Басаргина А.Н.
студентка 2 курса гр. Б1201Нн.
Огромное значение государство отводит политики занятости. Государственная политика занятости своего рода выражение конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей, как для предпринимательской, так и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Актуальность государственной политики занятости состоит в том, что очень многие факторы влияют на развитие занятости. В связи с этим темпы и экономические издержки достижения занятости населения в большой степени определяются сложившимися положениями, и эти положения далеко не всегда являются желательными тенденциями движения к цели. В настоящее время проблема занятости набирает большие обороты, а именно государство всё больше и больше сводит политику занятости лишь к помощи безработным, которые испытывают трудности в процессе поиска работы.
Политика занятости задействует все факторы, которые определяют успех трудовой деятельности человека, где критериями служат обычно размер заработной платы, продвижение по службе, стабильность занятости и т.д.
Федеральная государственная служба занятости населения является самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на реализацию и разработку целевых программ, содействия занятости населения(граждане, находящиеся под риском увольнения, граждане особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы), содействие работодателям в подборе необходимых работников, а для граждан поиск подходящей работы и пр.
Под активной политикой государства на рынке труда обычно понимается политика государства, непосредственно осуществляемая на рынке труда и нацелена на содействие гражданам, у которых есть проблемы с трудоустройством.
В активную политику на рынке труда обычно входят два основных элемента. Во-первых, это призыв экономически активного населения с помощью различных схем общественных работ, помощь безработным в открытии собственного дела и субсидирование рабочих мест. Во-вторых, это различные программы переобучения и обучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных и для тех групп занятого населения, для которых наиболее велик риск, остаться, без работы, развитие навыков необходимых для успешного поиска работы и чтобы работать. К развитой (активной) политике на рынке труда близки мероприятия, призванные способствовать развитию инфраструктуры рынка труда. К сожалению, в России рынок инфраструктуры труда развит очень слабо. В первую очередь имеется в виду деятельность служб занятости по предоставлению безработным информации о рынке труда, консультаций, рекомендаций и т.д.
Оценка эффективности наиболее активной политики – это прежде всего экспертиза государственных программ, направленная на анализ их работы, произведенного ими эффекта и сравнение полученных результатов с определенными критериями. Под программой в данном случае подразумевается система практических действий государства на рынке труда, результатом которой должно стать улучшение возможностей трудоустройства безработных граждан, то есть государство должно так проводить и осуществлять эти программы, чтобы любой гражданин России смог устроиться на работу. Но на деле обстоит конечно не так хорошо как на «бумаге» в программе.
Оценочная деятельность осуществляется как внутри органов исполнительной власти силами их сотрудников, так и может выполняться внешними экспертами (научные круги, по заказу властных органов или в рамках самостоятельных научных исследований).Экспертиза должна гарантировать объективность оценки. Результаты этих оценок обязательно должны учитываться органами государственной власти при разработке действий на рынке труда и оказывать влияние на распределение ресурсов, выделяемых на реализацию тех или иных программ. В России на настоящий момент регулярные оценки эффективности программ с точки зрения оценки воздействия, органами государственной власти не осуществляются. Малое число оценок проведено в рамках научных исследований, однако я считаю что нет механизма, через который результаты этих оценок могли бы влиять на деятельность органов власти, ответственных за проведение государственной политики.
Для оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации нужен анализ микро-данных и так как из-за недостатка всего необходимого для анализа микро-даннных, оценка затруднена. Наиболее реальным представляется использование для оценки программ на рынке труда административных данных, накапливаемых в региональных службах занятости.
Так как политика занятости в России не совершенна нужно провести ряд мер, которые помогут улучшить политику занятости:
-уточнить подход к финансированию политики занятости населения;
- проводить мероприятия для поддержания занятости населения;
-разработать нормативное финансирование по затратам на реализацию активных программ содействия занятости населения;
-разработать механизм оценки эффективности программ, которая будет содействовать занятости населения;
-расширить привлечения средств (средства работодателей, бюджеты субъектов Российской Федерации);
-совершенствовать мониторинг спроса и предложения рабочей силы;
-осуществлять мероприятия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда;
-внедрять в деятельность органов службы занятости современные технологий;
-оптимизировать структуры и численность работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению;
Это примерный перечень, где как я считаю нужно доработать программу по политике занятости. Реализация вышеперечисленных мер позволит повысить, улучшить качество работы органов службы занятости и наиболее эффективно использовать средства федерального бюджета.
Список использованных источников
- О.В. Вередюк Государственная политика занятости России (Федеральный и региональный аспекты): Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. – СПб., 2005. – 151 с
- Ниворожкина Л. И., Ниворожкин А. М. Профессиональное обучение и переподготовка безработных: статистическое оценивание эффекта активных программ на рынке труда // Вопросы статистики. – 2003. – № 6.
- Ниворожкина Л. И., Ниворожкин А. М., Шухмин А. Г. Моделирование поведения населения на рынке крупного города. Продолжительность регистрируемой безработицы // Российская программа экономических исследований 2001. Научный доклад № 01/08.
- Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С. Чижова. – М.: Наука 2008. – 254 с.