ДИБИРГАДЖИЕВА Д.А. ТЕРРИТОРИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РФ

Ключевые слова: , ,


ДИБИРГАДЖИЕВА Д.А. ТЕРРИТОРИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РФ


Библиографическая ссылка на статью:
// Политика, государство и право. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2012/03/212 (дата обращения: 05.05.2017).

Государство принято рассматривать как единую совокупность понятий «территория», «власть» и «население». Впервые немецкий  государствовед   Г. Еллинек использовал эти элементы для опреде­ления сущности государства: «Чтобы избегнуть юридических фикций и при­знать предшествующее всякой юриспруденции естественное бытие госу­дарства, представляется естественным искать объективное существо государст­ва в одном из его составных, по-видимому, реально существующих, элементов. Эти элементы суть – территория, народ, властитель» [1].

Согласно ст.67 Конституции России каждый субъект РФ  имеет собственную территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ. На территорию субъекта Федерации распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции и законов РФ по вопросам, относящимся к ведению Федерации и совместному ведению.

Правовое регулирование территорий субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными зако­нами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации. Однако в тексте Конституции Российской Федерации от­сутствует правовое регламентирование категории «территория субъекта федерации». На­ряду с этим практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется положение, что его территория является составной ча­стью территории Российской Федерации [5].

В Конституции также не закреплено и положение о том, что территории субъ­ектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции в со­став территории Российской Федерации, образуют целостную территорию единого федеративного государства [5].

Территории субъектов Российской Федерации разделены администра­тивными границами, признанными Российской Федерацией по состоянию на момент принятия феде­ральной Конституции, описынными и закреплёнными в конституциях и уставах субъектов федерации или в иных правовых актах, согласно которым эти субъ­екты были образованы. Административный характер границ вытекает из со­держания ч. 1 ст. 74 Конституции, которая запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Таким образом, правовой статус границ субъекта РФ отличается от статуса Государственной границы России.

К сожалению, Российская Федерация не смогла полностью избавиться от проблемы межтерриториальных конфликтов. Определенные исторические события обусловили некоторую чрезмерную политизацию территориальных вопросов. Примером того может стать ст. 11 Конституции Республики Ингушетия, закрепляющая следующее положение: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия – важнейшая задача государства» [3].

Источником большинства сохранившихся территориальных споров является советская политика административно-командного центром вопросов границ между регионами без надлежащего учета мнения населения соответствующих территорий, а также сталинская политика переселения целых народов с их исконных земель [2].

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неурегулированности вопросов условий и порядка разрешения территориальных споров, возникающих в современном федеративном государстве. На наш взгляд, необходим федеральный закон, который устанавливал бы единые правила урегулирования территориальных споров и определяющий роль населения в их разрешении (к слову, депутатами ГД Иванченко Л. А., Коневым Ю.М., Лысенко В.Н., Шеиным О.В.на рассмотрение ГД выносился проект федерального закона N 208899-3 “Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации”, однако он был с рассмотрения снят [4]).

 

  1. Еллинек Г. Общее учение о государстве. 1908. С. 103.
  2. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А. Кряжков. – М.: ООО «Городец-издат». С.126.
  3. Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.)т (с изменениями и дополнениями):http://constitution.garant.ru/region/cons_ingush/chapter/1/#1001
  4. Постановление ГД ФС РФ от 09.09.2003 N 4290-III ГД
    “О проекте Федерального закона N 208899-3 “Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации”: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=262013
  5. Сысоева, Елена Александровна. Категория “территория” в правовой теории и практике законодательного регулирования федеративного устройства современной России [Электронный ресурс]: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Ростов н/Д: РГБ, 2006. – (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). С. 89.

 



Все статьи автора «Диана Дибиргаджиева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: