая фактически стала гимном поколения 80-х.

В фильме есть и второстепенная  линия: На протяжении всего фильма Крымов читает книгу «Грань веков» Натана Эйдельмана, рассказывающую о последних днях жизни и убийстве русского императора Павла I в 1801-м году. Проиллюстрированные на экране моменты книги органично вплетаются в основной сюжет фильма. Кстати, это не единственный литературный мотив в фильме – герои то и дело цитируют классиков: Бананан – В.В.Маяковского, Крымов – третью главу «Евгения Онегина».

В целом фильм производит очень сильное, но, в то же время противоречивое впечатление: с одной стороны, поражает, во-первых, вопиющая бесчеловечность богатого материально, но бедного душой Крымова; во-вторых, угнетает общая атмосфера  унылости.  Почувствовать это помогают скучные пейзажи зимней Ялты – тоскливым кажется зимой побережье Чёрного моря. Но, всё-таки, такое «спокойствие» и «безмолвие» выглядит, в большей степени, как затишье перед бурей…ПЕРЕМЕН. Умер Бананан, олицетворяющий собой не только собирательный образ инфантильных, ни к чему не стремящихся, ведущих потребительский образ жизни типичных представителей поколения underground, но и целую ушедшую эпоху. На смену им пришёл новый прогрессивный тип личности, энергичный «бунтарь», мятежник,  жаждущий перемен.  (И ведь они настали!)

Финальная песня исполняется Виктором Цоем очень эмоционально, чувственно, выразительно. В ней столько веры, столько надежды, и столько желания сделать этот мир лучше. Здесь трудно не согласиться со Львом Николаевичем Толстым: «мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, и подчинятся, и содействовать ему».



Все статьи автора «Author»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)