УДК 355

ГЕОПОЛИТИКА РУСИ. РУСЬ И ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Гумелёв Василий Юрьевич
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова
кандидат технических наук

Аннотация
Рассмотрены особенности экономического уклада, сложившегося в каганате в VIII – IX веках, как причины противостояния Руси и Хазарии, которые в Х веке привели к военному столкновению двух держав.

Ключевые слова: иудаизм, работорговля, транзитная торговля, фортификационная система, Хазарский каганат


GEOPOLITICS OF RUSSIA. RUSSIA AND THE KHAZAR KAGANATE: CONFRONTATION

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical sciences

Abstract
Peculiarities of the economic structure in the Kaganate in VIII – IX centuries, as the reasons of confrontation between Russia and Khazaria, which in the X century led to military confrontation of the two superpowers.

Keywords: fortification system, Judaism, Khazar Kaganate, the slave trade, transit trade


Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Геополитика Руси. Русь и Хазарский каганат: противостояние // Политика, государство и право. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/05/739 (дата обращения: 14.07.2023).

Дальнейшему формированию и развитию Русского государства в середине Х века препятствовал его юго-восточный сосед – Хазария. Антагонистические противоречия в русо-хазарских интересах к тому времени существовали уже на протяжении столетий. Изучению русо-хазарских отношений и истории хазар в современной историографии посвящено большое количество работ [1, 2, 3, 4]. Смертельная схватка между Русью и Хазарским каганатом становилась неминуемой – решался вопрос о том, какая из этих держав будет использовать в интересах своего дальнейшего государственного развития человеческие и природные ресурсы степей и лесов Русской (Восточно-Европейской) равнины. И компромиссов в этой схватке не ожидалось. Из современного названия равнины, за территории которой боролись Русь и Хазария, без всякого труда можно понять, на чьей стороне оказалась победа.

Хазары были тюрками. Родина хазар – прикаспийские степи Северного Кавказа. К концу VI века хазары возглавили союз племен на землях современного Дагестана, ходили походами в Закавказье. Зримым до наших дней свидетельством военного могущества и воинственности хазар является гигантская стена со многими башнями, перекрывающая Каспийские ворота в районе города Дербента – узкий проход из степей Предкавказья между горами Кавказа и Каспийским морем в Иран. Персидские шахи построили двойную Дербентскую стену протяженностью около 3,5 км тысячу пятьсот лет назад для защиты своей страны от набегов хазар.

Во второй половине VI века в степях Азии возникла великая держава – тюркский каганат. В 630 году в каганате вспыхнула междоусобица и держава распалась. Остатки царствующего рода осели в Хазарии и основали там правящую династию. В VII веке хазары оставались по-прежнему язычниками, считали себя наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом, а державу – каганатом. К началу VIII века Хазарский каганат занимал территорию современного Дагестана, прикубанские, приазовские степи, часть Северного Причерноморья и большую часть Крыма с приморскими городами. В конце VII – начале VIII веков Хазарский каганат и Византия стали союзниками. Хазары были кровно заинтересованы в этом союзе для отпора надвигающимся в прикаспийские степи арабам.

После покорения арабами Сирии и Месопотамии в 654 году начались арабо-хазарские войны, которые велись с переменным успехом более восьмидесяти лет. Хазары оттягивали на себя арабские армии от границ Византийской империи. Войны Хазарии против халифата обеспечивали Византии некоторый военный перевес над арабами. В 735 году Мерван ибн-Мухаммед – двоюродный брат халифа, смелый и расчетливый арабский военачальник, вторично вторгся в Хазарию и наголову разгромил хазарскую армию. Мерван потребовал немедленного обращения кагана в мусульманство, тот согласился и на время стал правоверным мусульманином. Мерван после этого вернулся назад в Закавказье с громадным количеством пленных и богатой добычей. Арабы не захотели остаться в Хазарии – им очень не понравилась холодная и мрачная, по их понятиям, северная земля. Но они навсегда отучили хазар совершать набеги на свои земли – преподанный Мерваном ибн-Мухаммедом урок пошел им впрок.

В первой половине VIII века часть хазар во главе со своим каганом по имени Булан (Савриил) приняла иудаизм. В Хазарии тогда жили евреи, изгнанные ранее из Ирана, и от них-то пришла к хазарам еврейская религия. В истории человечества обращение хазар в иудаизм стала крупнейшим случаем принятия этой религии как государственной другим народом. При Булане достаточно много евреев переселилось из Ирана и Хорезма в Хазарию. Арабский халиф и византийский император отправили в Хазарию послов, чтобы посулами и угрозами заставить хазар отказаться от иудаизма. Но безуспешно.

В конце VIII – начале IХ века потомок Булана каган Обадия сделал иудаизм государственной религией. После этого в Хазарию стали стекаться евреи из разных стран. Они быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие вновь прибывшие евреи поселились в столице каганата – городе Итиле, который находился в дельте реки Волги. Они быстро стали приближенными кагана. После этого, согласно [5]:

«Хазарский иудаизм, практиковавший исключительную религиозную терпимость, привлек в Хазарию средства международного торгового капитала, что принесло стране процветание».

На деле же все обстояло иначе. Во внутриполитической жизни Хазарии победившего иудаизма не было ни конфессиональной терпимости, ни добрососедских межнациональных отношений. И конкретно именно какой народ процветал в многонациональном каганате – тоже вопрос крайне интересный [4]. Автор [6] так описывает хазарские события и положение дел в стране, имевшее место в 922 году:

«И вот, когда дошла [весть] до царя хазар в триста десятом году, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в усадьбе аль-Бабунадж, то он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муеззинов … ».

Согласно догмам иудаизма – сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями. Еврейские проповедники смогли обосновать иудейское происхождение кагана Обадии и его окружения
[3]:

«В средние века обращение в иудаизм могло совершиться лишь в том случае, если неофит имел предка еврея; не исключалась возможность того, что предок был вымышленным».

Но раввины не захотели сделать этого для всех народов, входивших в состав каганата. Новая религия разъединила государство. Все, не принявшие иудаизма, оказались изгоями в своей стране и объединились против правительства. Началась беспощадная гражданская война, в которой гибли не только повстанцы, но и виднейшие представители иудейской знати, вероятно, даже сам каган и его сыновья. Выдающийся русский историк Л.Н. Гумилев пишет [4]:

«Эта война была беспощадной, так как, согласно вавилонскому Талмуду [священной книги в иудаизме] «неиудей, делающий зло иудею, причиняет его самому Господу и… заслуживает смерть».

Пользуясь хазарскими неурядицами, в степях Причерноморья и Поволжья укрепили свои позиции кочевники, особенно печенеги. После принятия иудейства резко ухудшились отношения между каганатом и Византией. Многие нападения на Хазарию в IX – Х веках были организованы византийцами.

После победы иудаизма власть в стране окончательно оказалась в руках евреев-иммигрантов. Экономика разоренной Хазарии опиралась только на установившиеся у нее международные торговые связи с ближними и дальними народами и странами. Главную роль играла транзитная торговля с ярко выраженной спекулятивной перепродажей. Она приносила баснословные барыши, потому что торговали еврейские и хазарские купцы предметами роскоши, а не товарами широкого потребления для населения. В XXI века такую прибыль приносят только валютные операции, продажа наркотиков и наркотиков.

Хазария превратилась в типичное паразитирующее государство, жившее за счет спекуляции и таможенных пошлин. Каганат держал в своих руках все выходы из Восточной Европы на Восток в страну гузов, Хорезм (государство в Центральной Азии) и владения арабского Халифата. Каган брал огромные пошлины с проезжающих купцов. Они также часто предпочитали не рисковать и продавали свои товары в Хазарии. Хазары же перепродавали их дальше, вздувая цены. Это был основной доход каганата. Хазарская торговля составляла прямую конкуренцию торговому пути «из варяг в греки», который проходил по территории Руси. Хазарские иудеи в случае благоприятного для них соотношения сил в международных делах просто нападали и грабили русские торговые караваны или военные отряды, как это было в 913 году [4, 7]. Сталкиваясь с неповиновением какого-либо подвластного им народа, хазары натравливали на него другой народ. Древний принцип «разделяй и властвуй» лежал в основе внутренней и внешней политики каганата. Так, в борьбе с Русью каган использовал поселенных у ее границ алан, болгар, а также венгров (они в IX веке обитали между Днепром и Доном), печенегов и, по всей вероятности, даже и славянские племена древлян и уличей.

Сам каган жил в цитадели на острове в дельте Волги. Окружала его резиденцию новая столица каганата – «огромный город» Итиль [6], лежавший в глубине Хазарии, вдали от границ. Но место для столицы еврейские торговцы выбрали профессионально: на пересечении двух важнейших торговых путей Евразии – Великого шелкового (системы караванных торговых путей, соединявших со II века до н.э. до XV века страны от Западной Европы до Китая) и так называемого Мехового пути. Этот путь шел из Балтики по Волге и Каспию на Ближний и Средний Восток, он соединял города Ладога, Булгар и Итиль.

Вторым источником доходов была торговля людьми. Благодаря удачному географическому положению Хазарии еврейские купцы контролировали всю торговлю Востока с Западом. Основным товаром стали рабы, которые добывались в набегах. Русы были вынуждены вступать в постоянные сражения и битвы с бандами хазарских работорговцев. В те суровые времена никто не брезговал работорговлей, но хазарам через их единоверцев-иудеев, разбросанных по всем странам мира, удалось придать ранее невиданный размах этому гнусному промыслу. Захваченные в плен мирные жители и военнопленные считались ценным товаром.

Все соседи хазар, но особенно славяне, несли тяжелый урон от хазарских набегов. Иудейские торговцы живым товаром осуществляли работорговлю через города каганата на черноморском побережье Крыма в Византию, Западную Европу, страны Магриба (Северная Африка) и Ближнего Востока. В столице каганата Итиле продавали рабов в страны Среднего Востока и Центральной Азии. Язычников-славян покупали без малейшего зазрения совести и мусульмане и христиане, хотя бы формально избегавшие обращать в рабство своих единоверцев. В Х веке провинция Испании Андалусия находилась под властью арабов-мусульман, а провинция Галисия – под властью христиан. Согласно [8]:

«Известные статьи дохода в Андалусии – рабы из [числа] девушек и юношей, обращенных в рабство в [стране] франков и Галисии, славянские слуги и все, кто есть на земле из славян-евнухов. Ведь кто прибывает в Андалусию, тех неподалеку кастрируют, и поступают так с ними торговцы-иудеи».

В связи с этим многие историки предполагают, что благодаря хазарской работорговле корень «slave», означающий «раб», вошел в языки многих народов (например, в английский) как производное от работорговли славянами.

Третий источник доходов – дань с соседей [9].
Эту дань на протяжении столетий платили многие славянские племена, в том числе многочисленный и воинственный славянский народ, вошедший в историю под названием вятичи, проживавший в VIII – XII веках по берегам реки Оки.

Правители Хазарии занимались тем, что организовывали защиту корыстных интересов представителей еврейского торгового капитала, поселившихся в городах, где сосредоточилась вся экономическая жизнь каганата. Для обеспечения охраны проходящих через территорию каганата торговых путей, отлова живого товара и организации крупномасштабной работорговли, взимания дани с соседей требовалась армия.

Ядром войска каганата была гвардия из хорезмийских наемников-мусульман численностью от семи до десяти тысяч человек (такая большая и дорогостоящая наемная армия в те времена явление уникальное). В войске царила жесточайшая дисциплина. За поражение рядовые наемники, нанятые на службу хазарами, расплачивались своими жизнями – их казнили. Но плата за службу каганату была настолько велика и привлекательна, что желающих подписать дьявольские условия договора с каганатом – плата своей кровью за поражения – хватало. Потерпевших поражение хазарских военачальников, как правило, предавали лютой смерти [6]:

«А что касается предводителей и его заместителя, то если они обратятся в бегство … он [царь] разрезает каждого из них на два куска и распинает их [на кресте], а иногда вешает их за их шеи на деревья».

В армию Хазарии также входили и наемники из степняков. Собственно хазарские воины представлены согласно рисункам 1 и 2.




а б

а – хазарский воин; б – снаряжение хазарского лёгкого всадника

Рисунок 1 – Вооружение хазарского легкого всадника. IХ –Х века.

Художник О. Фёдоров


Рисунок 2 – Хазарский тяжеловооруженный всадник.

IХ –Х века. Художник О. Фёдоров

Легковооруженный всадник с прямым мечом, заточенным с одной стороны, боевым топором и луком с колчаном, полным стрел, представлен согласно рисунку 1. Снаряжение тяжеловооруженного всадника (рисунок 2) было несколько слабее и легче, чем мусульманского наемника-гвардейца.

К 850 году Хазария достигла вершины своего могущества. Основные направления походов хазар и карта Хазарского каганата в IХ веке представлены в соответствии с рисунком 3.

Вдоль границ каганата была выстроена уникальная фортификационная система степных замков-крепостей [10]. На сегодняшний день обнаружено более трехсот таких крепостей, составлявших рубеж общей протяжённостью более пяти тысяч километров.

В них располагались гарнизоны наемников, которые защищали от нападения соседей сердце каганата – его главную торговую базу и столицу город Итиль. Хазарский замок-крепость представлен согласно рисунку 4.


Рисунок 3 – Основные направления походов хазар и Хазарский каганат

в IХ веке (по книге [2])


Рисунок 4 – Правобережная Цимлянская крепость

(реконструкция О. Фёдорова)

О наступательном характере этой системы укреплений говорит то, что они возводились не на восточном (хазарском) берегу, что вполне соответствовало задачам обороны, а на западном – славянском. То есть эти крепости защищали речные переправы и выполняли дополнительно еще и функции торговых факторий в системе работорговли, созданной торговой верхушкой каганата.

Поэтому расстояние между ними было всего лишь в один дневной пеший переход. Это объясняется необходимостью обеспечения надежной охраны и уменьшения потерь живого товара, который гнали как скот на невольничьи рынки. Самих же будущих рабов отлавливали и продавали гарнизону крепости разномастные банды, промышлявшие в степи. Внутреннее пространство практически каждого замка-крепости делилось на три территории: для проживания гарнизона, для хозяйственных нужд и для содержания живого товара.

Оборонительная система из степных замков, их архитектура [11], да и сама, возможно, идея применения в работорговле позаимствованы иудео-хазарами из Хорезма, откуда набирали основную массу наемников в гвардию кагана.


Библиографический список
  1. Каспийский свод сведений о Восточной Европе Б.Н. Заходер Часть II. Хазары. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0103.htm
  2. Плетнева С.А.. Хазары. [Электронный ресурс] – URL: http://istorya.ru/book/hazary/index.php
  3. Артамонов М.И. История хазар [Текст] / М.И. Артамонов. – Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. – 523 с.
  4. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2002. – 412 с.
  5. Электронная еврейская энциклопедия. Хазария. [Электронный ресурс] – URL: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14401&query
  6. Книга Ахмада Ибн-Фадлана Ибн-аль-’Аббаса Ибн-Рашида Ибн-Хаммада, клиента Мухаммада Ибн-Сулаймана, посла аль-Муктадира к царю славян. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/116312/read
  7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с.
  8. Абу-л-Касым ибн Хаукаль Книга путей и стран. [Электронный ресурс] – URL:http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/text5.phtml?id=9400
  9. Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931
  10. Флёров В.С. «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность [Текст] / В.С. Флёров. – М.: Мосты культуры, 2010. – 260 с.
  11. Вадим Кожинов. История Руси и русского Слова. [Электронный ресурс] – URL:http://fictionbook.ru/author/kojinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi_i_russkogo_slova/read_online.html?page=1


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: